Светлана Литвишко
Консультация «Почему нужно приучать ребёнка к труду?»
▼ Скачать + Заказать документы
Н. К. Крупская и А. С. Макаренко неоднократно подчёркивали, что детский труд должен быть полон смысла, иметь большое социальное значение. Он должен быть не игрой в труд, а настоящим трудом. Посильный труд необходим, потому что он способствует всестороннему развитию ребёнка. Труд требует от ребёнка физического напряжения и содействует повышению выносливости, укреплению детского организма. Разнообразные движения в процессе труда развивают различные группы мышц. Труд всегда связан с работой мысли, воображения. Выполняя работу, ребёнок задумывается над тем, что и как сделать, какие орудия труда и материалы использовать. Работая, ребёнок непосредственно знакомится со свойством предметов, материалов. Систематически выполняя посильные трудовые поручения, ребёнок закаляет свою волю, у него воспитывается умение доводить начатое дело до конца, настойчивость, ответственность, инициатива. А эти качества необходимы человеку в любом виде деятельности. Сам затрачивая усилия в труде, ребёнок начинает с уважением относиться к труду других людей.
Публикация «Консультация „Почему нужно приучать ребёнка к труду?“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Посильно участвуя в домашнем труде семьи, ребёнок приучается заботиться о родителях, братьях и сёстрах, стремится быть полезным окружающим. Порученная ребёнку работа должна быть для него посильной, он не должен переутомляться. Лучше прервать работу, а после отдыха предложить закончить.
Большую роль играет оценка взрослым результата детского труда. Похвалы заслуживает прежде всего старание ребёнка, стремление сделать порученное дело хорошо. Следует не просто сказать «молодец», а конкретно указать, что сделано хорошо, а что ему ещё не совсем удалось. Нельзя ребёнка наказывать трудом. Ребёнка необходимо приучить к тому, что, если он где-то насорил, играя, или разлил что-то, он сам должен за собой убирать.
Труд для ребёнка должен быть радостью, может быть наградой. Труд приносит радость, если ребёнок добивается положительного результата и, наоборот, частые неудачи могут вызвать неприязнь к труду. Надо показать ребёнку правильные приёмы работы, подбадривать, терпеливо учить. Очень внимательно надо относиться к тону разговора с детьми. Они обижаются, если взрослые разговаривают с ними как с маленькими, снижают к ним требования. Дети начинают чувствовать, что их труд рассматривается не как нужный, серьёзный, а как средство отвлечения их от шалости. Необходимо формировать у ребёнка нравственные мотивы труда : выполнить поручение, чтобы оказать помощь кому-то, проявить заботу, доставить радость.
Сложная задача воспитания правильного отношения к труду может быть успешно решена при дружной, совместной работе семьи и детского сада.