Получи документы

План самообразования педагога

Елена Нафикова
План самообразования педагога

План самообразования педагога

на 2019-2020 уч. г. г.

Ф. И. О. Нафиковой Елены Александровны.

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

План самообразования педагога

на 2019-2020 уч. г. г.

Ф. И. О. Нафикова Елена Александровна.

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Актуальность темы:

Публикация «План самообразования педагога» размещена в разделах

В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами устного народного творчества.

4. Внедрение новых форм работы с использованием устного народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Сроки: учебный 2019 – 2020 год.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

Этапы Содержание деятельности по самообразованию Срок Форма представления самообразования

1 Подбор и изучение литературы по теме самообразования :

«Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой». Москва. Мозаика – Синтез 2013;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.

Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. 3 года

Подготовка к проету «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Просмотр и анализ открытых занятий коллег.

Ноябрь 2019. Беседа со старшим воспитателем

Проект «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

1. «Роль пальчиковой гимнастики в развитии речи детей младшего дошкольного возраста»

Анкетирование «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Памятка для родителей «Для чего нужна пальчиковая гимнастика»

Картотека «Пальчиковая гимнастика на основе потешек»

Игра – упражнение для детей «Веселые пальчики» Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Оформление книжного уголка по теме проекта.

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).

2 Создание методической базы.

Консультации со старшим воспитателем

декабрь 2019г. 2. «Роль загадки в воспитании дошкольника»

Разработка картотеки «Народные загадки»

Оформление книжного уголка по теме проекта.

Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольника»

Рекомендации для родителей

«Разговорчивые игры»

Досуг «Вечер загадок»

3 Создание центра «Наши сказки»

Использование Интернета в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования нспортал. р», «Маам. ру».

1. Изучение методических публикаций в сети ИНТЕРНЕТ на сайтах www.jandekx.ru., «www. mail. ru»,

«www.5ballow.ru», www,ramвler.ru,

«www,allbest.ru», портал «Сеть творческих учителей», сайты «Солнышко», «Теремок», интернет –проект «МААМ. RU», «Calamo», «Талантоха», МО учителей «Логос», «Учебно-методический кабинет», «Сообщество творческих педагогов» и др.

Январь – февраль 2020г. «Состав детского фольклора; особенности восприятия, освоения детьми произведений малых фольклорных форм»

(потешек, закличек, потешек, прибауток, песенок, скороговорок, пословиц, поговорок, считалок, колыбельныхдр.)»

Разучивание и проговаривание потешек, закличек, потешек, прибауток, песенок, скороговорок, пословиц, поговорок, считалок, колыбельныхдр.

Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки»

Создание картотеки потешек для работы с детьми. Применять потешки в режимных моментах.

Создание библиотеки красочных книг с потешками для детей

Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото).

Январь Советы родителям

«Фольклор в развитии речи детей»

Февраль Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»

Хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

4 Ознакомление с опытом работы, взаимообмен информацией, распространение своего собственного опыта.

Укрепление материально – технической базы:

пополнение центра «Наши сказки» русскими народными сказками

Март – апрель 2020г. «Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей»

Март

Проведение развлечения для детей «Путешествие в сказку»

Консультация для родителей

«Народные сказки, их роль в общем и речевом развитии детей»

Создание библиотеки красочных книг с русскими народными сказками.

Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, настольный театр по РНС

Апрель

Театрализация русской народной сказки «Заюшкина избушка».

Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам»

5 Посещение городских методических мероприятий.

Отчет по теме самообразования,

представление результатов.

Подобрать материал для разработки плана по самообразованию на новый учебный год. Май 2020г. Май - 2020 г. Консультация для педагогов : «Устное народное творчество как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Приобрести в группу совместно с родителями или изготовить настольно печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Отчет по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Отчет по теме самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Актуальность выбранной темы

Возраст от 3 до 5 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Система работы с детьми дошкольного возраста по развитию речи на материале устного народного творчества

Заложенные в фольклор языковые формы обеспечивают баланс традиционности и индивидуальности в речевом творчестве, и их включение в педагогический процесс совершенно необходимо.

Интерес к потешкам, загадкам, сказкам я заметила у детей своей группы в начале учебного года и решила, что именно устное народное творчество поможет повысить у детей уровень речевого развития, сделать их речь более выразительной, красивой грамматически правильной.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я начала использовать его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты. Главное к концу года дети могли заменить друг друга, и никто не оставался в стороне, они могли сыграть любую роль и показать любой характер.

Для мотивации детей многие занятия и совместные мероприятия мы проводили с использованием различных видов театра. Дети с большим удовольствием принимали участие в театрализациях, хороводных играх, играли в настольные игры.

Для отслеживания динамики развития речи детей в рамках поставленной цели, я провела обследование в начале учебного года, которое позволило выявить:

1. Уровень развития речи детей.

2. Знание детьми малых фольклорных форм.

3. Понимание детьми жанра устного народного творчества.

4. Использование фольклора в повседневной разговорной речи.

Для обследования я использовала следующие методики:

1. Критерии программы «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой.

2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Во время проведения обследования детей я использовала следующие методы:

- Наблюдение за общением детей в самостоятельной деятельности.

- Беседа с детьми.

- Словесные игры.

Полученные результаты показали, что только 18% детей имеют достаточно высокий уровень развития речи. Дети воспринимают, понимают и используют в повседневной жизни разные жанры фольклора. 17% детей показали низкий уровень.

Я поставила перед собой цель знакомить детей с материалами устного народного творчества и способствовать этим развитию речевой активности детей.

Я считаю, что правильно и четко организованная работа по приобщению детей в детском саду к устному народному творчеству способствует не только развитию речи, но и развитию его духовности – интегрированного свойства личности, которое проявляет себя на уровне человеческих отношений.

Изучив и проанализировав методическую литературу и возрастные особенности детей своей группы я определила следующие задачи:

1. Воспитывать интерес детей к устному народному творчеству.

2. Посредством живого образного языка учить пониманию слов и выражений, развивать выразительность, интонацию, силу голоса, диалогическую и монологическую связную речь.

3. Раскрыть перед детьми смысл пословиц и поговорок, которые открывают правила поведения, моральные нормы.

4. Расширять знания об окружающем мире посредством русского фольклора.

5. Развивать умение разыгрывать сказки по ролям.

6. Развивать интерес к народным играм. Учить использовать фольклор в самостоятельной игровой и театрализованной деятельности.

Реализацию поставленных задач я начала:

- с систематизации фольклорного материала по устному народному творчеству

- с составления перспективного плана работы для детей младшего дошкольного возраста

- с консультаций и бесед для родителей.

Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающей речевой среды в группе:

возрастной подход;

функциональность;

вариативность;

наглядность;

системность;

комфортность;

самостоятельность;

доступность;

применяемость;

соответствие требованиям программы.

2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).

3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:

развивающие игры, игры - драматизации, сюжетно -ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, экскурсии, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы, мини - конкурсы, игры - соревнования. На прогулке для наблюдений за сезонными явлениями я так же использовала элементы устного народного творчества (загадки, старинные приметы).

4. Работа с родителями:

родительские собрания, анкетирование, буклеты, памятки, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы, не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В неё записываю потешки, загадки, прибаутки. Это помогает родителям дома повторять всё это с детьми. Для привлечения родителей к совместной деятельности мною проводились совместные конкурсы на лучший рисунок, поделку по мотивам сказок. Совместно с родителями оформляли выставку детских работ. Проводили игру-драматизацию отдельных эпизодов по желанию детей. Часто использовала прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогала детям вслушаться в музыку, вдуматься в характер ее героев.

И теперь я рассчитываю на помощь родителей, когда мы вплотную решили заняться драматизацией. Очень благодарна мамам за чудесно изготовленных персонажей сказок. Ведь дети взрослеют и я ставлю следующую задачу перед собой, используя устное народное творчество, помочь детям эмоционально читать стихи, умело вести беседу, применять свои знания произведений в различных ситуациях, с желанием принимать участие в праздниках, развлечениях, в играх – драматизациях.

Вывод: На основании вышеизложенного мною сделан вывод, что систематизированный комплекс разных жанров произведений устного народного творчества имеет огромное познавательное и воспитательное значение, способствует обогащению словаря, развитию их речевой активности детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Проведенная работа показала – ценность фольклорных произведений для дошкольного периода обусловлена, прежде всего, высокой интонационной выразительностью, что особенно значимо для детей – дошкольников, а так же другими жанровыми особенностями – речевыми, звуковыми, смысловыми.

Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:

-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.

Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала, как средство развития речи воспитанников.

Публикации по теме:

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

План самообразования «Музыкально-ритмическая и танцевальная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 "Ромашка" с. Ростовановкого Курского муниципального района.

План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников»План работы по теме самообразования «Развитие мелкой моторики и координации движений рук у младших дошкольников» План работы по самообразованию сентябрь Изучение и анализ методической литературы, интернет ресурсов; поиск эффективных технологий (методов.

План самообразования на 2016–2017 уч. год План самообразования на 2016-2017 уч. годТема: «Развитие мелкой моторики детей второй младшей группы».Актуальность В. А. Сухомлинский говорил:.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

План самообразования «Развитие технического творчества дошкольников посредством LEGO конструирования» План самообразования «Развитие технического творчества и познавательных интересов дошкольников посредством LEGO конструирования»Цель: развитие.

План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя.

План самообразования воспитателя «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» 2 младшая группа «Родина для человека - самое дорогое и священное, без чего человек.

План самообразования воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Пугачёва Саратовской области» План самообразования воспитателя.

Электронное портфолио как современная форма самопрезентации и самообразования педагога В условиях реализации ФГОС и предъявляемых в них требованиях к уровню компетентности педагогов, одним из необходимых составляющих педагогической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования педагога
Опубликовано: 19 апреля 2020 в 15:52
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД