Цагана Дагинова
План по самообразованию воспитателя старшей группы «Речевое развитие детей с использованием мнемосхем»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Речевое развитие детей с использованием мнемосхем»
Актуальность:
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Публикация «План по самообразованию воспитателя старшей группы „Речевое развитие детей с использованием мнемосхем“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания», – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание; успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире; эффективное запоминание структуры рассказа; сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.
Цель: Изучить способы, методы и приёмы активизации речи дошкольного возраста, объединить усилия в работе по речевому развитию.
Задачи:
1. Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.
2. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи.
3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно- развивающей среды.
Этапы работы над темой:
1. Информационно-аналитический. Сроки проведения 1-2 неделя сентября. Мероприятия: актуализировать проблемы, анализирование своих возможностей, потребностей. Выбрана тема: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»
2. Организационный. Сроки проведения 3-4 неделя сентября. Мероприятия: подбор и изучение литературы, написание плана, организация развивающей среды. План по самообразованию, организованна развивающая среда, которая пополняется всегда.
3. Практический. Сроки проведения октябрь-май 1-2 неделя. Мероприятия: реализация плана. Конспекты, мероприятия с детьми, разработки работы с родителями.
4. Аналитико-прогностический. Сроки проведения май 3-4 неделя. Мероприятия: анализ работы по теме, подведение итогов, прогноз на будущее. Отчет на итоговом педсовете.
План мероприятий практического этапа
Вопрос для изучения:
1. Систематизировать работу по развитию речи с применением мнемотаблиц. Сроки проведения: октябрь. Мероприятия: составить картотеку мнемотаблиц. Практический выход: Семинар – практикум «Моделирование связной речи у детей с использованием мнемотехники.
2. Вовлечение в совместную работу по теме: «Использование мнемотехники в развитие речи детей». Сроки проведения: ноябрь. Мероприятия: консультация для родителей. Выставка мнемотаблиц. Практический выход: Показ презентации по теме: «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»
3. Помогать в преодолении проблем в речи. Сроки проведения: декабрь. Мероприятия: Внесение мнемотаблиц в предметно –развивающую среду. Практический выход: Рекомендовать пособие родителям для работы с детьми.
4. использование метода мнемотехники. Сроки проведения: январь. Мероприятия: Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. Практический выход: «Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.
5. Изучение педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей. Сроки проведения: февраль. Мероприятия: Внедрить в образовательный процесс использование мнемотехники на занятиях по развитию речи. Практический выход: Консультация «Мнемотехника в разучивании стихов».
6. Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития. Сроки проведения: март. Мероприятия: «Развитие связной речи 5 летних детей». Практический выход: Практический выход: Практикум "Учимся составлять рассказ".
7. Обучение приёмам и методам развития речи в игровой форме. Сроки проведения: апрель. Мероприятия: Представление речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи. Практический выход: Консультация «Речь и весёлый мяч».
Предполагаемые результаты:
Повысится собственная педагогическая компетентность по проблеме развития речи дошкольного возраста.
Используются приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи.
Созданы условиях речевой предметно- развивающей среды.
Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»
Что такое мнемотехника?
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.
МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.
МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?
В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:
• маленький словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• плохое развитие связной речи
• несформированность психических процессов
• несовершенство различных видов мышления.
Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.
Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.
Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает развивать:
•зрительную и слуховую память
•зрительное и слуховое внимание
•воображение
•восприятие
•развивает кругозор
• развивает все стороны речи
Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:
1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.
2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).
3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.
5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.
6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.
7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.
12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.
Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.
I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.
Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.
В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.
Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».
Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.
На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа
• «Подскажи словечко»,
• «Найди пару»
• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст
• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст
II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.
Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.
На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.
Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.
III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.
Что такое мнемотаблица?
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.
Мнемотаблицы-схемы можно использовать:
• для ознакомления детей с окружающим миром
• при заучивании стихов
• при пересказах художественной литературы
• при обучении составлению рассказов
• при отгадывании и загадывании загадок
• для обогащения словарного запаса при обучении составу числа
• при воспитании культурно-гигиенических навыков
• при воспитании навыков самообслуживания
• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности
Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.
• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.
• соответствовать уровню развития детей.
На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.
Мнемотаблицы бывают двух видов:
1. обучающие - содержат познавательный материал.
2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.
Как работать с мнемотаблицей.
Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.
Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется (рациотехника).
Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).
Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.
Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.
Разбор таблицы происходит 1-2 минуты
Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.
Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.
Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Я для вас предлагаю сейчас разделиться на 4 подгруппы, чтобы соответствовать возрастным группам 2 младшая средняя, старшая, подготовительная. Задание для вас разработать мнемотаблицы по сказкам просмотрев предложенный список литературы для чтении детям программы «От рождения до школы» 2 мл гр дети от 3-4 лет мы знакомим со сказкой «Снегурочка и Лиса».Средняя группа дети от 4-5 лет мы знакомим со сказкой «Зимовье».Старшая группа от 5-6 лет «Хаврошечка».Подготовительная группа 6-7 лет сказка «Снегурочка».иллюстрации к сказкам при составлении мнемотаблицы учитывайте возраст детей.