Ангелина Лунёва
Подготовка руки к письму «Занятия и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Письмо – это один из способов речи. Процесс формирования навыка длительный и сложный. Начинается с двух-трех лет и продолжается до семилетнего возраста, когда дети идут в первый класс. Многие родители начинают готовить детей к школе заранее. Покупают тетради с прописями букв, и не понимают, почему многодневные упорные тренировки не дают результата.
Важно знать разницу между подготовкой к письму и обучением писать. В дошкольном возрасте полноценное письмо невозможно в силу возрастных особенностей строения нервной системы. На этом этапе упор делается на общем физическом развитии и укреплении мышц кисти, на вырабатывание усидчивости, координации движений тела, концентрации внимания, зрительной ориентации.
Публикация «Подготовка руки к письму „Занятия и упражнения“» размещена в разделах
Формируется письменный навык в три этапа :
аналитический – обдумывание каждого движения и его анализ, например, как удобнее взять ручку, с какой силой нажимать и т. д.
синтетический – соединение элементов в целостный процесс, осознанное обдумывание каждого шага, зрительный контроль каждого действия;
автоматизация – означает, что навык сформирован: ребенок, не задумываясь, выполняет письменные задания, движения руки плавные, без усилий.
В дошкольном возрасте малыш получает графический опыт, учится пользоваться письменными предметами и соблюдать гигиенические правила. Ребенок приобретает умения правильного наклона тетради, написания отдельных букв и слов необходимого размера и под нужным наклоном, правильному положению тела во время письма.
Что важно для подготовки
Для того чтобы облегчить процесс формирования навыка письма, уменьшить стресс и не вызвать негативного отношения к школе, необходимо тренировать руку с трехлетнего возраста.
Общее физическое развитие
Хорошая физическая подготовка играет важную роль в формировании красивого почерка. Укрепление мышечной системы способствует выносливости, позволяет высидеть за партой в течение урока. Крепкие мышцы спины предотвращают искривления позвоночника, сохраняют правильную осанку. Развитые мышцы плечевого пояса и руки избавляют от быстрой усталости, дрожи и мышечного спазма.
Ребенок развивается физически во время активных игр на улице, катания на велосипеде и самокате, прыжков на батуте или надувной горке и т. д.
Моторика
Это координированные движения, направленные на выполнение какого-то действия.
Моторика разделяется на:
крупную – это координация движений, удержание равновесия, осознание положения тела в пространстве: ходьба, бег, встать, сесть, лечь, повороты;
мелкую – точные движения пальцев рук.
Для формирования навыка письма одинаково важно уделять внимание развитию обоих видов моторики. Во время письма задействованы мелкие мышцы кисти и крупные мышцы тела для удержания корпуса в прямом положении.
Ориентация в пространстве
Ребенку легко будет ориентироваться в тетради или на листке, если он будет владеть такими понятиями как право-лево, верх-низ, сбоку, по центру, в углу. Для этого в разговоре с малышом во время одевания-раздевания, прогулки, купания, кормления обращать его внимание на то, что делает правая и левая ручки или ножки. Спрашивать, что видит впереди, а что осталось за спиной.
Графические навыки
В процессе рисования тренируются мышцы кисти. Штриховка, разукрашивание, рисование по клеткам вырабатывает навык соблюдения границ, гигиену письма, умение ориентироваться в пространстве.
«Умелые ручки»
Комплексный подход в развитии навыка, который включает в себя разного рода поделки, аппликации, лепку, конструирование, вязание и вышивание. Происходит совершенствование мелкой моторики, пространственной ориентации, усидчивости, концентрации внимания, аккуратности.
Занятия для подготовки руки к письму
Существует множество интересных занятий для дошкольника, которые способствуют подготовки к письму :
рисование карандашами на бумаге;
разукрашивание;
обведение рисунков по контуру;
использование специальных тетрадей с прописями петель, крючков, фигур, линий;
заштриховывание фигур;
рисование разноцветными мелками;
разные виды мозаики;
игры в конструктор с деталями разного размера;
вырезание ножницами;
сортировка бусин, пуговиц по цвету или размеру;
продевание шнурков в отверстия;
плетение косичек из разноцветных веревочек;
сматывание в клубок веревочек, вязальных ниток;
раскручивание игрушки «волчок», юлы;
нанизывание бусин на нитку;
простые элементы вышивания;
застегивание-расстегивание пуговиц, кнопок, молнии;
рисование пальчиками с помощью красок, сухих рассыпчатых круп мелкого помола, муки;
лепка из пластилина, теста;
игры в песочнице или с кинетическим песком;
приклеивание мелких деталей с использованием пинцета;
капельное рисование при помощи пипетки;
открывание-закрывание замка ключом;
откручивание-закручивание винтиков и гаек пальцами и с отверткой;
пришивание пуговицы;
изготовление аппликаций из цветной бумаги, макаронных изделий, природных материалов (фасоль, горох, листья, цветочки, палочки, соломины, спички и т. д.);
оригами;
рисование с использованием трафаретов;
игры в пальчиковый театр.
Упражнения
Укрепить мышцы кисти и добавить уверенности в письме помогут регулярные упражнения :
«Распустившийся цветок».
Кисти сжаты в кулачки и соединены вместе. Большие пальцы прямые, соприкасаются боковыми поверхностями. Затем пальцы выпрямляются, ладони слегка отводят друг от друга, запястья соединены. Напоминает нераспустившийся бутон. Цветок начинает раскрываться – не разъединяя запястий, кисти отводят в стороны, пальчики растопыривают.
«Пальцы-утята».
Ладонь раскрыта, пальцы растопырены. Указательный пальчик скручивают в ямку к основанию большого. Поочередно соприкасаются подушечки первого пальчика со средним, безымянным и мизинцем, как клюв уточки.
«Крепкие объятия».
Пальцы обеих рук растопырены, упираются кончиками друг в друга с усилием в течение 5 секунд. Затем скрещиваются в замок, крепко прижимая ладони. Посчитать до 5. После упражнения кисти встряхнуть, чтобы расслабились мышцы.
«Стул».
Соединяют ладони, пальцы вместе, смотрят вверх. Правая кисть скользит по левой вниз. Когда подушечки пальцев опустились до верха левой ладони, нужно остановиться. Надавливая у основания пальцев левой руки, кисть сгибается в лучезапястном суставе. При этом пальцы остаются в вертикальном положении. Изогнутая ладонь напоминает стул со спинкой.
«Приветственное рукопожатие».
Указательный, средний и безымянный пальчики правой руки прижимаются к ладони. Большим и мизинцем приветствуют каждый пальчик левой руки, как будто пожимают двумя руками во время приветствия.