Папки-передвижки

НОД по развитию речи «Зимующие птицы»

Наталья Юрьевна Барабанова
НОД по развитию речи «Зимующие птицы»

Тема НОД «Зимующие птицы».

Тип НОД: НОД по закреплению знаний, умений и навыков.

Возрастная группа: средняя.

Возраст: 4 - 5 лет.

Форма НОД: групповая.

Цель. Закрепление названий зимующих птиц, их внешних признаков.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»;

• «Познавательное развитие;

Публикация «НОД по развитию речи „Зимующие птицы“» размещена в разделах

«Социально-коммуникативное развитие»;

«Физическое развитие».

Задачи:

1) обогащать и уточнять словарь детей по теме «Зимующие птицы»; развивать связную речь на уровне предложения, продолжать учить детей отвечать предложением («Речевое развитие»);

2) обогащать знания детей по теме «Зимующие птицы»; продолжать учить воспитанников складывать разрезные картинки; формировать учебные навыки; развивать произвольность внимания, зрительную и опосредованную память, наглядно-образное мышление, операции словесно-логического мышления; развивать зрительное восприятие; обогащать эмоциональную сферу детей положительными эмоциями («Познавательное развитие»);

3) стимулировать активные высказывания детей; воспитывать познавательный интерес; воспитывать волевые качества личности (усидчивость, дисциплинированность, сдержанность); воспитывать чувство доброты, сопричастности, сопереживания ко всему живому; воспитывать бережное отношение к птицам, желание заботиться о них («Социально-коммуникативное развитие»);

4) продолжать учить детей согласовывать движения с текстом; развивать мелкую и общую моторики («Физическое развитие»).

Коррекционная работа:

1) исправление недостатков в речевом развитии дошкольников с ОНР :

- развитие умения употреблять простые распространенные предложения;

- развитие понимания речи, воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы окружающей действительности с целью уточнения и расширения представлений ребенка с ОВЗ;

- обеспечение коррекции нарушения развития активного словаря воспитанников с ОНР по данной теме;

- развитие коммуникативной деятельности для формирования вербальной компетентности воспитанников с целью дальнейшей успешной социализации;

- развитие связной речи на уровне предложения;

- развитие умения удерживать губы в улыбке, обнажая нижние и верхние передние зубы; укрепление мышц губ;

2) развивать произвольность внимания, зрительную и опосредованную память, наглядно-образное мышление, операции словесно-логического мышления; развивать зрительное восприятие; развивать общую моторную ловкость.

Методы и приемы:

- практические: гимнастика для глаз "Вверх синичку подними", собирание модель-схемы птицы, складывание разрезных картинок; упражнение для развития общей моторики; пальчиковая гимнастика «Покормим птиц»; подбор корма для птиц;

наглядные: рассматривание картины «Зимний пейзаж», предметных картинок с изображением птиц; иллюстрации «Кормушка» и «Покормим птиц»;

словесные: беседа, рассказ, разъяснение, вопросы, чтение стихотворения, речевая ситуация.

Материалы и оборудование: 1) картина «Зимний пейзаж»; 2) мольберт; 3) набор предметных картинок «Зимующие птицы»; 4) модель-схема строения птицы (по количеству воспитанников); 5) разрезные картинки (по количеству воспитанников); 6) магнитофон; 7) аудиокассета «Пение птиц»; 8) карточки с изображением следов птиц (по количеству детей); 9) бумажные фигурки синицы (по 2 шт. на ребенка); 10) иллюстрации «Кормушка» и «Покормим птиц»; 11) крупа; 12) предметные картинки: ягоды, зерна, остатки еды, сало, рябина, хлебные крошки, семена, черный хлеб; 13) кормушка.

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Коммуникативная Беседа, вопросы, ситуативный диалог, аргументирование, речевая ситуация.

Игровая Игровая ситуация, игры и игровые упражнения: «Кто к нам в гости прилетел?», «Собери картинку», «Вверх синичку подними», «Сравни ворону и воробья», «Угадай, чьи следы?»; релаксационное упражнение «Солнечные лучики».

Двигательная Физминутка «Птички-невилички», гимнастика для глаз «Вверх синичку подними», пальчиковая гимнастика «Покормим птиц».

Познавательно-исследовательская Рассматривание, решение проблемной ситуации.

Конструирование Складывание модель-схем и разрезных картинок.

1. Технологическая карта

Этапы НОД Действия педагога Действия воспитанников Планируемые результаты

Вводный (мотивационно побудительный) 1. Мотивация к деятельности: «Поприветствуем друг друга улыбкой до 5!»

Педагог считает до 5.

2. Воспитатель выставляет на мольберт картинку зимнего пейзажа с изображением птиц и включает запись их пения.

Организует беседу:

- Что вы слышите?

- Разве птицы не улетели в теплые края?

- Как называют птиц, которые остаются зимовать? Дошкольники выполняют артикуляционное упражнение «Улыбка».

Дети делают вывод, что не все птицы улетают в теплые края. Привлекается внимание к содержанию занятия, к совместной деятельности.

Укрепление мышц губ. Активизация личного опыта.

Основной 1. Введение в тему. Игровое упражнение «Кто к нам в гости прилетел?» Воспитатель предлагает вспомнить и назвать зимующих птиц, прослушав о них стихи. Чтение стихов сопровождается показом предметных картинок с изображением птиц :

Алой кисточкой заря красит грудку снегиря,

Чтоб в морозы и в пургу не замерз он на снегу;

Птица-синица летает проворно в желтенькой кофточке, в шапочке черной.

Плащик зелененький носит синица, черненький галстук на грудке у птицы;

Шустрый, быстрый воробей скачет по дорожке,

Он и кошки не боится, собирает крошки.

Педагог следит, чтобы каждый ребенок с ОВЗ повторил названия всех птиц.

2. Рассказ воспитателя о зимующих птицах.

Снегирь, синица, воробей – это зимующие птицы. Они не улетают осенью в теплые края и ухитряются добывать себе пищу даже в самую холодную снежную пору. Благодаря своему перьевому покрову, зимующие птицы не замерзают в сильные морозы. Когда очень холодно, они становятся похожи на пушистые комочки.

Могут ли люди помочь птицам?

На доске иллюстрации «Кормушка» и «Покормим птиц», на наборном полотне картинки:

Снегирь, воробей, ворона, синица

Ягоды, зерна, остатки еды, сало

Рябина, хлебные крошки, зерна, семена, черный хлеб

- Подберите каждой птице корм. Почему не положили ни одной птице карточку с черным хлебом?

3. Пальчиковая гимнастика «Покормим птиц».

Педагог просит насыпать в кормушку корм для птиц.

4. Гимнастика для глаз. Игровое упражнение «Вверх синичку подними».

Воспитатель предлагает поочередно поднять медленно правую и левую руки, держа в руках бумажные фигурки синичек, следить глазами за ними. Аналогично передвигают слева направо.

5. Побуждает детей принять участие в деятельности. Игровое упражнение «Собери картинку» :

а) воспитатель предлагает собрать модель-схему птицы и назвать ее части тела.

Задает вопросы и дает оценку деятельности детей. Вопросы, подразумевающие легкие в произносительном плане ответы, задает дошкольникам с ОВЗ. Индивидуальное оказание обучающей и (или) направляющей помощи воспитанникам с ОВЗ;

б) Посмотрите на ворону, платье серое воронье.

Черненькие перышки на хвосте и горлышке.

Эта птица всех хитрей, как лиса среди зверей.

Показ предметной картинки «Ворона».

Взрослый предлагает собрать ворону из разрезных картинок. В случае необходимости, педагог побуждает соседа по столу помочь своему товарищу с ОВЗ.

6. Физминутка «Птички-невилички». Совместная деятельность воспитателя и воспитанников:

Птички прыгают, летают.

Птички прыгают, поют.

Птички крошки собирают, зернышки клюют.

Перышки почистили, клювики почистили.

7. Игровое упражнение «Сравни ворону и воробья». Педагог задает вопросы:

Кто больше (меньше) ворона или воробей?

У кого длиннее хвост?

Как передвигается по земле ворона (воробей?

Какие по цвету птицы?

8. Игровое упражнение «Угадай, чьи следы?» Воспитатель раздает дошкольникам карточки с изображением следов вороны и воробья и предлагает отгадать: где, чьи следы. Дети слушают и повторяют названия зимующих птиц, закрепляя их зрительный образ рассматриванием предметных картинок.

Дети внимательно слушают рассказ педагога.

Воспитанники отвечают на вопросы воспитателя и подбирают птицам корм.

Дети подходят к кормушке и, щепоткой набирая крупу, сыплют ее внутри кормушки.

Дети правильно выполняют гимнастику.

Индивидуальная работа: ребенок собирает модель-схему предложенной ему птицы (снегирь, синица или воробей, а затем картинку вороны.

Воспитанники поддерживают диалог, отвечают на вопросы о частях тела птиц : клюв, голова, шея, туловище, крыло, лапа, хвост.

Дети выполняют движения.

Отвечают на вопросы взрослого предложением:

Ворона больше воробья (Воробей меньше вороны).

У воробья хвост длиннее.

Ворона ходит по земле, а воробей прыгает.

Дети отгадывают, какой птице принадлежит след :

Активизация и уточнение номинативного словаря по теме.

Слияние зрительного образа со словом.

Развитие умения слушать рассказ взрослого.

Развитие произвольности внимания.

Формирование доброжелательности, бережного отношения и любви к природе.

Развитие мелкой моторики.

Развитие зрительного восприятия и внимания.

Повышается мотивация к содержанию занятия. Уточнение и закрепление названий частей тела птиц.

Умение собирать модель-схему и разрезную картинку.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развивать чувство товарищества.

Согласование движений с речью. Формирование положительных эмоций.

Развитие общей моторной ловкости.

Закрепление навыка отвечать предложением на вопросы воспитателя.

Уточнение внешних признаков птиц.

Развитие операции сравнения.

Развитие зрительного восприятия. Воспитание самостоятельности.

Заключительный Итог. Рефлексия «Солнце» : «Круг скорее создавайте, Солнышко изображайте».

Задает вопросы и дает оценку деятельности детей.

Предлагает вместе с родителями по дороге домой называть увиденных зимующих птиц.

Релаксационное упражнение «Солнечные лучики». Педагог предлагает воспитанникам вспомнить игру «Солнечные лучики». Дети с педагогом встают в круг, поддерживают диалог, отвечают на вопросы.

Протягивают руки в центр, закрывают глаза и расслабляются, чувствуя, как разливается тепло по рукам. Создается положительный эмоциональный фон для сотрудничества с родителями.

Повышается мотивация к НОД.

Итоговое мероприятие: экологическая акция «Спасем птиц» ( совместная практическая деятельность детей и родителей: сделать дома кормушку, повесить на дерево около сада, регулярно подкармливать птиц).

Прикреплённые файлы:

zimuyuschie-pticy_20of6.pptx | 1093,08 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Зимующие птицы» Ядрышникова Екатерина Григорьевна Воспитатель логопедической группы МБДОУ МО «Детский сад № 190»город Краснодар Конспект интегрированной.

Занятие по развитию речи «Зимующие птицы» В группе заранее на окне устанавливается куст на котором сидят зимующие птицы. Дети сидят за столами и в группу входит воспитатель, держа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
НОД по развитию речи «Зимующие птицы»
Опубликовано: 12 мая 2015 в 20:29
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД