Папки-передвижки

План самообразования «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Людмила Михайлова
План самообразования «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
▼ Скачать + Заказать документы

Индивидуальная проблемная тема самообразования : «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»

Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.

Д. С. Лихачёв

Публикация «План самообразования „Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры“» размещена в разделах

Цель: Повышение профессиональной компетентности и систематизирование знаний по вопросам гражданско– патриотического воспитания дошкольников через игру.

Задачи для педагога:

— повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;

— разработать консультации и папки- передвижки для родителей;

— разработать план работы по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников;

— пополнить предметно-развивающую среду;

— создать картотеку игр по данной теме;

— провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формировать представления о России как о родной стране.

4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России

5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики

Задачи для родителей:

Создать в семье благоприятные условия для гражданско - патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.

Пояснительная записка.

Гармоничное развитие ребенка — основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих задач, среди которых особое место занимают вопросы гражданско и патриотического воспитания.

В свою очередь гражданско -патриотическое воспитание можно разделить на отдельные две части объединенных принципами и задачами: — нравственное воспитание — подразумевает воспитание дружеских взаимоотношений между самими детьми, привычку играть и трудиться, заниматься сообща; умение договариваться и помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками. Сюда же мы относим воспитание уважительного отношения к окружающему миру и людям; заботливое отношение к малышам и пожилым людям, умения помогать им; а так же развитие самостоятельности и волевых качеств, таких как, умение ограничивать свои желания и расширять возможности самостоятельности, преодолевать препятствия, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные правила и нормы поведения в обществе, в своих поступках следовать положительному примеру.

Патриотическое воспитание подразумевает формирование самооценки своих действий и поступков, доброжелательная оценка поступков других людей, умение спокойно отстаивать свое мнение, обогащение словаря формулами словесной вежливости, желание познавать культуру своего народа и страны, а так же бережное отношение к традициям и жизни своей малой и большой Родины. У России тысячелетняя история, богатые традиции, огромный духовный потенциал. Необходимо воспитывать детское самосознание через знакомство с марийской культурой, приобщать к фольклору, знакомить с национальными игрушками, праздниками, творениями художников, архитекторов, композиторов, значимыми событиями в истории страны, в том числе с государственными символами, которые являются частью культуры и истории страны.

Воспитание уважительного отношения к культуре других народов (толерантность, приобщение детей к традициям своей страны и малой Родины.

С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему окно в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ. Сказки, пословицы, поговорки, народные подвижные игры формируют начало любви к своему народу, к своей Родине. Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно несет в себе огромный духовный заряд, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости.

Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны. Одни развивают сообразительность, другие — смекалку, третьи — воображение и творчество, но объединяет их общая задача — воспитание у ребенка потребности в движении и эмоциональном восприятии жизни.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей. Их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости и мужестве.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Человек, незнакомый с традициями, историей и культурой своего народа – человек без прошлого, а значит, и без полноценного настоящего.

Народные подвижные игры оказывают благотворное влияние развитие речи, которая становится красивой, образной и мелодичной. Формирует у детей умения действовать в коллективе, выполнять действия в соответствии с правилами или текстом игры. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами способствуют развитию активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.

У каждого народа сложилась своя кладовая подвижных и словесных игр. Патриотическое воспитание происходит и в ходе развлечений и праздников. Народный праздник для ребёнка является, по сути, большой яркой и содержательной игрой. Такие праздники создают атмосферу теплоты, способствуют развитию интереса, дружеских отношений.

Несправедливо будет, если не отметить значение дидактических игр в формировании гражданско -патриотических качеств дошкольника. В дидактических играх развивается сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу, согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. В играх проявляются и развиваются необходимые к школе качества: произвольное поведение, образное и логическое мышление, воображение, познавательная активность.

Актуальность

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим близким, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Противоречия, сложившиеся в настоящее время, в условиях ломки нравственных идеалов российского общества, приобретают особую актуальность в формировании патриотизма у дошкольников. Приоритет материальных интересов над духовными и нравственными резко снижает воспитательное воздействие семьи в сфере воспитания.

Выход из противоречия – приоритет комплексного подхода в воспитании и развитии дошкольника на основе обращения к истокам, к традициям малой родины.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретает все большее значение и стала задачей государственной важности. В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, указано, что стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России, как ведущей мировой державы 21 века.

На сегодняшний день самым важным преобразованием, произошедшем в дошкольном образовании, является введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Что предполагает изменение подходов к организации воспитательно-образовательного процесса и направлено на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития.

Поэтому так важно формирование личности дошкольника. И это невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду строиться на тесной связи с семьей, социумом. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины. Малыш быстрее включится в добрые дела для своей семьи, детского сада, друзей, села. Он поймет, что является тем маленьким кирпичиком в строительстве мира, порядка, процветания Отечества, без которого просто нельзя обойтись.

Учите своих детей добру, толерантности, здоровому ритму жизни, и они не замедлят порадовать вас своими достижениями.

Ожидаемый результат.

Дети должны знать.

• домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);

• место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);

место проживания: село; достопримечательности; климатические условия;

• свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины — Москву (знать историю, достопримечательности несколько крупных городов, страну и показывать их на карте России флаг, герб, гимн России);

• представителей других национальностей, населяющих нашу республику (уважать их культуру и традиции);

• природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);

• название планеты, на которое мы живем;

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

• Создание проблемной ситуации.

• Гостиная.

• Совместная проектная деятельность.

• Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.

• Конкурсы рисунков и поделок.

• Конкурсы стихов.

• Анализ нравственных качеств.

• Ручной труд.

• Беседа

• Инсценировки, театрализация.

• Изготовление подарков.

«Уроки доброты».

• Выставки и экспозиции.

Игры (дидактические, народные подвижные, настольно-печатные, игры-сотрудничества).

• Сказки.

Выставки детских рисунков

обустройство патриотического уголка в группе;

Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;

организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты);

чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.

Народные игры

По содержанию все народные игры легки и доступны ребенку. Использование народных игр способствует знакомству детей с истоками культуры своего народа. Необходимо систематически и последовательно использовать народные игры, чередуя их.

1) По характеру использования речевого сопровождения: с использованием (хороводные) или без;

2) По способу ведения: с выбором ведущего при помощи считалок или делением на подгруппы;

3) По характеру использования двигательных реакций: на развитие ловкости движений; на развитие быстроты реакции; на развитие глазомера; на развитие ритмичности;

4) По характеру проявления психических качеств: на развитие внимания; на развитие различных видов памяти (слуховая, зрительная, моторная); на развитие мыслительных реакций и творческого воображения; на развитие речи.

В младшем дошкольном возрасте, в соответствии с возрастными особенностями и возможностями, из народных игр могут использоваться игры-забавы, игры с народными игрушками, подвижные игры, изредка хороводные.

В старшем дошкольном возрасте могут использоваться все виды народных игр. Старшие дошкольники должны уметь играть в народные игры самостоятельно. К этому возрасту у них уже складываются предпочтения. Самым ярким выражением культуры любого народа для дошкольников являются праздники проявление духовной жизни народа: они давали заслуженный отдых, ими удовлетворяли потребность в общении, они были своего рода собранием, театром, где присутствующие выполняли одновременно две роли – и зрителя, и актера. К ним относятся такие праздники как встреча Уй, Шорчёл, йарня, Курмузяк. Тесная связь народных праздников с природой, народно-хозяйственным календарем, повлияла на жизнестойкость этих праздников, придала им своеобразие и национальную окраску.

Учебно-тематический план

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение научно-методической литературы Сентябрь-май 1. Бондаренко А. К. Дидактические и игры в детском саду М.

Просвещение, 1991

2. Ветохина А. Я., Дмитренко

«Нравственно-патриотическое

воспитание детей дошкольного

возраста».- Детство-Пресс,2013

.3. Тимошкина Н. А. Методика использования народных игр в ДОУ. Педагогическое образование 2008г. 64 с.

4. Жучкова Г. Н. «Нравственные

беседы с детьми 4-6 лет» Гном и Д

2008г. 64с.

5. Южный Урал: шаг за шагом. Учебное пособие. Челябинск 2016г. 192 с.

Практическая часть Сентябрь «Что мы Родиной

зовём?

Край в котором мы растём»

Путешествие по карте

«Моя

Родина – Россия».

Подборка дидактических игр по патриотическому

воспитанию. Разучивание

пословиц и поговорок на

тему «Родина»

Школа туризма Квест «Наша

Родина Россия»

Лепбук

картотека игр.

КВН

«Весёлая ярмарка»

Спортивные состязания

Октябрь «Велика Россия наша

И талантлив наш народ» Подборка народных подвижных игр

«Народные посиделки»

Интерактивное мероприятие. Ознакомление с различными узорами народов Республики Татарстан.

росписью

Картотека игр

Экскурсия в музей

Ноябрь Ознакомление с символикой

России, Татарстана, Агрызского района.

«День народного единства»

«Полиция – друг и защитник»

«Любимой нашей

маме спасибо говорим! Конкурс

чтецов.

Познавательно- спортивное

мероприятие

Поход в музей

Праздник

Декабрь «Герои отечества»

«Дружные ребята»

«Путешествие на север к што кочайдек» Познавательный вечер

Зимние

соревнования

Праздник

Январь Праздник мы сейчас устроим,

Чудо – игры здесь устроим.

Ознакомление с обычаями и традициями марийского народа.

«Гадания на шорок йол»

«Дело было

вечером»

КВН

«Маскарад»

Февраль НОД «Главные праздники

России».

Праздник посвящённый дню

защитника Отечества

«Весёлая масленица» «Зарница»

«А ну-ка

парни»

Развлечение

Март «Путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений». Праздник «Моя мама – лучшая на свете»,

Апрель Краткосрочный проект «Космос».

Викторина «Что вы знаете о космосе».

Май «Войны я не видел, но знаю

Как трудно народу пришлось» Экскурсия к

мемориалу

воинской славы

Сюжетно-ролевая

игра «Пограничники»

Сентябрь-май Игры с содержанием о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Кружок «Пластилинография».

Работа с семьей Сентябрь «О местных умельцах

На весь мир молва идёт» Альбом «История нашего села».

Октябрь Информационный лист «Воспитание патриотических чувств у дошкольника» Информирование родителей о праздниках и событиях особо значимых для Россиян.

Ноябрь Консультация «Воспитание

маленького гражданина». Передвижная картотека

Декабрь Подготовка атрибутов и костюмов к новогоднему празднику Костюмированное представление

Февраль «Зарница»

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии

Март Конкурс Выставка работ, выполненных бабушками и мамами.

Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево»

Самореализация Январь Разработка перспективных

планов, конспектов занятий по

теме

Знакомство с передовым

педагогическим опытом

Участие в конкурсах

педагогического мастерства

Показ открытого мероприятия. Развлечение «Игры наших бабушек»

Май Обобщение опыта по теме самообразования Выступление на педсовете

Публикации по теме:

Влияние художественной литературы на гражданско-патриотическое воспитание дошкольников Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен.

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества БелогорьяГражданско-патриотическое воспитание дошкольников на основе культурного наследия казачества Белогорья b]«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Михаил Ломоносов [/b] На современном этапе модернизации системы дошкольного.

Месячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группеМесячник «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». План работы в средней группе 1 неделя – Тема «Моя семья». Рассказы детей о членах семьи. Рассматривание альбома «Моя семья» Беседа о мамах. Составление рассказов на.

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание дошкольников» В наше время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяют все больше внимания. Причина актуальности — в деятельности.

Отчет по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе) Для самообразования я выбрала методическую тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе) Сущность.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

Презентация «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников в рамках образовательного пространства в современных условиях» В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»
Опубликовано: 9 августа 2021 в 08:54
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников посредством игры»» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Михайлова (УИ 234658) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД