План по самообразованию воспитателя «Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника»

Султрекова Екатерина
План по самообразованию воспитателя «Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника»

Актуальность темы

Человек начал придумывать загадки в глубокой древности. Загадка развивала наблюдательность, учила воспринимать мир многогранно и образно, помогала совершенствовать человеческую мысль. В настоящее время загадка используется как увлекательное и эффективное средство в обучении и воспитании детей, в организации их досуга.

Содержание загадок отражает жизнь человека,окружающую его действительность: растительный и животный мир, явления природы, предметы труда, быта и др.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны. Средствами загадки возможно формирование любви к народному творчеству, родному языку, живому, образному и точному слову. С помощью загадки можно приобщить детей к народному складу мышления, что послужит эффективным средством патриотического воспитания.

Разгадывание загадок является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединять, синтезировать найденное. Отгадывание загадок развивает у детей находчивость, сообразительность, быстроту реакции, умственную активность, самостоятельность, привычку более глубоко и разносторонне осмысливать мир. Также отгадывание загадок способствует развитию наблюдательности детей, закреплению знаний о признаках предметов, о существующих в окружающем мире связях между явлениями. Отгадыванием загадок мы оттачиваем и дисциплинируем ум детей, приучаем их к четкой логике, к рассуждению, доказательству, обобщению, формируем умение самостоятельно делать выводы. Мы видим, как загадки вызывают у детей интерес к миру вещей и явлений. Загадкаставит перед ребенком вопросы: что? откуда? что из чего делается? что чему служит? Она ставит перед ребенком предмет то одной,то другой гранью: то останавливает внимание на внешнем виде, то указывает на сущность предмета, на его назначение.

Цель: выяснить, какую роль играют загадки в развитии и воспитании дошкольника, объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений фольклора.

Задачи:

1. Изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию дошкольника с помощью загадок.

2. Разработать и подобрать загадки на развитие речи, логики, мышления для детей младшего дошкольного возраста;

3. Способствовать совершенствованию речи, расширению словарного запаса, логики, мышлению посредством загадки;

4. Повысить компетентность родителей в значимости загадок в развитии дошкольника;

Формы работы с детьми:

- совместная работа с детьми;

- индивидуальная работа;

- свободная самостоятельная деятельность самих детей.

План работы на 2018- 2019 учебный год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы Сентябрь - май Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.

Работа с детьми Сентябрь Загадки об овощах и фруктах. Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Октябрь Загадки о животных. Вечер развлечений «Загадки лесовичка».

Ноябрь Загадки о растениях. Выставка работ детского творчества.

Январь Загадки об игрушках, сказочных героях. Конкурс загадок «В гостях у Угадайки».

Февраль Загадки о природе, природных явлениях. Составление альбома загадок «Природа вокруг нас».

Март Придумывание загадок детьми. Коллективное оформление книги «Загадки».

Апрель Загадки о транспорте. Дидактическая игра «Отгадай загадку и объясни отгадку».

Май НОД на тему: «Отгадай загадку».

Программное содержание:развивать ассоциативное мышление, любознательность, наблюдательность и воображение. Обратить внимание детей на художественно-выразительные средства загадок. Учить рассматривать иллюстрации к загадкам. Развивать самостоятельность и творчество в процессе изображения различных предметов и явлений окружающего мира. Выставка рисунков – работ воспитанников с изображением отгадок к народным загадкам.

Работа с семьёй Сентябрь Консультация для родителей «Загадка, как средство развития словесно-логического мышления детей дошкольного возраста»

Март Разработка положения к конкурсу. Конкурс на лучшую загадку оформленную в папку, придуманную родителями совместно с детьми.

Апрель Придумывание загадок детьми и их родителями.

СамореализацияМарт Консультация для педагогов:

«Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста»

Май Отчёт по теме самообразования на итоговом педсовете.

Предполагаемый результат:

-Повышение компетентности воспитателя, детей и родителей в области развития речи, логического мышления, воображения.

- воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;

- расширение запаса знаний и представлений об окружающем мир

Методическая литература:

-Ю. Г. Иларионова «Учите детей отгадывать загадки»,

-В. П. Аникин «Русские народные пословицы, загадки, детский фольклор»

-Е. Кудрявцева «Использование загадок в дидактической игре»

-М. Хмелюк «Использование загадок в работе с детьми» - дошкольное воспитание, 1993 №7.

- Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина «1000 загадок».- Ярославль, «Академия развития». 1997 г.

-Статьи из опыта коллег на страницах интернета, на педагогических сайтах.

Публикации по теме:

Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника В настоящее время очень остро встала проблема экологического воспитания дошкольников. В век скоростей и технологий не хватает времени остановиться,.

Консультация для педагогов «Роль физкультурных занятий в развитии и воспитании ребенка дошкольника» Дошкольный возраст - наиболее важный период для формирования двигательной активности. Дети стремятся удовлетворить свою биологическую потребность.

Консультация для воспитателей «Роль загадки в развитии дошкольника» Жизнь полна загадок и секретов, и мы с раннего детства пытаемся разгадать их. Необходимо воспитывать в ребенке чувство восприятия красоты,.

Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника»Отчёт по самообразованию воспитателя «Роль загадки в воспитании дошкольника» В течение 2017-2018 учебного года я работала над темой самообразования «Роль загадки в воспитании дошкольника». Загадки помогают оживить.

План по самообразованию «Роль оригами в развитии конструктивного мышления детей дошкольного возраста» План по самообразованию воспитателя Лобыкиной Е. В. в средней группе «Капельки» на 2017-2018 учебный год. Тема: «Роль оригами в развитии.

План самообразования воспитателя первой группы на тему «Роль мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста» Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность.

Роль семьи в патриотическом воспитании дошкольника Патриотическое воспитание - это целенаправленный процесс формирования любви к Отечеству, гордости за его культуру, обычаи, т. е. определенного.

Роль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольникаРоль воспитателя в экологическом воспитании ребенка-дошкольника Воспитатель Кадырова З. А. МАДОУ Детский сад «Родничок» р. п. Чишмы. При общении ребенка с природой часто возникает противоречие. С одной стороны,.

Роль загадки в воспитании детей Роль загадки в воспитании детей Человек начал создавать загадки в глубокой древности. Сопоставление предметов и явлений, проведение между.

Сообщение из опыта работы «Роль загадки в формировании речи дошкольника» Сообщение из опыта работы на тему: «Роль загадки в формировании речи дошкольника» Проводила воспитатель Высшей квалификационной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
План по самообразованию воспитателя «Роль загадки в развитии и воспитании дошкольника»
Опубликовано: 21 августа 2018 в 13:23
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 июля. День кошек на МААМ

Ах, эти удивительные кошечки, они привлекают не только своей красотой, но и самодостаточным нравом. Хоть кошки и давно живут рядом с нами, постичь их натуру до конца не удается. Давайте посвятим целый...

12 июля. День летних подвижных игр на МААМ

Летом большую часть дня детям нужно проводить на улице. А не за экранами гаджетов. Чтобы увлечь детей полезной двигательной активностью на свежем воздухе, всем нам приходится проявлять изобретательность в...

Идеи нестандартного оформления интерьера в групповых комнатах ДОУ с использованием...
Воздушные шарики — атрибут любого торжества: вечеринки или детского праздника. Что Вы знаете о воздушных шариках ? Ну конечно, то, что они яркие,...
Фотоотчёт работы с родителями во время карантина «Светлая Пасха» в средней группе
Пасха – это один из самых ярких, весёлых и интересных религиозных праздников для детей и взрослых. Это тот праздник, когда за столом собираются много людей....
Рецепт шоколадного торта, ко всемирному Дню шоколада
Добрый вечер, уважаемые коллеги. Наверное в мире совсем мемного людей, которые не любят шоколад. И сегодня в всемирный день шоколада, я хочу поделиться...