Светлана Скипина
Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР
Учитель-логопед: Скипина Светлана Александровна
Тема: «Предлог НА»
Цель: познакомить детей с предлогом НА и его схемой; научить слышать этот предлог в речи; составление детьми предложений с предлогом НА
Ход занятия
1. Оргмомент
Дети стоят в колонне по одному перед кабинетом логопеда.
Публикация «Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматических представлений у детей с ОНР» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
-Какой сегодня день недели? (среда). Какой день недели был вчера? (вторник). Какой день недели будет завтра? (четверг). Кто стоит за тобой? (ответы детей). На своё место сядет тот, кого я назову (логопед шёпотом называет имена детей).
2. Закрепление пройденного материала
Логопед показывает «человечков настроения».
- Какое настроение у тебя? Покажи.
Рассматривание сюжетной картинки «Зима».
- Посмотрите на картинку и скажите, какое время года здесь изображено?
- Зима.
- Чем покрыта земля?
- Земля покрыта снегом.
- Где лежит снег?
- Снег лежит на земле.
- Где ещё лежит снег?
-Снег лежит на деревьях.
- Где ещё лежит снег?
- Снег лежит на крыше дома (и т. д., идёт перечисление).
3. Изучение нового материала.
1) Раздаточный материал: кубики на каждого ребёнка, геометрические фигуры.
-Возьми жёлтый квадрат и положи его НА свой кубик (синий треугольник, зелёный ромб; задание на каждого ребёнка).
-Где лежит твоя фигура?
-Жёлтый квадрат (синий треугольник, зелёный ромб) лежит НА кубике.
(индивидуальные ответы детей).
-Если предметы лежат наверху чего-то, мы говорим: ЛЕЖИТ НА. Слово НА мы будем обозначать такой схемой:
-Какое слово обозначает эта схема? (слово НА).
- Посади куклу…стул.
-Вы поняли, о чём я сейчас сказала? (Нет). Какое слово я пропустила? (слово НА).
-Какое предложение получилось?
-Посади куклу НА стул.
-Как вы думаете, это важное слово? Да, правильно, очень важное. Какое это слово – длинное или короткое? (короткое).
2) Игра с мячом
-Положи мяч на стул (стол, пол – действия детей).
-Что ты сделал? (сделала)
-Я положил мяч на стул (стол, пол – ответы детей).
-Положи ножницы… стол.
-Какое слово я пропустила? (НА).
-Что это? (ручка). Положи ручку на пол. Что ты сделал?
-Я положил ручку на пол.
3) Игры с сюжетными картинками
-У меня на столе много картинок.
-Посмотрите на эту девочку. Что у неё есть? (тетрадь). Где лежит тетрадь? (НА столе).
-Кто это? (корова). Где она пасётся? (НА лугу).
-Какое слово нам помогло? (слово НА).
-Кто это? (птица). Где она сидит? (на ветке). ( оставшиеся картинки: кошка лежит на диване, белка сидит на дереве, заяц сидит на пне).
-С каким словом мы познакомились? (со словом НА).
4) Игра с солнечным зайчиком с помощью зеркала.
-Где зайчик? (на стене, на полу, на потолке).
4. Динамическая пауза. (стоя у стульев)
-Сейчас я буду показывать и называть движения, а вы будете повторять.
-Положите руку на живот (на голову, на плечи, на щёки, на ноги, на пояс, на грудь).
-Теперь я буду вас путать: говорить одно, а показывать другое. Не ошибитесь, будьте внимательны!
-Какое слово нам помогало? (НА).
-Где мы стоим? (НА полу).
-Прыгайте НА полу.
-Прыгни, Саша, НА двух ногах 2 раза; прыгни, Данил, НА левой ноге 1 раз; прыгни, Даша, НА правой ноге 2 раза (задания для каждого ребёнка).
-Что мы сейчас делали? (прыгали).
-Где мы прыгали? (НА полу).
-Саша, сядь НА стул. Какое слово тебе помогло? (слово НА). Индивидуальные ответы детей.
5. Составление предложений по схемам.
-Я сейчас каждому из вас раздам картинки. Вам нужно составить предложения со словом НА по схеме.
Белка …
дерево
( пары слов: зонтик – вешалка; звёзды – небо; собака – бревно; ёлка – игрушки; обезьяна – пальма ; ваза – стол).
Логопед даёт детям время на обдумывания задания. Через некоторое время дети по одному выходят на середину кабинета, показывают свою картинку и озвучивают полученное предложение.
6. Итог занятия.