Вера Семенова
Развитие моторики у дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие моторики у дошкольников с ЗПР
«Специалисты в области логопедии неоднократно доказывали, что уровень развития речи ребенка напрямую зависит от степени развития мелкой моторики рук. Если движения пальцев развиваются нормально, то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, то отстает и развитие речи ребенка.» [1; c.28]
Публикация «Развитие моторики у дошкольников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Эту взаимосвязь можно рассмотреть на примере эволюционного развития человека. Наши древние предки еще не владели речью, а выкрикивали отдельные звуки, сопровождая их жестами. Со временем движения рук становились все более точными, а соответственно увеличивалась, развивалась область головного мозга, отвечающая за движение рук. Вместе с моторикой развивалась речь. Точно так же происходит развитие моторики и речи у ребенка. Сначала движение рук, потом речь. Моторика является своего рода фундаментом для развития речи.
Таким образом, совершенствование речевых реакций находится в тесной взаимосвязи со степенью тренировки движений пальцев. В пять месяцев ребенок охватывает предмет не всей ладонью, а двумя пальцами. В шесть месяцев хватательные движения у ребенка становятся более точными. «В семь месяцев малыш произносит простые слоги «да», «ба», «ма» и т. п. малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.» [1; с. 7] В восемь-девять месяцев ребенок может взять мелкий предмет двумя пальцами, показать рукой на привлекший его внимание предмет. «В девять месяцев ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в ладушки.» [(1;с. 7] Только пройдя эти этапы, он произносит свое первое слово.
Из всего вышеперечисленного можно сделать вывод, что движения рук, в особенности пальцев, стимулируют кору головного мозга, оказывают большое воздействие на мышечную составляющую речи, активизируют ее. Следовательно, для того чтобы исправить речевое нарушение, нужно вести целенаправленную работу по развитию мелкой моторики. Такая работа ускоряет созревание областей головного мозга. Которые отвечают за речь, и способствует устранению дефектов речи.
Если у ребенка высокий уровень развития мелкой моторики, то соответственно у него хорошо развиты память, внимание и логическое мышление, что особенно важно при поступлении в школу. Дошкольник с низким уровнем развитии моторики быстро утомляется. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую-либо фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Пальчиковую гимнастику можно начинать уже с 6 месяцев. Начинается она с массажа кистей рук. Массаж необходимо делать каждый день по 2-3 минуты. В 10 месяцев уже можно начинать активную тренировку пальцев, а чуть позднее нужно давать ребенку бумагу, чтобы он ее порвал. Это упражнение позволит малышу задействовать большую часть пальцев. Можно давать ребенку перебирать бусы, нанизывать кольца и т. д. Такие упражнения развивают движения и не утомляют ребенка. В 1,5 года можно давать детям более сложные упражнения, например, застегивать пуговицы, развязывать узелки. Замечательно подходят для развития мелкой моторики специальные пальчиковые игры.
«Любое упражнение пальчиковой гимнастики сопровождается веселым стихотворением или потешкой. Текстовое сопровождение не только способствует развитию речи, но и развивает мышление, внимание, воображение, реакцию. Постепенно ребенок сам запоминает тексты и с удовольствием их воспроизводит, потому что потешки ритмичны и эмоциональны. Кроме того, пальчиковая гимнастика доставляет максимум удовольствия и детям, и взрослым.» [5]
Однако следует отметить, что игра может заинтересовать ребенка только в том случае, если взрослый удачно ее исполнил. Пальчиковая гимнастика требует особой осторожности и аккуратности. Можно сделать на пальцы бумажные колпачки и разрисовать их. Наглядность очень привлекает детей. Играя с ребенком, взрослый должен сделать акцент на своем голосе и мимике, поэтому стишки и потешки лучше всего заучивать наизусть. Ребенок сначала осваивает движения пальцами одной руки, а поэтому педагогу важно научить выполнять его то же самое другой и обеими руками.
«Существует несколько важных правил, которыми нужно руководствоваться. Проводя пальчиковую гимнастику с детьми:
1) Руки взрослого обязательно должны быть теплыми. Нельзя проводить пальчиковую гимнастику холодными руками;
2) Если в игру вводятся новые персонажи, то необходимо прежде рассказать о них ребенку;» [5]
3) Пальчиковую гимнастику с ребенком до 1,5 лет нужно проводить как пассивную гимнастику;
4) Необходимо следить за тем, чтобы были задействованы все пальчику малыша;
5) Каждый пальчик должен двигаться не только вместе с другими, но и изолированно – сам по себе;
6) Пальчиковая гимнастика должна сопровождаться поглаживаниями или щекотанием ладошки малыша;
7) «Потешки необходимо читать с выражением, интонационно окрашивая каждую фразу;
8) Замену игр лучше проводить постепенно;
9) Игры должны проходить весело;»[(5]
10) Нельзя принуждать ребенка выполнять то или иное упражнение. Если он по какой-то причине отказывается, лучше не заставлять его. В противном случае занятия и впоследствии могут вызывать у него негативные эмоции;
11) Следует подбирать игры, в которых чередуется расслабление, сжатие и растяжение кисти;
12) Следует чередовать симметричные и несимметричные движения рук (детям старше 5 лет);
13) Играть следует часто, но понемногу.
Свою работу я строю с учетом лексико-грамматических тем. Зная, что ребенок развивается правильно только в движении, к каждой теме я подобрала пальчиковые гимнастики и подвижные игры с речью, которые проводятся мной и воспитателями коррекционной группы на занятиях и вне их. В связи с особенностями развития психических функций у детей с ЗПР игры проводятся каждый день и неоднократно.
Для удобства использования все игры были помещены в таблицу в соответствии с лексической темой.