Александра Ефимова
Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – обучить ребенка культурно-гигиеническим навыкам. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи, проведения гигиенических процедур, в игровых ситуациях. При этом воспитатель детского сада руководствуется задачами, сформированными в программах.
Так по программе дошкольного образования Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой "От рождения до школы. " в направлении "Физическое развитие" и образовательной области "Здоровье" в разделе "Воспитание культурно-гигиенические навыков" во второй младшей группе написано, что, у детей должно быть совершенствование культурно-гигиенических навыков, формирование простейших навыков поведения во время еды, умывания.
Публикация «Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков во второй младшей группе» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Планирование
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Планирование. Планы работ
- Темочки
Формирование привычки следить за своим внешним видом: умения правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши, насухо вытирать после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой и носовым платком.
Формирование элементарных навыков поведения за столом : правильно пользоваться столовой и чайной ложкой, вилкой, салфеткой, не крошить хлеб, пережевывать пищу с закрытым ртом, не разговаривать с полным ртом.
В своей работе мы занимались подбором художественной литературы, способствующей развитию у детей второй младшей группы детского сада культурно-гигиенических навыков. Художественная литература обладает рядом особенностей, которые делают ее незаменимым средством воспитания у детей культурно-гигиенических навыков : во-первых, она близка к житейскому опыту детей, так как рассказывает о поступках литературных героев, которые неоднократно совершал и сам ребенок. Во-вторых, в произведении воссоздается конкретная, образная ситуация, что сближает ее с детским мышлением, которое тоже носит конкретный, наглядно-образный характер. В-третьих, художественное слово вызывает у ребенка яркий эмоциональный отклик и чувство сопричастности к тому, о чем рассказывает стихотворение. Кроме того, художественное произведение создает условия для обобщениям и в итоге — отрыва от конкретной ситуации. Таким образом, художественное слово не только регулирует поведение ребенка, но и обеспечивает взаимосвязь нравственного сознания и нравственного поведения.
Для этого мы сделали подбор комплекса занятий, дидактических игр, художественной литературы способствующих формированию у детей культурно-гигиенических навыков.
В связи с этим мы поставили задачи:
1. Составление плана мероприятия с использованием художественного слова по формированию у детей второй младшей группы культурно-гигиенических навыков;
2. Подбор соответствующей художественной литературы, позволяющей достичь поставленную цель.
Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое воспитание и формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста необходимо эту работу запланировать. Планирование осуществляется в соответствии с возрастными особенностями детей. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской жизни отбираются в соответствии с задачами реализуемой программы «От рождения до школы» под редакцией Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений. К тому же план должен быть конкретен и реален. Традиционно формирование культурно-гигиенических навыков у детей осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми : в режимных моментах, в повседневном общении, в играх, на занятиях и. т. д. Формирование культурно- гигиенических навыков требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирование, так как формирование навыков — процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.
При планировании все мероприятия с использованием художественной литературы мы объединили в 4 группы :
1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром.
2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения.
3. Чтение художественной литературы.
4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур.
Все режимные моменты,с использованием художественного слова и подобранные к ним комплексы игр, занятий, потешек, стихов, загадок представлены ниже.
Режимные моменты:
1. Умывание:
1. Занятие по ознакомлению с окружающим миром: Занятие "Как учили Машу умываться"
Цель: Сформироватьу детей умение правильно умываться.
Задачи: Сформировать у детей знания о последовательном мытье рук. Развить навыки мытья рук. Воспитать чистоплотность.
2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения:
1 «Утром звери просыпались, чисто звери умывались»
2 Подвижная игра «Зайка белый умывапся»
Цель: Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить умение умываться, следить за внешним видом.
3. Чтение художественной литературы: Чтение рассказа "Как Маша и Миша учились мыть руки.» Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Загадывание загадок из цикла «Ванная комната»
4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур. «Любит наш малыш купаться», «По утрам и вечерам открываю в ванной кран», «Ой, лады, лады, лады», «Кран, Откройся!Нос, умойся!» и др.
2. Одевание-раздевание
1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие «Как Машу учили одеваться»
Цель:
Задачи: Сформировать у детей знания о одежде. Развить навыки правильно надевать одежду, застегивать пуговицы. Воспитать аккуратность.
2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения:
1 «Мне уже четыре года.»
2 «Одеваться сам умею»
Цель: Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить умение одеваться. «Наша Таня маленька», «Раз, два, три, четыре, пять, собираемся гулять», «Вот они сапожки» и др
3. Культура еды
1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие "Поможем Маше накрыть стол"
Цель: Сформировать у детей знания по столовому этикету.
Задачи: Сформировать у детей знания о назначении посуды.
Развивать умение правильно пользоваться посудой, накрывать на стол.
Воспитать бережное отношение к посуде.
2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения:
1Э. Мошковская «Маша и Каша»
2 «Я-чайник, ворчун, хлопотун, сумасброд»
3 «Чашка синяя для Мити»
Цель: Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить навыки поведения за столом.
3. Чтение художественной литературы. Чтение рассказа "Как вести себя за столом",
стихотворение
Благининой Е. «Обедать».Загадывание загадок из цикла «Кухня»
4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур: «Каша из гречки», «А у нас есть ложка, волшебная немножко».
4. Уход за телом, одеждой, обувью
1. Занятия по ознакомлению с окружающим миром. Занятие «Чистота –залог здоровья»
Цель: Сформироватьу детей представление о чистоте, соблюдении правил ухода за собой.
Задачи: Сформироватьу детей понятия чистоты, опрятности,болезнях грязных рук.
Развить у детей умение следить за внешним видом, мыть руки.
Воспитатать в детях чистоплотность.
2. Дидактические игры и упражнения с обыгрыванием художественного произведения:
1 «Вова-растеряшка,Где твоя рубашка?»
2 «А у нас сегодня - стирка. Вместе с мамочкой вдвоем.»
Цель: Научить детей выполнять действия согласно тесту стихотворений. Развить умение следить за чистоплотностью.
3. Чтение художественной литературы. Чтение сказки «Чучело»
Стихотворение Нертера «Носовой платок»Н. Павлова «Чьи башмачки»
Загадывает загадок из цикла : «Ванные принадлежности».
4. Использование художественного слова при проведении гигиенических процедур. «Расти коса до пояса», «Уж я косу заплету», «Под окном лиса поет», «Петушок, петушок подари мне гребешок», "Нету краше нашей Глаши".
Данную работу мы запланировали на период с сентября 2013 по май 2014 года во второй младшей группе №1 МБДОУ №28 «Лесная сказка» города Елабуга республика Татарстан.
В своей работе мы использовали художественное слово, народный фольклор (потешки, прибаутки, рассказы, стихи, для создания положительных эмоций у детей в процессе выполнения действий культурно-гигиенических навыков.
Для формирования культурно-гигиенических навыков нами были разработаны конспекты занятия по ознакомлению с окружающим миром, на которых мы напомнили детям о важности культурно-гигиенических навыков. Такие как, "Как учили Машу умываться" и др. Во время которых у детей развивали культурно-гигиенические навыки в игровой форме, формировали крепкие знания о гигиенических процедурах и их важности для здоровья. На данных занятиях дети помогали героям освоить культурно-гигиенические навыки. На них использовались загадки, стихи, обыгрывания действий в стихах для того, чтобы повысить интерес детей к умению следить за внешним видом, потренироваться в культурно-гигиенических навыках и развить желание выполнять навыки правильно.
Использовании художественной литературы оказало положительное влияние на обучение детей культурно-гигиеническим навыкам. У детей повысился уровень их сформированности.