Лучший педагог года

План самообразования «Применение новых подходов и методик в процессе диагностики воспитанников ДОУ»

Наталья Гузенко
План самообразования «Применение новых подходов и методик в процессе диагностики воспитанников ДОУ»

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Тема: «Применение новых подходов и методик в процессе диагностики воспитанников ДОУ»

Время работы над темой: сентябрь 2022 г. – май 2023 г.

Источники самообразования :

-методическая литература;

- интернет ресурсы;

- курсы повышения квалификации;

- обмен опытом с педагогами ДОУ и учителями-логопедами.

Актуальность темы.

Публикация «План самообразования „Применение новых подходов и методик в процессе диагностики воспитанников ДОУ“» размещена в разделах

В связи с ростом количества детей, страдающих речевыми нарушениями, на сегодняшний день очень актуален поиск новых подходов, методик и проб в процессе диагностики воспитанников ДОУ. Логопедическая диагностика ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития и составления коррекционного маршрута. В дошкольном возрасте преобладает игра, как ведущий вид деятельности,в связи с чем актуально постоянно пополнять банк проб и методик, содержащих игровые компоненты. В процессе диагностики важно увидеть все нарушенные сферы развития ребенка, поэтому диагностика должна быть комплексной. Речь – это функция интегративная. Это результат деятельности многих неврологических и психических процессов. Ее нарушение может быть следствием многих проблем. В то время как особенности речевой функции могут указывать на то или иное нарушение развития. Поэтому учитель-логопед должен уметь диагностировать не только речь, но и когнитивную сферу развития. По результатам комплексной диагностики оказание помощи детям с ОВЗ будет содержать не только коррекцию недостатков речи, но развитие когнитивной сферы, а так же создание специальных психологических условий, в которых стало бы возможным более интенсивное развитие воспитанников.

Цель: повышение уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности в области диагностики речевых нарушений и когнитивной сферы воспитанников ДОУ.

Задачи:

1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения научно-методической литературы по данному вопросу.

2. Диагностика речевых нарушений путем применения новых методов и приемов.

3. Углубленное изучение недостатков тех или иных компонентов речевой системы, анализ качественной специфики недостаточности речевого развития;

4. Диагностика когнитивной сферы развития воспитанников, с возможностью дальнейшего развития;

4. Выявление компенсаторных возможностей, прогнозирование успешности обучения на последующих этапах.

Этапы реализации плана самообразования

Этапы реализации

Подготовительный

Знакомство и изучение практических методов, приемов и проб диагностики, изучение актуальности данной темы.

Практический

Изучение литературы по теме самообразования.

Прохождение курсов Олеси Тарасовой по теме «Диагностика речевых нарушений».

Введение в практику новых методов, приемов и проб диагностики воспитанников.

Разработка консультаций для родителей и педагогов ДОУ.

Проведение открытого мероприятия на методическом объединение учителей-логопедов.

Итоговый

Проведение открытого мероприятия в ранках ДОУ.

Обобщение собственного опыта педагогической деятельности. Анализ полученных результатов после проведенной диагностики детей.

Перспективный план работы по самообразованию

учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год.

Пробы, применяемые на диагностике разработаны учителем-логопедом Тарасовой Олесей.

Задачи, формы и методы реализации,срок реализации.

Сентябрь

1. Определение темы самообразования.

2. Разработка перспективного плана работы по изучаемой теме.

В течение года

Изучение информации из разных источников по теме.

1. Изучение методической литературы :

1. Маклакова А. Г. «Общая психология»

2. Акименко В. М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями.

3. Быховская А. М. Казова Н. А. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. (Методический комплект программы Н. В. Нищевой)

4. Волкова Г. А. "Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи"

5. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольников.

6. Громова О. Е., Соломатина Г. Н. .Логопедическое обследование детей 2—4 лет.

7. Лисина М. И. «Общение, личность и психика ребенка».

2. Прохождение курсов Олеси Тарасовой по теме: «Диагностика речевых нарушений».

3. Обзор информации в интернете.

Октябрь

1. Изучение методической литературы по теме : Обследование моторной и когнитивной сферы развития ребенка.

2. Применение проб «Пирамидка», Разноцветные слоны

, «Матрешки», «Полоса препятствий» на диагностики воспитанников ДОУ.

Изучение методической литературы :

1. Зимняя И. А. «Лингво-психология речевой деятельности»

2. Крупенчук О. И. «Движение и речь».

3. Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология».

Работа с детьми:

1. Проведение диагностики воспитанников с использованием пробы «Пирамидки».

Цель: проверить уровень сформированности операции классификации и зрительно-моторной координации.

Проба «Разноцветные слоны».

Цель: проверка сформированности операции классификации по цвету.

Проба «Матрешки»

Цель: диагностика сформированности пространственных представлений.

Проба «Полоса препятствий»

Цель: проверка уровня развития общего праксиса и зрительно- моторной координации.

Работа с родителями: Консультация «Результаты диагностики воспитанников логопедической группы ДОУ».

Ноябрь

1. Изучение методической литературы по теме : «Обследование понимания речи».

2. Применение новых проб и методик на практике.

Изучение методической литературы :

1. Лисина М. И. Этапы генезиса речи как средства общения; 2. Семенюк Л. М. Хрестоматия по возрастной психологии; 3. Лямина Г. Учимся говорить и общаться // Дошкольное воспитание;

4. Мухина В. С. Детская психология.

Работа с детьми:

1. Применение пробы «Глагольный поднос».

Цель: проверить уровень понимания речи.

2. Применение пробы «Многофункциональный поднос»

Цель: проверить уровень понимания речи, усвоение предлогов, пальцевой и кистевой праксис.

Декабрь

1. Изучение методической литературы по теме : «Грамматический строй речи».

Изучение методической литературы :

1. Безрукова О. А. «Грамматика русской речи»;

2. Леонтьева А. А. «Основы психолингвистики».

2. Применение новых проб и методик на практике.

Работа с детьми:

1. Проба «Фруктовая корзина»

Цель: проверка сформированности словообразования, сформированности категорий рода и числа.

Проба с животными.

Цель: проверка уровня семантического компонента речи.

Работа с родителями:

Демонстрация индивидуальной диагностики воспитанника логопедической группы, с применением изученных проб.

Январь

1. Изучение методической литературы по теме : «Обследование звукопроизношения».

Изучение методической литературы :

1. Дмитрова Е. Д. Логопедические карты для диагностики речевых нарушений;

2. Кирьянова Р. А. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи 5-6 и 6-7 лет;

3. Коненкова И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР

2. Применение новых проб и методик в процессе промежуточной диагностики.

Работа с детьми:

1. Промежуточная диагностика воспитанников логопедической группы с применением изученных проб.

2. Изучение Пробы «Подарки»

Цель: диагностика звукопроизношения воспитанников, проверка кистевого и пальцевого праксиса.

Пробы «Кукольный домик».

Цель: диагностика звукопроизношения.

Работа с родителями:

Консультация для родителей на тему: «Предупреждение нарушения звукопроизношения».

Февраль

1. Изучение методической литературы по теме : «Речевые нарушения». Изучение методической литературы :

1. Визель Т. Г. «Основа нейропсихологии»;

2. Тарасова О. А. Чернышова Ю. А. «Речевая слуховая агнозия теория и практика»;

3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия;

Изучение речевых нарушений: Дизартрия, артикуляционная диспраксия, речевая слуховая агнозия.

Март

1. Изучение методической литературы по теме : «Сенсорная и моторная алалия».

Изучение методической литературы :

1. Ковшиков В. А. Экспрессивная алалия.

2. Кузьмина Н. И., Рождественская В. И. Воспитание речи у детей с моторной алалией.

3. О. Е. Грибова «Что делать, если ваш ребенок не говорит?».

4. М. Кольцова. Ребенок учится говорить.

Изучение речевых нарушений: Сенсорная и моторная алалия.

Апрель

Обобщение педагогического опыта по теме.

1. Структурирование полученных знаний в процессе изучения материалов.

2. Обмен опытом по теме с учителями-логопедами.

Работа с педагогами:

Выступление на методическом объединение учителей – логопедов по теме: «Сравнительная характеристика ФФНР и ОНР при диагностики речевых нарушений».

Подготовка речевых карт, с учетом новых проб и методик диагностики речевых нарушений и когнитивной сферы.

Май

1. Проведение контрольной диагностики воспитанников логопедической группы с применением новых приемов, методов и проб.

2. Сравнительный мониторинг диагностики, применяемой ранее и диагностики, с внедрением новых проб и методов.

3. Открытое мероприятие для родителей воспитанников.

4. Публикации опыта на сайте ДОУ.

5. Написание отчета о проделанной работе.

Публикации по теме:

Аналитическая справка об использовании в образовательном процессе современных технологий и методик воспитателем Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Вышневолоцкого района "Зеленогорский детский сад" 171130, Тверская область,.

Доклад по теме самообразования «Практическое применение нетрадиционных техник рисования»Доклад по теме самообразования «Практическое применение нетрадиционных техник рисования» Нетрадиционные техники рисования имеют большие возможности для развития творческих способностей дошкольников. Однако я не забываю о необходимости.

Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования»Консультация «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования» Консультация для педагогов «Использование новых подходов в работе с дошкольниками для достижения современных целей образования (технологическая.

Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ»Мастер-класс с педагогами «Квест-игра и её применение в образовательном процессе ДОУ» Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании квест-технологии в образовательном процессе ДОУ. Задачи: 1)конкретизировать.

План самообразования на 2016–2017 уч. год План самообразования на 2016-2017 уч. годТема: «Развитие мелкой моторики детей второй младшей группы».Актуальность В. А. Сухомлинский говорил:.

План самообразования воспитателя Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 г. Пугачёва Саратовской области» План самообразования воспитателя.

Применение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУПрименение интеллект-карт в процессе коррекционно-образовательной деятельности ДОУ Применение интеллект-карт в коррекционно-образовательном процессе ДОУ Учитель-логопед МДОАУ «Д/с №12 «Журавушка» комбинированного вида.

Применение новых игровых технологий. ОрбизыПрименение новых игровых технологий. Орбизы Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: " Истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев.»Другими.

Применение социальных Интернет-сервисов Веб 2.0 в образовательном процессе Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хочу поделиться своей новостью. В настоящее время прохожу курсы «Применение социальных Интернет-сервисов.

Применение учебных презентаций в образовательном процессе кадетской школы Сегодня в общеобразовательной школе одной из наиболее распространённых форм донесения учебного материала можно назвать мультимедийные презентации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Применение новых подходов и методик в процессе диагностики воспитанников ДОУ»
Опубликовано: 13 марта 2023 в 10:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД