Лучший педагог года

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры»

татьяна сироткина
«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры»

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры

Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток!

Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников.

1слайд

Публикация «„Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры“» размещена в разделах

Наша группа называется «Солнышко». И девиз группы: «Не даром наша группа «Солнышко» зовется, здесь тепло, уютно и радостно детям живется», а уютно и радостно дети чувствуют себя тогда, когда им ни чего не угрожает, когда к ним относятся с нежностью и теплотой, когда помогают познать и понять окружающий их мир.

Кредо моей работы:

«Все хорошее в людях- из детства

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем,

Удивиться, узнать, полюбить.

Мы хотим, чтоб Земля расцветала

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души»

2. слайд

Поэтому тема моей работы: «Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры»

3. слайд

Как сказал В. А. Сухомлинский

«Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра- это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

Условиями моего личного вклада послужили:

Научно- исследовательские, методические условия, организационно- педагогические которые вы видите на экране

4. слайд

Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Многие десятилетия призывами к действию для всего человечества служили лозунги: "Человек-царь природы", "Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у неё- наша задача" и др. К каким катастрофическим последствиям это привело,мы с вами видим в современной действительности. Несмотря на это деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире.

Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем быстрее ребенок научится видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, будет заложено позитивное отношение к предметному миру, к себе и другим людям.

Опыт моей работы показал, что в дошкольном возрасте у детей не сформированы элементарные экологические знания. Экологическое образование должно сопровождать человека на протяжении всей жизни: в раннем детстве - формировать чувство эмоциональной близости с миром живой природы. Первым звеном в системе экологического воспитания является дошкольное детство. С одной стороны, ребята-дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени - это равнодушие проявляется особо утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду свое, не всегда правильное отношение к окружающему нас миру.

Все исследования отмечают, что работа по экологическому воспитанию дошкольников должна проводиться в тесном сотрудничестве с родителями, необходимо обеспечить активное участие детей, родителей и педагогов в экологическом воспитании. Семья и детский сад не могут заменить друг друга: у каждого из них свои функции и свои методы воспитания. И нам необходимо научиться взаимодействовать в интересах ребенка.

5Теоретическая база опыта

основе теоретической базы лежат следующие нормативно- правовые документы которые вы видите на экране

6. слайд

Изучив литературу я поставила цель:

формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу посредством дидактической игры.

Для решения этой цели я поставила следующие задачи:

-содействовать развитию познавательного интереса к миру природы посредством дидактической игры;

-формировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

-совершенствовать у детей практические навыки и умения в природе в процессе разнообразной деятельности;

-воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к миру природы, окружающему миру в целом.

7слайд

Ведущая педагогическая идея данного опыта состоит в создании единых подходов обучения, к разработке и организации дидактических игр для детей дошкольного возраста; для создания условий, необходимых для более широкого внедрения дидактических игр в учебно- воспитательный процесс экологического воспитания, как в дошкольном учреждении, так и в семье.

8. слайд Дидактические игры- являются эффективным средством в экологического воспитания дошкольников, процесс игровой деятельности позволит:

-Обеспечить возможность усвоения экологических представлений;

-Пробудить интерес к природе и развить ценностное отношение к ней;

-Сформировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности;

-Предоставит возможности для проявления самостоятельности, инициативы, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильные решения;

-Сформировать умение контролировать и оценивать как собственную экологически ориентированную деятельность, так и окружающих.

9. слайд

Работа проходила в три этапа:

Первый этап- диагностический.

Анализ деятельности по данной теме начала с выявления уровня знаний, степени сформированности практических умений и навыков, который проводила в виде бесед с использованием иллюстраций, наблюдений, игр- занятий.

Данные диагностики показали, что не все дети имели представление о характерных особенностях каждого времени года, не проявляли интерес к животному и растительному миру из-за отсутствия знаний об уходе за живыми существами, проявляли затруднения в классификации растительного мира, среде обитания животного мира, не достаточно имели представления о бережном отношении к природе. Практически все дети имели разрозненные знания по данной теме; они не всегда в состоянии различить положительные и отрицательные поступки, давать оценку деятельности людей, многие дети не знают элементарные правила поведения в природе.

Данные мониторинга дошкольников позволили определить пути работы по данному направлению. Работа по экологическому воспитанию- работа не ежеминутная и не одного дня, это процесс длительный.

Эффективность экологической работы с детьми во многом зависит от создания условий для реализации задач.

Создание условий для реализации задач проходили на втором этапе

• Организация предметно- пространственной развивающей среды;

• Разработка комплексно- тематического, перспективного планирования работы с детьми;

• Разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях;

• Подбор материалов, методов и приемов;

• Взаимодействие с родителями;

10. слайд

Одним из важных условий для работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста, является правильно организованная предметно- пространственная среда, которая соответствует следующим принципам ФГОС:

* Содержательно- насыщенная;

* Трансформируемая;

* Вариативная;

* Полифункциональная;

* Доступная;

* Безопасная;

Учитывая эти принципы и требования общеобразовательной программы в нашей группе создан «Центр природы и экологии»,который включает в себя

-экологические мини-лаборатории «огород на окне»;

-макеты : «Океан», «Водоем», «Саванна», «Лес», «Земля- наш общий дом! Береги ее!», «Берегите лес от огня», «Зимний лес и др. ;

- графические модели: «Календарь погоды», «Правила поведения на природе», «Рост семян» и т. д. ;

- предметно-схематические «Круговорот воды в природе», «Уход за комнатными растениями» и т. д;

- Оформлен центр «Экспериментирования» для опытно-экспериментальной деятельности, в нем сдержатся материалы для опытов и экспериментов: природный материал (коллекции «Камни», «Ракушки», гербарий, шишки, семена, крупы и т. д., картотеки: «Игры-эксперименты для детей старшего дошкольного возраста», «Опыты-эксперименты для детей дошкольного возраста».

-графические модели: «Правила поведения при проведение опытов и экспериментов», «Свойства воды», «Свойства воздуха» и т. д.

-оформлены альбомы: «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Лекарственные растения», «Правила поведения в природе»,

альбомы с творческими рассказами детей и родителей. Наша гордость альбомы выполненные в технике пластилинография «Осенняя пора очей очарование» и «Здравствуй зимушка- зима», в которые вошли работы детей и загадки, пословицы, поговорки, стихи и рассказы о временах года.

-Лэпбуки соответствующие времени года, где подобрана информация экологического содержания, лепбуки: экология, птицы и т. д;

11. слайд

Особый интерес у детей вызывают следующие дидактические игры :

О многообразии и разнообразии природных объектов: «Загадай мы отгадаем», «Во саду ли в огороде», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С какого дерева листок», «Кто где живет, что где растет», «Птицы, рыбы, звери»

О взаимосвязях в природе: «Закончи предложение», «Что из чего», «Когда это бывает», «Пищевые цепочки», «Лиса и зайцы», «Угадай, что я за зверь»,«Экологическое лото»

О человеке, как части природы и о культуре поведения в ней: «Мы природу любим, беречь ее будем», «Природный и рукотворный мир», «Расшифруй экологический знак», «Друзья природы»

Для развития эстетического восприятия природы и формирования нравственно- оценочного опыта поведения в ней: «Природа и человек», «Необычное путешествие», «Хорошо- плохо»

12. слайд

В предметно-пространственной среде подобраны познавательные книги экологического содержания, энциклопедии, альбомы с творческими рассказами детей и родителей.

художественная литература: произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, В. П. Чехова и др.

13. слайд

Чтобы разнообразить работу по данной теме, я использовала инновационные методы. Так в группе появились новые игры: модель «Морфологическая таблица», игра «Экологические цепочки», «Где кто, в чём – что» - круги Луллия, «Да-нетка» и т. д. Данные игры используются для того чтобы развивать у детей умение находить связи между предметами, даже если они связаны не на прямую, а через посредника. В этих играх дети учатся делать выводы, находить причинно-следственные связи, у детей развиваются логическое мышление, воображение, монологическая речь.

14. слайд

Организация предметно-пространственной среды в группе с учетом ФГОС ДО строится так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.

Элементы индивидуализации:

-персональные коллекции: «Динозавры», «Коллекция тканей», «Планеты», «Минералы» и т. д.

-альбомы (по месяцам времен года,

-книжки-малышки: «Экологические сказки», «Времена года»; «Сохраним нашу природу», «Берегите природу», «Загадки о природе» и т. д.

-творческие мастерские по интересам: изготовление экологических знаков, элементов макетов;

-заполнение карт наблюдений;

-выставки творческих работ;

-выставочная зона- наличие детских и детско- творческих работ, посвященных экологии;

-изготовление элементов «Экологического театра»;

-детское проектирование: «Берегите природу», «Экология для малышей», «Зеленая планета» и т. д.

15. слайд

Особое внимание в своей работе я уделяю следующим принципам:

-наглядности- дети должны сами все увидеть, потрогать, услышать, понюхать и тем самым реализовать свое стремление к познанию окружающего мира;

- деятельности- включение ребенка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования жизненной позиции;

А так же:

-последовательности- любая новая ступень в обучении ребенка опирается на уже освоенное в предыдущем;

-интеграции- интегративность всех видов детской деятельности реализующихся в образовательном процессе;

-преемствености взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи- ничто не убеждает лучше примера родителей;

16. слайд

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, посредством дидактической игры осуществляется в системе:

- совместная деятельность педагога и детей;

- самостоятельная деятельность детей;

- образовательная деятельность в ходе режимных моментов

-работа с семьей;

17. слайд

Я уже не первый год работаю по экологическому воспитанию, знакомлю детей дошкольного возраста с явлениями живой и неживой природы. В своей работе я использую разнообразные формы работы с детьми которые вы можете видеть на экране

18. слайд

При этом я использую методы которые вы видите на экране

19. Взаимодействие с детьми.

Залогом в успешности в образовательной деятельности по данной теме стало сочетание разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественно- эстетической, познавательно- исследовательской, коммуникативной, а так же использование традиционных инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у детей знания о мире природы и о экологических нормах и правилах поведения. В своей работе я использую : беседы с участием персонажей, заранее спланированные педагогические ситуации, имитационное моделирование, детское экспериментирование и проектную деятельность, наблюдения, а так же игра- соревнования, создание среды для речевого творчества, привлечение родителей, организацию совместной деятельности детей и взрослых.

Во время бесед с детьми средней группы, выяснилось, что у большинства нет элементарных знаний о временах года, изменениях происходящих в природе со сменой времен года, о элементарных нормах и правилах поведения в природе носящих природоохранный характер.

20. слайд

С временами года знакомила детей в несколько этапов: рассматривали иллюстрации, наблюдали за природой на прогулках, читала рассказы о временах года: Накопив достаточный багаж знаний, продолжила знакомить детей с временами года.

Для этого использовала дидактические игры: «Назови по порядку», «Когда это бывает», «Что лишнее». В играх «Времена года», «Наряды матушки – земли» дети закрепляли и уточняли знания о каждом времени года, выбирали признаки, соответствующие каждому времени года. На прогулках знакомила детей с деревьями, находили на участке березу, клен, ель, рябину, сосну, отмечали строение: ствол, листья, плоды. Играли в такие игры: «Назови дерево», «Найди такой же», «С какого дерева листок, плод», «Найди пару», В ходе образовательной деятельности и наблюдений в разные времена года способствовала развитию умения замечать изменения, которые происходят в природе. Вводились игры с применением Морфотаблицы: «Кто из чего», «Что из чего»- знакомила детей с особенностями внешнего вида животных и растений.

21. слайд

С детьми старшей группы интересно проходили разные дидактические игры и упражнения во время прогулок. Например, осенью я предлагаю провести с детьми такие игры: «Найди пять листьев с разных деревьев и назови их», «Собери самые красивые листья», «Найди самый большой лист», «Найди дерево или куст по описанию». Введение элементов соревнования: «кто быстрее?», «кто больше?» - повышает интерес детей к этим играм.

Играя в игру «Дары природы» — закрепляли знания детей о ягодах, грибах. Играя в игры: «Где что растет», «Собери букет» познакомила детей с разнообразием растений: полевые, садовые, луговые, помогала закреплять названия растения, место его произрастания. В игре «Собери растение» дети закрепляли знания о мире растения, о частях растения. В игре «Зимующие и перелетные птицы» формировались знания о птицах Нижегородского края. Начиная со старшего возраста в игру начала вводить макеты с дальнейшим развитием сюжета, хода игры и постановкой проблемной ситуации: «Бельчонок попал в пустыню», «Жираф очутился в лесу», и т. д. при этом в ходе игры развивается воображение, диалогическая и монологическая речь, закрепляются знания детей о местах проживания животных и экологических зонах нашей планеты.

22. слайд

В подготовительной группе эти игры также проходят очень интересно, но повышаются требования к выполнению задания. Дети уже не просто называют явление, а подробно раскрывают его причину, объясняют последовательность развития. На ряду уже с известными, дети познакомились и с новыми играми «Красная книга Нижегородской области», играя в которую применяют все знания накопленные ранее (отгадывают животных по описанию, соотносят их со средой обитания, подбирают правила и нормы поведения природоохранного характера, «Кто где живет, что где растет», «Расшифруй экологический знак» и другие. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений; умение использовать имеющиеся знания, сравнивать и объединять предметы по разным признакам. В играх «Что будет, если…», «Мы – друзья природы» учила детей замечать последствия своих действий по отношению к природе.

Так же в работе я применяю и словесно-дидактические игры: «Закончи предложение», «Белка осенью запасает корма, потому что…», «Птицы могут летать, потому что…», «Весной листья на деревьях растут, а осенью…», «Летом бывает дождь, а зимой…» и другие

Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического воспитания дошкольников, мною каждый раз прослеживалась внутренняя связь игры с предыдущими и последующими играми. Это позволяет прогнозировать, какой следующий шаг произойдет в его развитии, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться.

Считаю, что такие дидактические игры помогут сформировать у детей доброжелательное, чуткое отношение к окружающему миру.

23. слайд

Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Мышеловка», «Перелет птиц», «Совушка» в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Солнышко и дождик»,«Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.

24. слайд

С целью закрепления полученных знаний по экологии, используются задания- упражнения по данной проблеме, которые направлены изучение, выявление, закрепление знаний, умений и навыков, на развитие логического мышления, речи детей.

Теоретические знания подкреплялись продуктивной деятельностью: рисование, аппликация (с использованием нетрадиционных материалов, ручной труд, выполнение работ в технике пластилинографии, пространственное моделирование, трудовая деятельность

25. слайд

в последствии теоретические знания реализовались в самостоятельной деятельности детей и повседневной жизни.

26. слайд

Экологическое воспитание дошкольников невозможно без тесного сотрудничества с родителями. Взаимодействие с семьями воспитанников- одна из важнейших составляющих в познании дошкольниками окружающего мира, накоплении знаний и практических навыков экологически безопасного поведения в природе. Семья это первый социальный институт для ребёнка. Родители являются примером для подражания для детей, поэтому формирование экологической культуры ребёнка напрямую зависит от уровня экологически грамотного поведения родителей.

В своей работе в сотрудничестве с семьями воспитанников я использую разнообразные форм и методы работы:

1. Анкетирование

2. Консультации:

3. Оформление стендов с наглядной информацией;

4. Участие родителей в расширении материально- технической базы группы;

5. Тематические родительские собрания

6. Рекомендую родителям домашние задания в виде ребусов, викторин, развивающих экологических игр;

7. Привлечение родителей к организации выставок сотворчества детей и родителей;

8. Проведение трудовых десантов по благоустройству участка ДОО;

9. Индивидуальные беседы и переписка с использованием сетевых электронных ресурсов;

Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

27. слайд

Одной из интересных форм взаимодействия с родительской общественностью стало проведение природоохранных акций. Одна из акций была посвящена Международному дню птиц, где дети совместно с родителями изготавливали скворечники, чтобы птицам было где жить. В ходе акции «Что мы сажаем? Сажаем цветы!» были созданы цветочные клумбы и посажены цветы.

дошкольной педагогике:

играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные

задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают

их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений

природы. Этот вид дидактических игр подходит для более взрослых

дошкольников, в этот период дети уже начинают понимать, что как же

хорошо знать больше своего друга или подруги, ответив на вопрос быстро и

правильно – ты выигрываешь в этой игре и заслуживаешь похвалу со

стороны и воспитателя и других деток.

Мной ведется сайт группы на портале МААМ. ру., где желающие могут увидеть работу проводимую с детьми и родителями группы.

Дети активно принимают участие в творческих конкурсах на всероссийских и международных порталах.

28слайд.

Диапазон личного вклада новизна работы вы можете видеть на экране

29. слайд

Для того чтобы детям было интереснее познавать окружающий нас мир природы мной были разработаны и созданы дидактические игры, такие как: «Зимующие и перелетные птицы», «Кто где живет? Что где растет?», «Когда это бывает», «Мы природу любим, беречь ее будем», «Во саду ли в огороде» и др. С данными дидактическими играми я принимала участие в конкурсах на портале МААМ. Ру и в районном конкурсе буклетов авторских игр и пособий экологической направленности, о чем свидетельствуют дипломы с призовыми местами.

30. слайд

С результатами проделанной работы неоднократно знакомила педагогов ДОО через проведение консультаций, открытых занятий, выступления на педагогических советах, публикации на международных и всероссийских порталах. Которые вы можете видеть на экране

31. слайдЗа публикации и участие в конкурсах получены дипломы и грамоты. Которые вы также можете видеть на экране.

32. слайд

На третьем этапе была вновь проведена диагностика уровня сформированности экологических представлений у дошкольников.

Которая показала, что систематическая и планомерная работа с использованием дидактических игр по данной проблеме способствовала тому, что дети стали проявлять устойчивый интерес к элементарным экологическим представлениям, усвоили правила поведения в природе, нравственные нормы, развилась ответственность, бескорыстная помощь и сострадание. Дети осознали, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем.

Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

33. слайд

Работу в данном направлении планирую продолжать и дальше вместе с детьми и родителями.

В будущем планирую продолжить поиск новых источников и новых технологий по экологическому воспитанию, проводить открытые мероприятия с активным участием родителей, разработать и внедрить в работу новые дидактические игры, разработать и внедрить проект «В природе нет ничего лишнего».

34. Библиографический список

Публикации по теме:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста посредством метода проектов «Экологическое воспитание детей посредством метода проектов». Проблема: как обеспечить экологическое воспитание и развитие, используя метод.

Книжка-малышка. Экологическое воспитание посредством художественной литературы Экологические изменения на планете побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы. Это раньше наши предки могли не.

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Экологическое воспитание посредством ФЭМП». Конспект интегрированного занятия "Экологическое воспитание через ФЭМП"Тема: "Необычная прогулка" Задачи: Образовательные: • Закрепить понятия.

Консультация для воспитателей «Социализация детей с ЗПР с помощью дидактической игры через экологическое воспитание» Социализация – процесс усвоения и активного воспроизводства социального опыта, прежде всего системы социальных ролей. В рамках социализации.

Проект «Я рисую этот мир». Экологическое воспитание дошкольников посредством художественно-эстетического развитияПроект «Я рисую этот мир». Экологическое воспитание дошкольников посредством художественно-эстетического развития Актуальность: Дошкольное детство - это период активного освоения социального пространства, когда преобладает чувственное познание мира.

Развитие речи детей раннего возраста посредством дидактической игры «Дидактическая игра – это специально созданная игра, выполняющая определенную дидактическую задачу, скрытую от ребенка в игровой ситуации.

Развитие внимания дошкольников посредством дидактической игры с использованием информационно-коммуникационных технологий Дошкольный возраст – это период, когда происходит накопление знаний об окружающем мире, закладываются основы физического и психического.

Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактических игр Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 пос. ЦЭС городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын».

Экологическое воспитание дошкольников посредством театрально-игровой деятельности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 13 пос. ЦЭС городского поселения «Рабочий поселок Чегдомын».

Экологическое воспитание у дошкольников посредством моделированияЭкологическое воспитание у дошкольников посредством моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры»
Опубликовано: 24 февраля 2018 в 20:52
+148Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 52.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД