МААМ-картинки

План самообразования «Экологическое воспитание как средство умственного развития дошкольников»

Ирина Брагина
План самообразования «Экологическое воспитание как средство умственного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность темы:

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. “Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте и действиях, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его умственная, творческая, исследовательская деятельность” - писал Лев Семёнович Выготский.

Публикация «План самообразования „Экологическое воспитание как средство умственного развития дошкольников“» размещена в разделах

Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасаемого желания познавать. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание познанию нового, умственному развитию, экологическому воспитанию детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование через познание становится для ребё нка 5-6 лет одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность мысли пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в познании и исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом вовсе неважно: открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще малоизвестный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, по какой-то причине угасший, но и возбуждать его, что является залогом успешного обучения в дальнейшем. Мир природы удивителен и прекрасен. Однако, далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой - не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается.

Развитие умственной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательной, исследовательской деятельности развиваются детская любознательность, пытливость ума; на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию умственной, творческой активности ребенка, его воображения. Именно в данной деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить в дальнейшем применить свои представления, знания о мире.

Цель работы по теме самообразования :

Создать оптимальные условия для развития умственных способностей старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития их познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи и пути их реализации:

- изучить методики, технологии по умственной деятельности;

- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость ума, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

- развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность;

В результате проделанной работы можно увидеть следующие результаты:

• у детей появилось желание общаться с природой, изучать, познавать, отражать свои мысли и впечатления через различные виды деятельности;

• сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

• сформированы начала экологической культуры детей через познавательное развитие;

• дети получают практические знания по охране природы;

развиваются речевые навыки детей;

• дети учатся экспериментировать, анализировать,думать, делать выводы.

Большую помощь в работе по экологии оказывают книги :

Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой». Нравятся детям рассказы, стихи, сказки Г. Тукая, М. Джалиля, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Вместе с детьми смотрим татарские мультфильмы, после просмотра обсуждаем, пересказываем сюжет.

В детском саду проводятся выставки детских рисунков: «Времена года», «Мир глазами детей», «Как я провёл лето». Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек к изготовлению поделок. Родители участвовали в конкурсе "Чудеса своими руками".

Любое наблюдение – это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности. Циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчётливые представления об особенностях растений и животных и их связи со средой обитания. Ребё нка окружают интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, сочиняют свои сказки и рассказы.

Сотрудничество с семьями детей, в рамках темы по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносят в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – воспитать экологически грамотного и богатого идеями человека.

План работы на год

Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - Май 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О. В. и др. «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». М. : Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В.

«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников». М., 2005.

5. Иванова А. И. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М. : Сфера, 2004

6. Рыжова Н. «Игры с водой и песком». // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. «Воздух: книжка для талантливых детей и заботливых родителей». СПб., 1998.

8. «Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет» : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.

9. Драко М. В. «Развивающие игры». - Минск:Попурри,2010г. Анализ изученной литературы плане по самообразованию).

Работа с детьми

Сентябрь - Октябрь

Исследование свойств песка и глины во время игровой, познавательной деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Ноябрь - Декабрь

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Опыты с водой.

Январь -Февраль

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Опыты с воздухом.

Март

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Опыты с магнитом.

Апрель - Май

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи. Изучаем и познаем мир» - оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь - Ноябрь

Консультация для родителей на тему: «Организация экологического воспитания ребенка как средство умственного развития ребенка». Выступление на родительском собрании.

Декабрь - Январь - Февраль

Открытый показ образовательной деятельности «Царство природы». День открытых дверей.

Март - Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов, игр на познание. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-6 лет.

Ноябрь

Консультация для педагогов ДОУ «Значение экологического воспитания в развитии ребенка». Выступление на педагогическом совете.

Февраль

Обмен мнениями. Анкетирование родителей.

Обобщение опыта работы на семинаре – практикуме. Беседы. Консультации.

Выступление на семинаре – практикуме.

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

Публикации по теме:

Отчет по теме самообразования «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях реализации ФГОС» Темой для самообразования воспитателей группы №4 на 2015 – 2016 уч. год стало «Экологическое воспитание младших дошкольников в условиях.

План самообразования по теме «Артикуляционная гимнастика как средство развития речи детей средней группы детского сада» Цель: раскрыть значимость артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения. Разработать эффективную систему артикуляционных.

План самообразования по теме «Мнемотехника — эффективное средство развития связной речи дошкольников» Тема: «Мнемотехника – эффективное средство развитие связной речи дошкольников» № Срок выполнения содержание 1 В течении года Октябрь 2015.

План самообразования «Экологическое воспитание дошкольников через опытную деятельность» План самообразования по теме: «Экологическое воспитание дошкольников через опытную деятельность». Воспитатель: Коноплева Н. М. Подготовительная.

План самообразования «Театр как средство формирования связной речи дошкольников» на 2015–2016 учебный год МБДОУ детский сад с. Николаевка План самообразования «Театр, как средство формирования связной речи дошкольников» на 2015–2016.

План самообразования «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности» Тема: «Воспитание творческой направленности личности дошкольников в условиях коллективной деятельности» Введение Нравственно-эстетическое.

План самообразования воспитателя второй младшей группы «Пластилинография как средство развития мелкой моторики рук» Тема: «Пластилинография, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». Актуальность. Пластилинография – это.

Родительское собрание (с помощью метода фасилитации) «Сенсорное воспитание-фундамент умственного развития ребёнка» ТЕМА: «Сенсорное воспитание – фундамент умственного развития ребёнка» Цель собрания: обогатить представления родителей об умственном развитии.

Индивидуальный план самообразования «Экологическое воспитание дошкольников при ознакомлении с природой родного края» сентябрь Изучение материала по теме. Подбор литературы по теме. Мониторинг Анкетирование «Что такое экология?». Собрание «Формирование.

Творческий проект «Экологическое воспитание — как неотъемлемая часть развития мышления дошкольников» Творческий проект «Экологическое воспитание – как неотъемлемая часть развития мышления дошкольников» «Природы и мы» Занятия педагога-психолога.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Экологическое воспитание как средство умственного развития дошкольников»
Опубликовано: 6 октября 2016 в 16:37
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «План самообразования «Экологическое воспитание как средство умственного развития дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Брагина (УИ 826207) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД