Папки-передвижки

Консультация «Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию»

Елена Чайкина
Консультация «Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию»

Резистентность - невосприимчивость, противостояние.

В контексте реализации личностно ориентированного подхода в специальном образовании представляется необходимым изучение роли различных индивидных (психологических) факторов, определяющих успешность коррекционной работы с детьми, имеющими те или иные отклонения (проблемы) в развитии.

Предметом исследования являются особенности поведения и деятельности старших дошкольников и младших школьников с ОНР, а так же связь уровня их успешности на логопедических занятиях с формированием мотивационной сферы.

Публикация «Консультация „Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию“» размещена в разделах

По наблюдениям, у детей с ОНР (69,7%) имелись трудности к условиям специального обучения. Примерно в трети случаев (32,6%) адаптационный процесс протекал около трех месяцев, в 24, 4% - один месяц. У части детей (12,4%) наблюдается дезадаптация: они воспринимают логопедический кабинет как негативную среду, пребывание в которой для них невыносимо. Их адаптация протекает иногда до 6-месяцев (даже до 9- месяцев).

Лишь 20,4% детей осознают имеющиеся у них нарушения. В силу этого у большинства детей содержание и смысл логопедических занятий являются непонятными, вследствие чего более чем в трети случаев отмечается повышенная тревожность, а также, различные страхи. Они боятся новых мест, людей, предметов, новых видов деятельности. В 25,8% наблюдается страх логопедических занятий, в 20,4% случаев- страх речи.

Небольшое число детей (7,5%) панически боятся всех манипуляций во рту. Большая часть детей данной группы безразлично воспринимают артикуляционные упражнения, негативное отношение к этой работе у 31,6% детей. Незначительная часть детей(2,6%) относятся к артикуляционной гимнастике как к забаве, развлечению. Лишь для 31% детей свойственно адекватное принятие этого вида коррекционной деятельности.

Все это позволяет предположить слабую привлекательность речевой деятельности для детей с ОНР. Речевая коммуникация не является личностно значимой. В 61% случаев проявляется избирательность в общении, в 54%- речевой негативизм, 4,5% случаев –мутизм.

Специалисты отмечают, что у данной группы детей нет вообще сколько-нибудь любимого ими вида речевой деятельности. Основная масса предпочитает репродуктивные задания (повторение, проговаривание, пересказ.). задания, требующие большей речевой активности и элементов спонтанности, привлекают их в меньшей степени.

Проанализируем своеобразные ситуации детей с ОНР при столкновении с трудностями. Большая часть детей демонстрирует выраженное избегание более сложных заданий и видов деятельности. Если же поведение избегания не приводит к желаемому результату, и ребенок вынужден участвовать в деятельности, проблемной для него, то лишь незначительная часть делает попытки к преодолению трудностей. У других наблюдаются реакции активного протеста с бурной агрессией. Некоторые обращаются за помощью к педагогу, другие пассивно ожидают, когда решится проблемная для них ситуация.

Некоторые дети стремятся физически выйти из ситуации эмоционального дискомфорта, связанной с необходимостью преодоления трудностей. Они «отворачиваются в сторону», «сидят, закрыв лицо руками», «сползают со стула и забиваются под стол». Часть детей пытаются аргументировать отказ: «не умею», «не хочу», «не буду», «завтра», «я устал», «я глупый». Встречается отказ от деятельности, сопровождаемый бурными аффективными и импульсивными реакциями (дети рыдают, бросают игрушки на пол, рвут предоставленный материал)

В целом характеризуя эмоциональное состояние детей, можно отметить, что их настроение часто меняется. Они склонны к невротическим реакциям, к немотивированному упрямству, к поведенческому негативизму.

97,2% детей с ОНР- это дети с низким познавательным интересом, они пассивны на занятиях и вне занятий. У большей части детей низкая психофизическая работоспособность, неспособность к самостоятельной работе, несформированность навыков самоконтроля и других навыков произвольной деятельности.

Что касается мотивационной сферы детей с ОНР. Выделяют две группы детей – слабо-мотивированные и дети с сильной мотивацией к логопедическим занятиям.

Большинство слабо-мотивированных детей с ОНР (80%) занимаются под влиянием родительской мотивации. Речевая деятельность и произношение (даже социально желательного звука «р») мало значимы для дошкольников этой группы, 70% их склонны к обесцениванию этой сферы. Артикуляционные упражнения им не нравятся, поэтому детям не хочется их выполнять. В 50% случаев отсутствует принятие логопедического воздействия. Лишь 20% детей осознают свои речевые недостатки, дефект речи не становится для них смыслообразующим, но формирует активные формы психологической защиты в виде протестных реакций, избегания, речевого негативизма, обесценивания речевой деятельности. Логопедическое воздействие может быть не принято слабомотивированными детьми в качестве личностно значимого.

Слабо-мотивированные дети демонстрируют не только нелюбовь к трудным заданиям, но и избегание регулярных усилий и трудностей вообще. Мотивация к обучению у этих детей также не сформирована. У них превалирует игровая мотивация. Дети признаются, что огорчаются, когда начинаются занятия, и радуются их окончанию, потому что хотят играть. Дети с ОНР ориентированы на внешние признаки успешности и предпочитают привычную деятельность новой.

Дошкольники и младшие школьники с ОНР испытывают существенные трудности в процессе совместной деятельности со взрослыми. На это взаимодействие влияет выраженность речевого дефекта и ситуации, в которых оно происходит, а также, отношение самих детей к сотрудничеству со взрослыми. У них превалирует не потребность в общении и взаимодействии, а мотив избегания неудачи. Такое поведение психологически выгодно детям, но, зафиксировавшись, в определенный момент начинает мешать их социализации и развитию.

Выделение группы детей, неуспешность которых связана с несформированностью их мотивационной сферы, учет особенностей поведения и деятельности резистентных детей, а также увеличение сроков их адаптации к условиям специального обучения позволят эффективнее осуществлять личностно-ориентированный подход. В конечном счете, это определяет выбор индивидуального образовательного маршрута ребенка и развитие его личности в целом.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Почему необходимо автокресло?» Консультация для родителей Почему необходимо автокресло? До сих пор для очень многих родителей забота о безопасности их собственного ребенка.

Консультация «Почему дети не поют?» Почему дети не поют Один из компонентов музыкального слуха - умение чисто, без фальши, петь - во многом зависит от того, поющая ли у ребенка.

Консультация «Почему дети ссорятся?» Консультация: «Почему дети ссорятся?» Несмотря на то, что дети нужны друг другу, они очень часто ссорятся. Рассмотрим пример: в моей группе.

Мы — будущие школьники! Преемственность школы и детского садаМы — будущие школьники! Преемственность школы и детского сада С заботой о детях. Дети - наше будущее. Все мы хотим от них великого и чего-то необычного. А ведь от того, какими они выйдут в большое плавание,.

Отчёт о проектной деятельности  «Мы — будущие школьники»Отчёт о проектной деятельности  «Мы — будущие школьники» В сентября в нашей подготовительной группе заработал проект «Мы – будущие школьники». Участниками проектной деятельности стали дети подготовительной.

Консультация «Почему плачут дети?» Войдя утром в детский сад, из каждой группы можно услышать детский плач, независимо от того это группа раннего возраста или старшего. Расставание.

Презентация к логопедическому занятию «Космическое происшествие» В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия.

Презентация к логопедическому занятию в подготовительной группе на тему «Перелетные птицы осенью» Комментарии к слайдам Слайд 2 Птицы в небе Слайд 3 Познакомьтесь: это птицы, которые осенью улетают в теплые края, а весной вновь возвращаются.

Презентация «Пионеры и школьники Брянщины — герои ВОВ» МАЛЕНЬКИЕ ГЕРОИ – БОЛЬШОЙ ВОЙНЫ Пионеры и школьники Брянщины – герои ВОВДо войны это были самые обыкновенные дети. Учились, помогали старшим,.

Проект работы с родителями «Дошколята будущие школьники» МАДОУ «Детский сад № 22 «Планета детства» Проект работы с родителями «Дошколята будущие школьники» Воспитатель Никонова О. В. Пояснительная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Почему дошкольники (младшие школьники) с ОНР резистентны к логопедическому воздействию»
Опубликовано: 8 мая 2019 в 07:40
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД