План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»

Казбекова
План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»

План по самообразованию на 2020-2021 учебный год

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Воспитатель: Казбекова Залина Викторовна

Работа начата: сентябрь 2020 г.

Предполагается закончить: май 2021 г.

Актуальность

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

В современных условиях, в связи с бурным развитием автомобильной промышленности, увеличилось количество аварий и несчастных случаев с людьми (особенно с детьми) на дорогах. Поэтому проблема безопасного поведения на дорогах и предупреждение дорожно-транспортного травматизма стали актуальной в нашей стране.

Актуальность проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна даже не всем взрослым. Много в нашем городе широких, красивых улиц, дорог; большой поток транспорта на дорогах и улицах. По этим же дорогам и улицам проходит тысячи пешеходов. Среди них, конечно, дети.

Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто, увлеченный чем-либо новым, необычным, ребенок попадает на улице в опасные для его жизни ситуации.

Для ребенка умение вести себя на дороге зависит не только от его желания или нежелания это делать. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации.

Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные, правила, усвоенные, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью человека. Поэтому очень важно, как можно раньше научить юных граждан правилам поведения на улицах и дороге. Знакомить с азбукой дорожного движения надо еще до школы, тогда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. Именно в этом возрасте дети должны получить первые сведения о правилах дорожного движения.

В обучении детей безопасному поведению на улицах, должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Важно еще, что данная тема тесно переплетается с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за свое поведение, уверенность в своих действиях. Все это составляет основу воспитания грамотного и уверенного в себе пешехода и водителя.

Сегодня в обществе активно обсуждается проблема безопасности детей и особую тревогу за малолетних граждан испытывают работники детских учреждений, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих воспитанников.

С чего же начинается безопасность детей дороге? Разумеется, со своевременного обучения умению ориентироваться в дорожной ситуации, воспитания потребности быть дисциплинированным на улице, осмотрительным и осторожным. Личный пример – это самая доходчивая форма обучения для ребенка.

Это проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы, темой по самообразованию - «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения».

Цель:

1. Повышение своего профессионального мастерства и компетентности.

2. Совершенствование условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

В соответствии с целью выделены следующие задачи самообразования:

Задачи:

1. Расширять, совершенствовать и систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения детей на улице, знакомить с назначением дорожных знаков.

2. Уточнять и расширять представления о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части.

3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.

4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно- транспортном процессе.

5. Познакомить с действиями инспектора ГИБД.

6. Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

7. Расширять словарный запас детей по дорожной лексике.

8. Активизировать взаимодействие с родителями по пропаганде ПДД и безопасности детей.

В результате работы предполагается,что дети узнают об:

• об основных источниках и видах опасности на улице;

• о транспортных средствах, об улице (виды перекрестков, о правилах перехода проезжей части, о дорожных знаках;

• об опасных для жизни ситуациях и способах предупреждения опасных ситуаций на улице;

• о безопасном поведении в дорожно-транспортной среде;

• о правилах дорожного движения.

Предполагаемый результат:

1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и основных правилах поведения на улице и в общественном транспорте.

2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.

3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.

4. Умение детей проявлять осторожность и предусмотрительность в потенциально опасной ситуации (на проезжей части дороги, при переходе улиц, перекрестков, при перемещении в автомобиле).

5. Умение понимать смысл общепринятых символических обозначений (дорожные знаки, дорожная разметка, светофор, остановка транспорта и др.);

6. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

Формы работы с детьми:

• Мониторинг детей.

• Совместная деятельность воспитателя с детьми (экскурсии, наблюдения, прогулки, досуги, игры).

• Индивидуальная работа с детьми.

• Образовательная деятельность.

• Свободная самостоятельная деятельность детей (игры: настольные, театрализованные, строительные, подвижные).

• Работа вне образовательной деятельности.

Формы работы с родителями:

• Консультации для родителей, беседы по теме.

Оформление папки-передвижки.

• Проведение анкетирования.

• Выступление на родительском собрании.

Формыработы с педагогами ДОУ:

Подготовка консультаций для воспитателей по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения.

• Обобщение опыта на педсовете по теме самообразования.

• Показ образовательной деятельности.

Действия и мероприятия,которые будут проводиться мною в процессе работы над темой:

• Изучение методической литературы по теме.

• Изготовление картотек, оборудования и игр по ПДД.

• Разработка перспективного плана по теме самообразования.

• Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасности в окружающей дорожно-транспортной среде.

• Проведение открытых мероприятий.

• Подборка консультаций для родителей по данной теме.

• Круглый стол с родителями по теме.

Самоанализ и самооценка своей деятельности в группе.

Форма отчётности:

• Выступление по теме самообразования на педагогическом совете.

• Обобщение результатов на педсовете.

Этапы работы:

1 этап - информационно-аналитический.

Изучение научной и учебно-методической литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина «Безопасность», - СПб.: «Детство-Пресс», 2002

3. Л. Б. Баряева, В. Л. Жевнеров, Е. В. Загребаева «Азбука дорожного движения»,-М.: «Дрофа», 2008.

4. Г. Д. Беляевскова, Е. А. Мартынова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет»,- Волгоград: «Учитель», 2012.

5. П. В. Быстров «Формирование представлений о здоровом образе жизни и основам безопасности жизнедеятельности», - М.: ООО «Группа Компаний «Активное обучение», 2014.

6. Т. И. Данилова «Программа Светофор» Обучение детей дошкольного возраста ПДД- Санкт-Петербург: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

7. И. А. Лыкова, В. А. Шипунова «Дорожная азбука», - М.: Издательский дом «Цветной мир». 2015.

8. О. Ю. Старцева «Школа дорожных наук: Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма», - М.: ТЦ Сфера, 2008.

9. Н. В. Коломец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры»,- Волгоград: Издательство «Учитель», 2014.

10. Под ред. Л. Л. Тимофеевой «Формирование Культуры Безопасности. Планирование образовательной деятельности в подготовительной группе»,- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2014.

11. Е. Я. Хабибулина «Дорожная азбука в детском саду»,- Санкт-Петербург: «Детство-Пресс», 2011.

На этом этапе проводится мониторинг знаний детей по ПДД (с использованием иллюстраций).

2 этап – практический (формирования знаний у детей по ПДД).

Оформлениепредметно- развивающей среды:

1. Подобрать наглядный дидактический материал, дидактические и настольно-печатные игры по правилам дорожного движения.

2.Составление картотек: дидактических игр, сюжетно-ролевых игр.

3. Пополнить книжный уголок литературой по ПДД для детей.

4. Оформление фотоальбома «Дорожные знаки».

5. Подбор материала для презентаций.

6. Составление плана работы с детьми и родителями.

Работа с детьми:

Беседы:

- «Знакомство с городским транспортом»,

- «Правила поведения в транспорте»,

- «Улицы города»,

- «Опасный перекрёсток»,

- «Пешеходный переход. Поведение пешехода на перекрёстке»,

- «Посмотри налево, посмотри направо»,

- «Правила пешехода»,

- «Регулировщик и его работа»,

- «Зачем нужны дорожные знаки»,

- «Запрещающие знаки»

- «Предписывающие знаки»

- «Информационные знаки и знаки особых предписаний»

- «Знаки сервиса»

- «Велосипед на улицах города»,

- «Правила поведения пешеходов»,

- «Зачем нужны правила дорожного движения.

Дидактические игры: «Внимание дорога, «Правила дорожного движения», «Светофор и пешеходы», «Разложи правильно дорожные знаки», «Собери светофор», «Подумай, отгадай», «Весёлый жезл», «Говорящие знаки», «Угадай, какой знак», «Улица города».

Настольные игры: «Викторина по правилам дорожного движения», «Лето. Дорожные знаки», «Дорога. Детское домино», «Простоквашино. ОБЖ. Обучающая настольная игра», «Опасно-безопасно», «Большая прогулка», «Законы улиц и дорог»….

Сюжетно-ролевые игры: «Водители и пешеход», «Улица», «Регулировщик», «Шофёр», «Автосалон», «Автобаза», «Семья».

Чтение стихов, рассказов; отгадывание загадок по ПДД.

Рассматривание иллюстраций, плакатов, картинок «Безопасность на дороге», «Как избежать неприятностей?», «Безопасное общение», «Азбука безопасности», «Дети на улице».

Подвижные игры:

- «Цветные автомобили»

- «Светофор»

- «Автомобили» и др.

Просмотр презентаций: «Дорожные знаки», «Наша улица», «Пассажиром быть не просто».

Участие в конкурсе рисунков по ПДД.

Целевые прогулки и экскурсии (к дороге, к светофору, на перекресток, на остановку общественного транспорта).

Развлечения: «Дорожная азбука», «Остановка общественного транспорта» - эстафета, «Правила дорожного движения» - викторины, «Азбука дорожного движения».

Встреча с инспектором ГАИ.

Образовательная деятельность:

1.Художественно-эстетическое развитие:

- «Пешеходы идут по улице» - рисование

- «Знаки ПДД» - рисование

- «Светофор» - рисование

- «На чем ездят люди» - рисование

- «Внимание, светофор!» - аппликация

- «Улица города» - конструирование

- «Транспорт» - конструирование

- «Светофор» -лепка

2.Познавательное развитие:

- «Работа светофора»

- «Мы - пешеходы»

- «Путешествие по стране дорожных знаков»

- «Правила дорожного движения»

Работа с родителями:

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге

• Анкетирование родителей «Грамотный пешеход».

• Родительское собрание «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».

Консультации: «Азбука дорожного движения», «Дети и дорога», «Безопасность детей в автомобиле», «Мама за рулем: основы безопасности», «Дидактические игры в ходе ознакомления детей с ПДД», «Обучаем ребёнка безопасному поведению на дороге», «Безопасность детей – забота взрослых, «Ребенок в автомобиле».

Памятки для родителей: «Как обучать ребенка правилам безопасного поведения на дороге», «Причины дорожно- транспортного травматизма», «Правила поведения на остановках общественного транспорта», «Детское кресло для автомобиля», «Родители – пример для детей в соблюдении правил дорожного движения».

• Папки –передвижки: «Безопасность дорожного движения».

3 этап – заключительный.

Проведение мониторинга.

Публикации по теме:

Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Генералова Ольга.

Формирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогахФормирование у обучающихся начальных классов навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах Формирование у школьников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах реализуется путем решения следующих задач: • усвоение.

Картотека «Игры с правилами по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах для детей 5–8 лет» 1.«Постовой – регулировщик» Задачи: закреплять у детей знания правил дорожного движения; учить пояснять ситуацию, в которой применяется.

Перспективное планирование по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах Примерное перспективное планирование работы по обучению детей младшей группы правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Примерная.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Безопасность детей
Автор публикации:
План по самообразованию «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах»
Опубликовано: 16 октября 2021 в 14:31
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День матери

Мама — главное слово в жизни каждого человека, сила любви между ребенком и матерью нерушима. Сегодня мы поздравляем наших дорогих мам — в эту осеннюю хмурую пору празднуется один из самых радостных...

27 ноября. День снежинки на МААМ

Снежинки — капельки воды, которые замерзли и приняли причудливую, ни на что непохожую форму. Этим ледяным кристалликам, которые являются символом зимы и новогодних праздников, посвящена тема сегодняшнего...


Горячие темочки