Приложение МААМ

План по самообразованию воспитателя старшей группы «Речевое развитие детей с использованием мнемосхем»

Цагана Дагинова
План по самообразованию воспитателя старшей группы «Речевое развитие детей с использованием мнемосхем»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Речевое развитие детей с использованием мнемосхем»

Актуальность:

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей. Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Публикация «План по самообразованию воспитателя старшей группы „Речевое развитие детей с использованием мнемосхем“» размещена в разделах

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания», – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание; успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире; эффективное запоминание структуры рассказа; сохранение и воспроизведение информации, и, конечно, развитие речи.

Цель: Изучить способы, методы и приёмы активизации речи дошкольного возраста, объединить усилия в работе по речевому развитию.

Задачи:

1. Повысить собственную педагогическую компетентность по проблеме развития речи детей дошкольного возраста.

2. Использовать приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи.

3. Способствовать созданию в домашних условиях речевой предметно- развивающей среды.

Этапы работы над темой:

1. Информационно-аналитический. Сроки проведения 1-2 неделя сентября. Мероприятия: актуализировать проблемы, анализирование своих возможностей, потребностей. Выбрана тема: «Использование мнемотехники в развитии речи детей»

2. Организационный. Сроки проведения 3-4 неделя сентября. Мероприятия: подбор и изучение литературы, написание плана, организация развивающей среды. План по самообразованию, организованна развивающая среда, которая пополняется всегда.

3. Практический. Сроки проведения октябрь-май 1-2 неделя. Мероприятия: реализация плана. Конспекты, мероприятия с детьми, разработки работы с родителями.

4. Аналитико-прогностический. Сроки проведения май 3-4 неделя. Мероприятия: анализ работы по теме, подведение итогов, прогноз на будущее. Отчет на итоговом педсовете.

План мероприятий практического этапа

Вопрос для изучения:

1. Систематизировать работу по развитию речи с применением мнемотаблиц. Сроки проведения: октябрь. Мероприятия: составить картотеку мнемотаблиц. Практический выход: Семинар – практикум «Моделирование связной речи у детей с использованием мнемотехники.

2. Вовлечение в совместную работу по теме: «Использование мнемотехники в развитие речи детей». Сроки проведения: ноябрь. Мероприятия: консультация для родителей. Выставка мнемотаблиц. Практический выход: Показ презентации по теме: «Развитие речи с использованием мнемотехники у детей дошкольного возраста»

3. Помогать в преодолении проблем в речи. Сроки проведения: декабрь. Мероприятия: Внесение мнемотаблиц в предметно –развивающую среду. Практический выход: Рекомендовать пособие родителям для работы с детьми.

4. использование метода мнемотехники. Сроки проведения: январь. Мероприятия: Привлечение родителей к изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц для разгадывания загадок и запоминания стихов. Практический выход: «Использование мнемотаблиц при составлении описательных рассказов.

5. Изучение педагогической литературы по использованию мнемотехники для развития связной речи детей. Сроки проведения: февраль. Мероприятия: Внедрить в образовательный процесс использование мнемотехники на занятиях по развитию речи. Практический выход: Консультация «Мнемотехника в разучивании стихов».

6. Использование мнемотехники для повышения уровня речевого развития. Сроки проведения: март. Мероприятия: «Развитие связной речи 5 летних детей». Практический выход: Практический выход: Практикум "Учимся составлять рассказ".

7. Обучение приёмам и методам развития речи в игровой форме. Сроки проведения: апрель. Мероприятия: Представление речевых игр и упражнений, используемых в детском саду для формирования речи. Практический выход: Консультация «Речь и весёлый мяч».

Предполагаемые результаты:

Повысится собственная педагогическая компетентность по проблеме развития речи дошкольного возраста.

Используются приемы мнемотехники для повышения уровня развития связной речи.

Созданы условиях речевой предметно- развивающей среды.

Использование мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.). Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

• маленький словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• плохое развитие связной речи

• несформированность психических процессов

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

•зрительную и слуховую память

•зрительное и слуховое внимание

•воображение

•восприятие

•развивает кругозор

• развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

12. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

В старшем возрасте, когда дети научатся хорошо мыслить образно, можно будет подключать их к работе над символами.

Например: как нарисовать слово «сильный»? Дети предлагают разные варианты символических изображений, и потом мы вместе выбираем наиболее удачный вариант, подходящий к данному слову, например, «муравей».

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа

• «Подскажи словечко»,

• «Найди пару»

• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется (рациотехника).

Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы (мнемо эйдотехника).

Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Разбор таблицы происходит 1-2 минуты

Этап 5: Детям даётся 10-15 секунд для запоминания (фактор внимания). Затем мнемотаблица убирается и дети воспроизводят её графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Занятия с использованием мнемотехники всегда проходят интересно не только для детей, но и для педагога. Я для вас предлагаю сейчас разделиться на 4 подгруппы, чтобы соответствовать возрастным группам 2 младшая средняя, старшая, подготовительная. Задание для вас разработать мнемотаблицы по сказкам просмотрев предложенный список литературы для чтении детям программы «От рождения до школы» 2 мл гр дети от 3-4 лет мы знакомим со сказкой «Снегурочка и Лиса».Средняя группа дети от 4-5 лет мы знакомим со сказкой «Зимовье».Старшая группа от 5-6 лет «Хаврошечка».Подготовительная группа 6-7 лет сказка «Снегурочка».иллюстрации к сказкам при составлении мнемотаблицы учитывайте возраст детей.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы по самообразованию на 2017–2018 учебный год воспитателя старшей группы «Технология ТРИЗ в ДОУ» 1. Цель и задачи самообразования педагога по теме «Технология ТРИЗ в детском саду». Тема: «Технология ТРИЗ в детском саду» Цель: 1. Повысить.

Конспект образовательной деятельности «Речевое развитие детей старшей логопедической группы» Цель: Развитие речи детей. Воспитание у детей любви к природе, заботливого и бережного отношения к ней. Программные задачи: Формирование.

План по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы «Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ» МАДОУ 5, СЕМИЦВЕТИК" План работы по самообразованию воспитателя старшей разновозрастной группы – Имекова Татьяна Кимовна.

План по самообразованию «Развитие мелкой моторики дошкольников младшей группы» Актуальность темы: Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими.

План по самообразованию воспитателя средней группы «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста» Актуальность: Развитие связной речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает.

План по самообразованию воспитателя второй группы раннего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Серковский детский сад» Утверждаю: Заведующий МБДОУ «Серковский детский.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

План работы по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования» План работы по самообразованию «Художественно-эстетическое развитие детей с использованием нетрадиционных техник рисования» Образовательная.

План работы по самообразованию воспитателя «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Актуальность темы: Семья и семейное воспитание играет так же одну из главных ролей в процессе воспитания ребенка. Семья, одна из величайших.

План работы по самообразованию воспитателя «Нравственное воспитание детей дошкольного возраста» второй младшей группы Тема «Нравственное воспитание детей дошкольног возраста». Цель:Повысить свой профессиональный уровень;систематизировать работу по формированию.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию воспитателя старшей группы «Речевое развитие детей с использованием мнемосхем»
Опубликовано: 17 февраля 2019 в 14:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План по самообразованию воспитателя старшей группы «Речевое развитие детей с использованием мнемосхем»» (включая файлы) размещена пользователем Цагана Дагинова (УИ 1838338) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД