Вероника Мироненко
Поддержка семей с детьми с ОВЗ в системе логопедического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ С ОВЗ В СИСТЕМЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Мироненко Вероника Александровна
(Государственное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №67» комбинированного типа, г. Дзержинск)
Публикация «Поддержка семей с детьми с ОВЗ в системе логопедического сопровождения в дошкольных образовательных учреждениях» размещена в разделах
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Аннотация. В статье рассматривается необходимость тесного взаимодействия специалистов с родителями детей с ОВЗ для успешной им помощи, поддержки. Описываются возможные пути развития компетенций у родителей для более лучшего понимания сложившейся ситуации с возможностью самопомощи.
Ключевые слова: семья, дети с ОВЗ, ресурсы, логопедическое сопровождение, компетенции родителей.
В настоящее время число семей с детьми с ОВЗ неуклонно растет. Родители сталкиваются с вопросами адекватной помощи в развитии и образовании своих детей на всех этапах их жизни.
Важную роль в поддержке родителей играют специалисты, которые ежедневно работают с их детьми. Большую часть времени дети находятся с родителями, которым необходим огромный запас эмоциональных сил для выполнения всех коррекционно-реабилитационных мероприятий [1, 44 с. ].
Как показывают современные исследования, сосредоточение членов семьи на проблемах ребенка с особыми потребностями отодвигает на задний план собственные интересы. В этой связи родители оказываются неспособными справиться самостоятельно с навалившимся на них грузом проблем.
Зачастую большинство родителей считают себя недостаточно компетентными для того, чтобы воспитывать и развивать ребенка и рассчитывают на помощь специалистов.
Подавляющее большинство родителей заинтересованы в получении помощи в понимании ребенка по причине осознания неспособности к самостоятельному полноценному налаживанию контакта с ним. Они нуждаются в информационной помощи. Почти все родители признают необходимость помощи в выявлении нарушения развития детей и прогнозировании вариантов их дальнейшего развития [4, 819 с. ].
От степени вовлечения членов семьи в процесс помощи ребенку зависит его успешность. Важно своевременно оказывать поддержку родителям, направлять их действия.
Для формирования резервов с эмоциональными ресурсами у родителей детей с ОВЗ специалистам необходимо постоянно поддерживать с ними связь. Как показывает практика, опора на сильные стороны ребенка, акценты на его успехи вдохновляют родителей на новые победы, новые действия.
Проведено не мало исследований, подтверждающих важность взаимодействия специалистов и родителей. Ресурсный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с особыми образовательными потребностями, раскрывает те «запасы» энергии, которые актуализируются при наличии осознанной и четко поставленной цели не без помощи специалиста.
В системе логопедического сопровождения также важно найти точки соприкосновения с родителями детей с ОВЗ.
Ежедневные занятия с ребенком, выполнение домашнего задания требует от родителей больших энергетических затрат, компетентности и мотивационной готовности к продуктивным действиям.
В дошкольном образовательном учреждении помощь детям с ОВЗ осуществляется также по определенной программе.
Первым шагом к налаживанию отношений с родителями может быть организация собрания, на котором будет освещена информация о планах помощи, обсуждение перспектив, формирования их мотивационной готовности к активному включению в достаточно длительный коррекционно-развивающий процесс и перестройке своей системы ценностей с учетом нужд ребенка.
Важно донести до родителей насколько важно их участие в занятиях со своими детьми, из пассивного наблюдателя родителя необходимо переориентировать в активного участника коррекционно-развивающего процесса и эффективного помощника своему ребенку.
На встречах с родителями детей с ОВЗ необходимы разъяснения и обсуждения целесообразности и обоснованности каждого этапа помощи, каким образом закреплять то или иное формируемое умения в домашних условиях.
Необходимо сформировать у родителей установку к обязательному выполнению домашних заданий, к систематическому повторению материала занятий в домашних условиях.
Крайне необходимо донести до родителей, что залогом быстрого достижения нужного результата в работе с ребенком является их участие в педагогическом процессе, активное взаимодействие с ребенком и помощь логопеду.
Так же необходима организация встреч для обучения членов семьи, которое направленно на приобретение новых знаний и умений, необходимых для реализации индивидуально ориентированной программы коррекционно-развивающей работы с ребенком по преодолению имеющихся у него отклонений.
Знакомство родителей с нормативами развития речевой функции у детей, возможных вариантах проявления нарушений речевого развития помогут понять родителям как важно перенастроить свою манеру общения, как нужно разговаривать с ребенком, чтобы ему было легче усваивать определенные речевые модели, развивать понимание речи, обогащать словарный запас.
Важным аспектом работы логопеда с родителями является создание в семейных условиях адекватной речевой развивающей среды для ребенка. Она включает в себя правильные, доступные для восприятия, понимания речевые образцы, адекватное поведение взрослых в процессе общения с ребенком, необходимый дидактический материал, способствующий познавательному и речевому развитию детей [3, 395 с. ].
Необходимо знакомить родителей с результатами диагностических мероприятий логопедического обследования. Это позволит видеть успехи ребенка, важность включенности родителей в коррекционно-образовательный процесс. [2, 113 с. ].
От степени включенности семьи в коррекционно-образовательный процесс зависит успешность их ребенка.
Не менее важно качество связи специалиста с родителями, его заинтересованности в помощи семьям. Современные технические возможности позволяют эту помощь сделать более быстрой, качественной и разнообразной.
Обратная связь от родителей помогает специалисту переориентироваться, взглянуть на проблемы коррекционно-образовательного процесса под новым углом, внести изменения в план коррекционной помощи для сокращения путей достижения поставленных целей.
Список литературы
Архипова Е. Ф. Здоровьесберегающие (коррекционные) педагогические технологии в работе с особыми детьми / Е. Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2015. – с. 44-50.
Астахова Л. Б. Реализация семейно-центрированного подхода в процессе логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их родителей / Л. Б. Астахова // Педагогическое образование в России. – 2018. – № 4. – с. 113 – 119.
Афонькина Ю. А. Ресурсный потенциал семьи, воспитывающей ребенка с инвалидностью / Ю. А. Афонькина // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 59-4. – с. 395 – 398.
Петрова Е. А., Козьяков Р. В, Поташова И. И. Журнал Современные технологии работы с семьями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья / Е. А. Петрова, Р. В. Козьяков, И. И. Поташова // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016. – № 5 – с. 819 – 822.