Марина Ивановна Рыжкова
План самообразования «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы по самообразованию
Воспитатель: Рыжкова Марина Ивановна
Группа № 3 МБДОУ «Д/с «Островок»
Тема: Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании.
Цель: Повышение профессиональной компетентности по вопросу развития творческого потенциала в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Публикация «План самообразования „Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нетрадиционные техники рисования
- Нетрадиционные техники рисования. Самообразование
- Планирование. Планы работ
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Планирование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств.
Задачи:
1. Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Формировать умение оценивать созданные изображения.
4. Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
5. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования и стимулировать их совместное творчество с детьми.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима.
Распределение техники по возрастным группам.
С детьми младшего дошкольного возраста рекомендуется использовать:
- рисование пальчиками;
- оттиск печатками из картофеля;
- рисование ладошками.
Детей среднего дошкольного возраста можно знакомить с более сложнымитехниками:
- тычок жесткой полусухой кистью.
- печать поролоном;
- печать пробками;
- восковые мелки + акварель;
- свеча + акварель;
- отпечатки листьев;
- рисунки из ладошки;
- рисование ватными палочками;
- с помощью ватных дисков;
- кляксография с трубочкой.
А в старшем дошкольном возрасте дети могу освоить еще более трудные методы и техники:
- рисование песком;
- рисование мыльными пузырями;
- рисование мятой бумагой;
- кляксография с трубочкой;
- монотипия пейзажная;
- печать по трафарету;
- монотипия предметная;
- кляксография обычная;
- пластилинография.
Каждая из этих техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
План работы на 2018-2019гг.
Сентябрь-октябрь
Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. Составление тематического плана занятий с детьми, конспектов занятий.
Октябрь - Рисование ладошкой «Ежик»
- Рисование ватными палочками «Осеннее дерево»
Ноябрь
- Рисование оттиском пальца «Ветка рябины»
- Рисование отпечатком яблока «Компот из яблок»
- Печать листьев «Осень на опушке краски разводила»
- Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами»
Декабрь
- Метод тычка жесткой кистью «Салют»
- Метод тычка «Подарок маме»
- Рисование мыльными пузырями «Золотые рыбки» «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» (памятки)
Январь
- Рисование методом тычка «Щенок»
- Рисование свечой «Морозный узор»
- Рисование свечой «Метель»
- Консультация для родителей «Рисование пальчиками: зачем и как?»
Февраль
- Тампонирование «Снеговик»
- Рисование пальчиками «Чей след» Консультация «Зачем детям рисовать»
Март
- Рисование по крупе «Солнышко»
- Рисование ладошками (Коллективная работа) «Букет тюльпанов»
- Рисование методом тычка «Весеннее настроение»
-Творческая выставка «Для мамы»
Апрель
- Мастер-класс для родителей с детьми «Рисование пухлыми красками «Пасхальный кулич»
- Рисование крупами «Цветы»
- Рисование ладошками «Аквариум»
- Семинар для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве с детьми»
Май
- Оттиск мятой бумагой «Воздушные шарики»
- Рисование ватными палочками, пальчиками «Черемуха»
- Выставка рисунков
План работы на 2019-2020 год
Сентябрь-октябрь
Подбор методической литературы, работа с картотекой, библиотекой, изучение опыта педагогов на интернет-сайтах. Составление тематического плана занятий с детьми, конспектов занятий. Мастер-класс на родительском собрании «Рисование пеной для бритья «Радуга»
Октябрь - Коллективное рисование стопой «Жучки на полянке»
- Рисование ладошками «Стоит в поле теремок» (животные)
Ноябрь
- Кляксография трубочкой «Веселые облака»
- Печатание пекинской капустой «Букет для мамы»
- Печать листьев «Осень на опушке краски разводила»
- Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными способами»
Декабрь
- Метод тычка разрезанной втулкой «Салют»
- Метод тычка мятой бумагой «Зимний лес»
Январь
- Рисование методом тычка пальцем «Козленок»
- Рисование с помощью воздуха «Метель»
- Консультация для родителей «Влияние нетрадиционных способов рисования на развитие творческих способностей детей
Февраль
- Рисование пальчиками «Чей след»
- опытно-экспериментальная деятельность по смешиванию красок
Март
- Рисование ладошками (Коллективная работа) «Осьминожки»
- Рисование пеной для бритья «Мороженое»
- Творческая выставка «Для мамы»
Апрель
- Рисование по соли «Бабочка»
- Рисование крупами «Пасха Красная»
- Мастер-класс для родителей для родителей «Рисование пухлыми красками «Пасхальный кулич»
Май
- Пластилинография «Цветущие деревья"
Выставка рисунков
Литература (предполагаемая в использовании):
1. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – М., 1995.
2. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 3-4 лет. – М., 2010.
3. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
4. Белкина В. Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
5. Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
6. Акуненок Т. С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О. В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
9. Г. Н. Давыдова "Нетрадиционная техника рисования в детском саду"- М. 2007г.
10. Г. Н. Давыдова "Рисуем ладошками"
11. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Планирование, конспекты занятий, М. Творческий Центр. 2005г.
12. Колдина Д. Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. - Москва,2010 г.
13. Комарова Т. С. Детское художественное творчество- МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
14. Комарова Т. С. Развитие художественных способностей дошкольников. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2016.
15. Комарова Т. С. «Как можно больше разнообразия» Дошкольное воспитание, 1991г. №9.
16. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – Москва,2010.
17. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд-во «Карапуз-Дидактика».
18. Лыкова И. А. "Цветные ладошки"
19. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»
20. И. В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников», Санкт-Петербург, изд-во «Детство-Пресс», 2004 г.
21. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
22. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Творческий Центр «Сфера», Москва, 2011.
23. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.
24. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.