Приложение МААМ

Детское экспериментирование как путь к познанию окружающего мира в средней группе

Ирина Карпеш
Детское экспериментирование как путь к познанию окружающего мира в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

(средняя группа)

2021-2022учебный год

Воспитатель: Карпеш Ирина Владимировна

Актуальность темы:

Дети — прирождённые исследователи, активно собирающие информацию о своём окружении. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянно проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Это побуждает обучение быть «проблемным», которое должно содержать элементы самостоятельной исследовательской работы детей. Необходимо включать дошкольников в осмысленную деятельность, в процессе которой они сами смогли бы обнаружить всё сходство и различия, о предоставлении им возможности приобретать знания самостоятельно. Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому.

Публикация «Детское экспериментирование как путь к познанию окружающего мира в средней группе» размещена в разделах

Как показывают педагогические исследования, главная проблема образования — потеря притягательности процесса познания. В самой структуре образовательного процесса имеется множество объективных оснований для формирования познавательных интересов. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования. Активное внедрение детского экспериментирования основано на том, что у ребенка усваивается всё прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». А что, если попробовать задать вопросы, интересующие дошкольника, ему самому? Для того чтобы ответить ребенку, надо выяснить, что он уже знает, а что — еще нет. И не только что, но и как. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа:

1. Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.

2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.

3. Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.

4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие- либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Цель:

-Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

• пополнить педагогическую копилку новой информацией;

• изготовить картотеку игр-экспериментов, составить конспекты занятий, развлечений.

• Создание интересной для детей предметно-развивающей среды в группе;

• Проведение открытого просмотра в ДОУ;

• Выступление на педсовете с консультацией для педагогов по теме «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»;

• Выступление на городском МО средних групп по теме «Организация насыщенной среды для экспериментирования».

Предполагаемый результат:.

• Обогащение среды группы играми и исследовательским материалом для детского экспериментирования;

• Творческая активность воспитанников

• обобщение и распространение опыта работы по данной теме среди коллег на итоговом педагогическом совете, городском МО средних групп, интернет - сообществах.

План по самообразованию

Тема: «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира»

(средняя группа)

2021-2022учебный год[/h3]

Воспитатель: Карпеш Ирина Владимировна

Сроки

Сентябрь-октябрь- ноябрь

Литература для изучения

- Составление плана работы по самообразованию.

-Изучение литературы и сбор материалов для последующей работы по самообразованию

Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа

Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста». Концептуальный аспект. — Волгоград: Перемена, 1995г.

Работа с детьми

-Рассматривание иллюстраций, альбомов.

-Наблюдение за деревьями, кустами, цветами на клумбе.

- Сбор урожая на огороде и семян цветочных растений (космеи, бархатцев, ноготков, настурции) для выращивания рассады на следующий год.

- Экскурсия в осенний лес «Как растения готовятся к зиме?»

- Оформление и пополнение уголка юного исследователя.

- В течении года наблюдение за природой и ведение календаря природы.

- Рисование сезонных изменений в природе

- Наблюдение за птицами на кормушке, подкармливание птиц.

Работа с родителями

- Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни».

- Консультации для родителей «Экспериментирование — путь познания окружающего мира», «Маленькими шагами в прекрасный мир!»

«Как сформировать у ребёнка гуманное отношение к природе?»

- Анкетирование родителей по теме «Ваше отношение к детскому экспериментированию».

-Предложить родителям совместно с детьми заготовить корм для зимующих птиц (засушенные плоды красной и черноплодной рябины, боярашника, семена подсолнечника, кабачка, тыквы, арбуза, дыни, сорных трав)

-Совместно с детьми участие в выставке работ из природного материала «Лесное чудо».

Работа с воспитателями

- Формирование картотеки дидактических игр — экспериментов.

Декабрь- январь- февраль

Литература для изучения

Продолжение изучения литературы по заданной тематике

Дыбина О. В

 Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

Работа с детьми

- Проведение экспериментов с детьми:

- посадка лука;

- «Узнай все о себе, воздушный шарик»;

- «Какие свойства у воды?»;

- Экскурсия «Поёт зима, аукает- мохнатый лес баюкает».

-Проведение экспериментов с детьми:

- «Мир бумаги»;

- «Можно ли склеить бумагу водой»;

- «Бывает ли воздуху холодно»

Работа с родителями

-Изготовление и пополнение атрибутов для детского экспериментирования (Фартуки, перчатки, клиенка, лупа, меры: длинны, величины, объема; набор образцов: тканей, бумаги, круп, и т. д.)

- Изготовление кормушек для птиц.

-Практикум для родителей «Экспериментируем дома»;

- Участие в городском фотоконкурсе «Зимняя сказка».

Работа с воспитателями

- Разработка конспектов и подбор атрибутов для детского экспериментирования

Март- апрель- май

Литература для изучения

- Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

- Рыжова Н. А. Волшебница –вода /Текст/ Н. А. Рыжова. – М. : Линка-Пресс, 1997 .

Работа с детьми

- Проведение экспериментов с детьми:

- «В мире стекла»;

- «Мы – фокусники.» (выявить материалы, взаимодействующие с магнитами);

- «Почему все падает на землю?»

Занятие «Путешествие капельки»

-Проведение открытого занятия по теме: «Удивительные свойства воздуха»;

-Проведение экспериментов с детьми:

- «В мире пластмассы»;

- «Упрямый воздух»;

- «Могут ли животные жить в земле?»

-Проект «Воздух-невидимка».

Работа с родителями

- Поиск и разучивание с детьми стихотворений об экспериментировании

Это всё – эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать!

Нужно всё зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему:

Как? Зачем? И почему?

- Акция «Цветы в подарок детскому саду» (многолетники и рассада для оформления клумб).

- Подбор материала и участие в проекте.

- Родительское собрание «Азы воспитания».

Работа с воспитателями

- Консультация для воспитателей по теме: «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду»

- Участие в конкурсе уголков детского экспериментирования (в рамках городского МО средних групп)

- Творческий отчет на педсовете по теме самообразования «Детское экспериментирование — путь к познанию окружающего мира».

Список используемой литературы

1. Дыбина О. В «Ознакомление с предметным и социальным окружением» средняя группа

Для занятий с детьми 4-5 лет Издательство МОЗАИКА- СИНТЕЗ Москва, 2014г.

2. Иванова А. И. «Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование (фотоотчёт)Детское экспериментирование (фотоотчёт) Детское экспериментирование должно основываться на собственных наблюдениях, выводах, установленных закономерностях. Дети учатся решать "возникшие.

Фотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группеФотоотчёт «Игра — это способ познания окружающего мира» в средней группе Игра - это способ познания окружающего мира. Цель: Развивать у детей диалогическую и монологическую речь посредством игровой деятельности.

Итоговое интегрированное занятие по окружающему миру. Детское экспериментирование. ТРИЗ ртв в старшей группе «Все о воде» .

Конспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группеКонспект интегрированной НОД по музыке (с элементами логоритмики) и познанию окружающего мира во второй младшей группе КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО НОД ВО 2-Й МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ПО МУЗЫКЕ (С ЭЛЕМЕНТАМИ ЛОГОРИТМИКИ) И ПОЗНАНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА "ПОМОЖЕМ ЗАЙКЕ ПОДЛАТАТЬ.

Конспект интегрированного занятия по познанию окружающего мира в старшей группе «Спасение сказочной планеты» Программное содержание: расширять и уточнять знания детей об окружающем мире; учить применять свои знания о растительном и животном мире.

Конспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возрастаКонспект НОД по ФЦКМ по познанию окружающего мира «Мой любимый детский сад» для детей дошкольного возраста Программное содержание. Поговорить с детьми о том, почему детский сад называется именно так (потому что детей «выращивают», заботятся.

Конспект НОД по познанию окружающего мира «Мы живем в городе Самара» НОД Познание окружающего мира и социализация в средней группе «Яблонька» Тема: «Мы живем в городе Самара» Воспитатель: Колесникова Е. В.

Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.

Статья для воспитателя: «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Статья для воспитателя детского сада. «Детское экспериментирование как метод познания мира. Виды детского экспериментирования» Дошкольное.

Урок окружающего мира в 4 классе «Страна, открывшая путь в космос» Тема: Страна, открывшая путь в космос Цель: сформировать представления учащихся о жизни страны в послевоенное время. Формируемые УУД: познавательные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детское экспериментирование как путь к познанию окружающего мира в средней группе
Опубликовано: 1 декабря 2021 в 23:14
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детское экспериментирование как путь к познанию окружающего мира в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Карпеш (УИ 1021346) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД