Лучший педагог года

План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Наталия Голянина
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста

Мною разработан план работы по самообразованию на тему: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

Цель: повышение профессионального уровня по проблеме «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Задачи самообразования:

Публикация «План работы по самообразованию „Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

1. Подобрать, изучить методическую литературу по развитию мелкой моторики.

2. Организавать мониторинг.

3. Разработать и реализовать перспективный план и методическое обеспечение к нему по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста»

4. Разработать план взаимодействия с родителями.

5. Обобщить и распростронить опыт работы для воспитателей.

План будет реализовываться в течении года.

Актуальность:

Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.

И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

В процессе работы с детьми по развитию мелкой моторики я использовала дидактические игры.

Использовались игры:

-«Геометрические вкладыши»;

-«Крупная и мелкая мозаика»

- «Пирамидка»;

- «Игры в сухом бассейне для рук»;

-«Узнай что в мешочке?»;

- «Разрезные картинки»;

- «Строим из Лего»;

- «Пазлы деревянные и картонные»;

- «Шнуровка»,

- «Прищепки»;

Используя методическую литературу подготовила и провела консультацию для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников». Организовала выставку «Игры, способствующие развитию мелкой моторики у младших дошкольников» В рамкох работы с педагогами с помощью методической литературы подготовила и провела «Семинар- практикум» на тему «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

В своей работе по данному направлению я применила накопленный опыт известных педагогов, опираясь на высказывания.

"Ум ребенка находится на кончиках его пальцев"(В. А. Сухомлинский)

"Рука - это своего рода внешний мозг"(Э. Кант)

Использовала основные принципы

Систематичность проведения игр и упражнений.

Последовательность – (от простого к сложному).

Индивидуальный и дифференцируемый подход.

Изучив методическую литературу сделала подборку для картотеки пальчиковых игр.

Мною был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики младших дошкольников. В процессе реализации этого плана предполагаются следующие результаты:

у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Я выбрала эту тему для работы по самообразованию, потому что считаю, что развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста актуально во все времена. На сколько проделанная работа помогла развить мелкую моторику рук у младших дошкольников поможет решить комплекс заданий и мониторинг.

План работы

Сроки

Самореализация

Работа с родителями

Работа с воспитателями

сентябрь Проведение диагностического исследования (первичное). Изучить литературу и опыты работ по данной теме.

Выступление на родительском собрании с сообщением: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников»

Октябрь Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. Самомассаж (по книге Османова Г. А. Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики). Консультация «Развитие мелкой моторики у детей в процессе проведения д/и» Консультация «Роль дидактических игр в развитии мелкой моторики у младших дошкольников»

Ноябрь

Изучение методической литературы для проведения анкетирования по данной теме.

Анализ анккетирования. Анкетирование родителей по теме: «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие мелкой моторики у младших дошкольников».

Декабрь

Изучение методической литературы для создания картотеки игр с массажными мячиками. Рекоминдации родителям по развитию координации движений пальцев рук

Мастер – класс «Игры на развитие мелкой моторики рук»

Январь

Оформление папки – передвижки

«Игры с пальчиками» Консультация для родителей «Как развивать мелкую моторику у младших дошкольников и где брать необходимый материал»

Февраль

Изучение методической литературы для создания пособия «тактильные дощечки»

Рекоминдация родителям о пользе пальчиковых игр

Март

Изучение методической литературы для создания пособия д/и «Пальчиковые шаги»

Семинар-практикум на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»

Апрель

Изучение методической литературы. Подготовка к родительскому собранию. Сообщение на родительском собрании «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста» Выставка д/и и пособий на развитие мелкой моторики младших дошкольников

Май Изучение метод. литературы для создания пособия : «игры с крышками от бутылок» Диагностика уровня развития мелкой моторики

Выставка д/и и пособий по развитию мелкой моторики рук детей

План работы с детьми

Сроки

Содержание

Задачи

ПРС

сентябрь Проведение диагностического исследования. Озерецкий Н. О. Гуревич Н. И. «Психомоторика» Выявить уровень развития мелкой моторики рук.

Октябрь Д/и. : «Прищепки»

Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту»,

"Пальчики, здравствуйте!"

Д/и. : «Шнуровка». Формировать умение детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ежика». Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность. Развивать сенсомоторную координацию, развитие усидчивости терпения. Обогащение развивающей среды д/и

Ноябрь

Д/и с сыпучими материалами( «сухой бассейн», ищем игрушку, рисуем на крупе)

Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик»

«Деревья» «Корни». Укрепить и развить мелкую моторику пальцев рук, повысить чувствительность пальцев; сенсомоторное развитие, формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес; воспитывать усидчивость и терпеливость в работе; снятие эмоционального напряжения.

«Пальчиковый театр, пальчиковые игры».

Декабрь

Д\И : «Массажный мячик»

Д/и «Веселые упражнения с карандашами»

Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз»

Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию движений.

Формировать умение раскатывать карандаш между ладошками.

Формировать умение детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. Картотека игр с массажными мячиками.

д/и

Январь

Настольная игра «Мозаика».Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом» Развитие координации движений пальцев ведущей руки. Формировать умение детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу.

Продолжать формировать умение детей выполнять действия рук в соответствии словам Настольная игра «Мозаика», пальчиковые игры

Февраль

Д/и "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок

Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина» Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности.

развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. Д. /и, пальчиковые игры

Март

Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто»,«компот» Развивать и совершенствовать движения кистей и пальцев рук.

Развивать моторику руки, выполняя имитационныедвижения в сопровождении стихотворного текста. Пальчиковые игры

Апрель

Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром)

Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь. Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка»,»Рыбка» Активизировать движение пальцев рук.

Развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении.

Формировать умения детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Д/и, пальчиковые игры

Май Д/и «С крышками»

Диагностика уровня развития мелкой моторики Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение

Проведение контрольного диагностического исследования.

Используя метод наблюдения,

упражнения, выявить

положительные результаты

проделанной работы,проанализировать недостатки

Д/и на развитие мелкой моторики рук у младших дошкольников.

Литература

1. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2006.

2. Елена Косинова: Уроки логопеда. Игры для развития речиЭксмо, 2011 г.

3. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2007.

4. Османова Г. А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ:КАРО :2008

5. Османова Г. А. : Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику

6. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

7. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка»

8. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство: СПб. : КОРОНА-ВекГод: 2007

9. ТКАЧЕНКО Т. А. РАЗВИВАЕМ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ. - М. : ЭКСМО, 2007.

10. Янушко Е. А. «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста (1-3 года)».Методическое пособие для воспитателей и родителей. /Е. А. Янушко. - М. :Мозаика- СИНТЕЗ, 2011.-56с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста» 1. ВведениеОдним из показателей хорошего физического и нервно - психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных.

Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста»Фотоотчет по теме самообразования «Развитие мелкой моторики у детей младшего и среднего дошкольного возраста» В настоящее время, пожалуй, навряд ли найдется такой человек, которому будет неизвестно о важности развития мелкой моторики и координации.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста»Отчет по самообразованию «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста" «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Истоки способностей.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста План работы по развитию мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста. Сентябрь. - Наблюдение за детьми, диагностика. - Работа.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

План самообразования «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования» План самообразования Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».Цель: - Расширить.

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Актуальность проблемы Развитие мелкой моторики рук имеет  значение для общего развития ребенка. Доказано, что развитие рук находится в.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План работы по самообразованию «Развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 апреля 2020 в 23:29
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД