Елена Николаевна Скаткова
Планирование экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: «Планета–наш общий дом».
В переводе с греческого «экология» - наука о доме. Цель экологического образования – формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Сущность экологии:
- всё связано со всем;
- всё куда – нибудь девается;
- всё что – нибудь да стоит;
- природа знает лучше.
Цель: развитие экологической воспитанности дошкольника.
Задачи:
1. Освоение экологических представлений.
2. Развитие познавательных умений.
Публикация «Планирование экспериментальной деятельности в старшей группе по теме: „Планета–наш общий дом“,» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Планы
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
3. Накопление опыта гуманного, бережного отношения к объектам окружающей природы.
Система педагогического взаимодействия:
- организованное обучение
- совместная деятельность взрослого с ребёнком
- самостоятельная деятельность детей.
Структура проведения игр – экспериментов.
*постановка, формулирование проблемы (познавательной задачи);
*выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
*проверка гипотез;
*подведение итогов, выводов;
*фиксация результатов;
*вопросы детей.
Для положительной мотивации деятельности дошкольников используются различные стимулы:
- внешние стимулы (новизна, необычность объекта);
- тайна, сюрприз;
- мотив помощи;
- познавательный мотив (почему так);
- ситуация выбора.
Цель исследовательской деятельности в детской лаборатории – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи экспериментальной деятельности :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
- развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
растворение различных веществ, взаимодействие различных веществ при
соединении (реакция) и их влияние на свойства других предметов;
выделение веществ из неоднородной смеси путём отстаивания, фильтрования;
- развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах
и явлениях;
магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние
воды;
испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция;
- развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня;
- развитие элементарных математических представлений;
упражнять в количественном счёте;
знакомство с меркой – как способом измерения объёма, массы, длины; о мерах
измерения длины;
- познакомить с основными чертами рельефа планеты : вулканы, горы, озёра;
развитие у детей элементарных представлений о Солнечной системе и космических
явлениях.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами – помощниками при проведении игр – экспериментов : увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль.
3. Развитие у детей умственных способностей:
- развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение,
обобщение;
- формирование способов познания путём сенсорного анализа.
4. Социально – личностное развитие каждого ребё нка: развитие коммуникативности, самостоятельности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.