Получи документы

План по самообразованию и саморазвитию «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

Макарюк Ольга Николаевна
План по самообразованию и саморазвитию «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Подснежник»

План по самообразованию и саморазвитию

Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников».

воспитателя Макарюк О. Н.

г. Абакан 2021г.

Публикация «План по самообразованию и саморазвитию „Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников“» размещена в разделах

«По-моему, цель сказочника заключается в том, чтобы какою угодно ценою воспитывать в ребенке человечность — эту дивную способность человека волноваться чужими несчастьями, радоваться радостями другого, переживать чужую судьбу, как свою».

К. И. Чуковский

Актуальность: психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в общении и одиночестве. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают, как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь сказкотерапия. Сказкотерапия с детьми проходит в достаточно свободной форме: обсуждение психологических трудностей героев сказки проводится после прочтения сказки. Получается, что ребенок одновременно получает удовольствие от занятия, раскрывает свои творческие способности, оказывается, в центре внимания взрослого и преодолевает свои собственные психологические трудности.

Тема: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников».

Цель: создание условий для активизации в ребенке творческого начала, раскрытия глубин собственного внутреннего мира, развития его самосознания посредством применения метода сказкотерапии.

Задачи:

• создать необходимые условия для развития творческого воображения, оригинальности мышления;

помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;

• содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их речевого развития;

• содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыков связной речи;

• снижение уровня тревожности и агрессивности у детей;

• воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.

Месяц Формы работы

С детьми Педагогами Самообразование Родителями

Раздел плана 1 ЭТАП Информационно - аналитический

Сентябрь - обмен опытом (наработки, методические пособия) - знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании;

- изучение психолого-педагогической, методической литературы по теме самообразования;

- изучение материалов на интернет-ресурсах. Консультация: «Воспитание сказкой»

Раздел плана 2 ЭТАП Разработка программно — методического обеспечения

образовательного процесса

Октябрь Дидактическая игра «Узнай сказку»

Сказка : «Как лисенок детский сад пропустил» - прививаем ребенку ходить в детский сад.

Сказка : «Кнопочка и монстры» - избавляем ребенка от страха темноты и воображаемых монстров.

Сказка : «Большой пальчик и озорной Ротик» - избавляем от привычки брать пальцы в рот. Сбор книжных иллюстраций. Изучение работы педагогов (через публикации, сайты).

Изготовление демонстрационного материала, атрибутов связанных со сказкотерапией. Консультация: «Читайте ребенку правильные сказки»

Ноябрь Сказка : «Почему нельзя обманывать» - помогаем ребенку понять, что обманывать не только плохо, но и опасно.

Сказка : «Вежливый Клест»- воспитывать в ребенке желание быть вежливым.

Сказка : «Каждый красив по-своему» - помогаем ребенку устранить чувство неполноценности. Обмен опытом. Изучение литературы по данной теме.

1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.

2. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.

3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва, 2001. - 143 с.

4. Гнездилов, В. "Авторская сказкотерапия", СПб. : Речь, 2004

5. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко"). Консультация: «Какие сказки читать ребенку на ночь»

Декабрь Терапевтические сказки : «Смелый Гномик», «Мышонок и темнота», «Сережа и Звезда» - направленность: - боязнь темноты, повышенная тревожность, ночные кошмары, общая боязливость. Ключевая фраза: «Мне страшно!» Консультация: «Что такое терапевтическая сказка» Изучение проблемы данной темы в трудах отечественных и зарубежных ученых. Выставка семейных рисунков: «Моя любимая сказка» - привлечь родителей к участию в жизни детского сада. Вызвать у детей и родителей положительные эмоции.

Январь Терапевтические сказки : «Зубки», «Зубастик».

Проблема – нежелание чистить зубы.

Терапевтический эффект – позитивный настрой на действия по личной гигиене, учить дошкольников чистить зубы. Информация: «Предметно-развивающая среда по художественной литературе» Изучение литературы через интернет ресурсы:

Ссылки на ресурсы Интернет:

• Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bayushki.ru/category/1/6/83. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cka3ka-pro.ru/index.html. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011. Создание книжного уголка – привлечь родителей к созданию книжного уголка.

Февраль Сказка : «Как Андрюша гостей встречал» - если ребенок стесняется. Беседы на тему: «Как влияет сказка на эмоциональный настрой ребенка» Изучение литературы по данной теме.

1. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").

2. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.

3. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985. Акция: «Подари детям книгу»

Март Сказка «Про Непослушку» - если ребенок не слушается Советы педагогам: «Какие сказки читать детям» Изучение литературы по данной теме.

1. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).

2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии). Подготовка буклетов: «Роль сказок в развитии ребенка»

Апрель Составляем сказку сами. Оформление буклетов: «Сказкотерапия – лечение сказкой» Изучение литературы через интернет ресурсы:

Сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skazka.ural.ru/. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

Сказки. Сетевая библиотека[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.skazki.org.ru/. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011. Подготовка буклетов: «Сказка – это важно»; «Сказка в гости идет»

Раздел плана 3 ЭТАП Заключительный. Обобщение опыта работы.

Май Открытое занятие: «В гостях у сказки» Презентация на тему самообразования Подготовка мультимедийной презентации для педагогов: «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников» Фотоотчет по самообразованию

Выход темы:

Ожидаемые результаты для детей:

• дети знают признаки, по которым мы узнаем сказку, какие бывают сказки;

• знают сказки народов;

• выразительно передают содержание сказок, замечают характерные особенности изображения персонажей в книжных иллюстрациях;

• умеют передавать в рисунке эпизоды знакомых сказок.

развитие речи детей и ее основных функций;

• совершенствование навыков коммуникации;

• закрепление представления об окружающем мире;

развитие художественного вкуса, фантазии, изобретательности, пространственного воображения; желания экспериментировать.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников:

• повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;

• повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе сказкотерапии для дшкольников.

Продукты педагогической деятельности в рамках самообразования по теме :

• буклеты, памятки, брошюры, консультации и рекомендации для родителей;

• картотека терапевтических сказок для дошкольников;

• презентация на заседании Педсовета «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»;

• буклет для воспитателей «Сказкотерапия - лечение сказкой»;

• личное участие в творческих конкурсах на разных уровнях;

• размещение фотоотчетов и методических разработок по накопленному опыту на сайтах www.infourok.ru, www.nsportal.ru.

Источники:

1. Алексеенко, В. В. Играем в сказку : воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет / В. Алексеенко, Я. Лощинина. - Москва, 2008. - 220 с.

2. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - 2-е изд. - Москва, 2003. - 143 с.

3. Вачков, И. В. Сказкотерапия : развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. - Москва, 2001. - 143 с.

4. Гнездилов, В. "Авторская сказкотерапия", СПб. : Речь, 2004

5. Грабенко, Т. М. Зачем читать детям сказки. Колобок. Ружье и сердце / Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2006. - 63 с. - (Технологии Института сказотерапии) (Серия "Мастерская Татьяны Грабенко").

6. Доронова, Т. "Что за прелесть эти сказки! " / Татьяна Доронова // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2010. - N 3. - С. 5-7.

7. Запорожец, А. В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника //Эмоциональное развитие дошкольника. – М., 1985.

8. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Игры в сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко. - Санкт-Петербург, 2008. - 208 с. - (Технологии института сказкотерапии).

9. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 171 с. - (Технологии института сказкотерапии).

10. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. - Санкт-Петербург, 2006. - 317 с. - (Мастерская психологии и психотерапии).

Ссылки на ресурсы Интернет:

• Баюшки. Ру – Все про сон ребенка[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bayushki.ru/category/1/6/83. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Институт психотерапии и клинической психологии[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.psyinst.ru/library.php?part=articles&p=75. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Институт сказкотерапии (г. Санкт-Петербург)[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.cka3ka-pro.ru/index.html. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Книжная Поисковая Система eBdb (electronic books data base) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ebdb.ru/Category.aspx?catId=1092361. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

«Мир книг» : Как воспитать ребё нка ДОБРЫМ: сказкотерапия (для малышей от 2 до 7 лет) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mirknig.com/audioknigi/audioknigi_detyam/1181242772-kak-vospitat-rebyonka-dobrym-skazkoterapiya.html. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

• Стишенок, И. В. Сказка в тренинге : коррекция, развитие, личностный рост / И. В. Стишенок[Электронный ресурс]. – 2006. - Режим доступа: https://mirknig.com/knigi/nauka_ucheba/1181145881-skazka-v-treninge-korrekcija-razvitie.html. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

Сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://skazka.ural.ru/. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

Сказки. Сетевая библиотека[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.skazki.org.ru/. - Основано на версии, датир. : март, 31, 2011.

Публикации по теме:

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Экран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возрастаЭкран-трансформер как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста Актуальность: Основная задача педагогов дошкольного учреждения – выбрать средства обучения, методы и формы организации работы с детьми,.

Бисероплетение как средство всестороннего развития детейБисероплетение как средство всестороннего развития детей Бисероплетение — это наилучший способ увлечь вашего ребенка занятием, развивающим детское воображение и фантазию. Наверное, всю пользу.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Отчет по самообразованию «Сказкотерапия как средство развития детей дошкольного возраста» Актуальностью данной темы является то, что сказка - это самый первый вид художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное,.

Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников»Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы-игры как средство социализации дошкольников» Отчёт по самообразованию «Коммуникативные музыкальные танцы - игры, как средство социализации дошкольников» Дошкольный возраст – уникальный.

План работы по самообразованию «Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольников» Актуальность темы Всем известно, что художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста»Проект «Спортивное ориентирование как средство всестороннего развития и оздоровления детей дошкольного возраста» Содержание проекта Направление реализации проекта Современные модели организации дошкольного образования с учетом образовательных потребностей.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию и саморазвитию «Сказкотерапия как средство всестороннего развития дошкольников»
Опубликовано: 9 сентября 2021 в 13:41
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД