Гусейнов Расул
Подходы к стратегическому управлению в университетах
▼ Скачать + Заказать документы
Подходы к стратегическому управлению в университетах
Большая часть аппарата планирования, используемого сегодня (с 1890 года, была разработана в девятнадцатом столетии. Однако постепенное расширение горизонтов планирования и отсутствие альтернатив директивным плановым заданиям привели к тому, что идеи долгосрочного плана оказались несостоятельными: их сменило стратегическое планирование.
Публикация «Подходы к стратегическому управлению в университетах» размещена в разделах
С развитием и ростом сложности аппарата планирования, а также с появлением современных информационных технологий менеджеры получили реальную возможность использовать в целях стратегического менеджмента очень сложный математический аппарат анализа данных.
Стратегическое планирование — это набор действий, решений и мер руководства по разработке особенных стратегий» [ Каркавин 2011]. Основной принцип стратегического планирования от будущего к настоящему. Главное значение уделяется анализу перспектив организации в целом (от настоящего до того момента, как можно будет изменить устоявшиеся тенденции или ситуации)
Согласно классической теории менеджмента, стратегическое планирование - это совокупность управленческих процессов, взаимосвязанных и логически вытекающих один из другого.
Использование стратегического планирования позволяет образовательной организации:
1)Обеспечить эффективное управление и контроль за деятельностью всех подразделений, а также повысить качество управления.
2)Разрабатывать сценарии развития и вероятности возникновения рисков
3) Приоритетные направления развития и следовать им
4)Корректировка шагов для достижения целей
5)Грамотное распределение ресурсов
Стоит учесть то,что стратегическое планирование – это только начальная стадия стратегического управления, в которую входят определения миссии и выявление проблем, но планирование не включает реализацию стратегии предприятия или оценку результатов от ее реализации.
Не существует единого способа осуществления стратегического планирования, и нет ни одного идеального, планирование в целом зависит от объекта. Однако есть несколько инструментов для проведения стратегического планирования :
1. Метод «карта ума».
2. Модель «Пять сил Портера». Метод структурной логики.
3. Стратегический анализ, который включает в себя анализ внутренней и внешней среды организации (SWOT-анализ); сценарное планирование и т. Д
Метод интеллектуальных карт (mind map) разработал британский психолог Тони Бьюзен. Эта методика имеет универсальный характер, так как позволяет собрать информацию в единое целое и продумать все аспекты проблемы на этапе планирования. За основу данной методики выступает процесс радиантного мышления (от анг. radiant – «излучающий свет») : берется основная проблема и от нее ответвляются различные связанные с ней идеи
Модель пяти сил Портера была разработана американским экономистом Майклом Позер в 1979 году. Эта методика позволяет выявить пять факторов, влияющих на рентабельность и уровень конкуренции конкретного бизнеса.
Непривлекательной (нерентабельной) будет считаться отрасль, в которой сочетание сил снижает прибыльность, а рыночная ситуация близка к «совершенной конкуренции». Анализ модели пяти сил Портера состоит из
трех сил горизонтальной конкуренции (угроза появления продуктов заменителей, угроза появления новых игроков, уровень конкурентной борьбы) и двух сил вертикальной конкуренции (рыночная власть поставщиков и рыночная власть потребителей)
Стратегический анализ позволяет организации прогнозировать возможности, составлять план на случай непредвиденных обстоятельств, разрабатывать систему раннего предупреждения возможных угроз и превращать угрозы в выгодные возможности. Можно выделить семь областей рисков, с которыми сталкивается организация: технология, политика, экономика, рынок, социальное поведение, правовое регулирование, международное положение. Некоторые факторы (угрозы и 10 возможности) в экономической среде необходимо постоянно диагностировать и оценивать, поскольку цели организации зависимы от состояния экономики.
Рассмотрим ключевые элементы стратегического анализа более подробно:
1. Первый шаг включает определение миссии и стратегических целей организации. Миссия это главная цель образовательной или учебной организацией, демонстрирующая ее предназначение как конкурентоспособной структуры с наиболее общей целью и основной причиной существования организации.
2. Стратегический анализ предполагает исследование макросреды, непосредственного окружения и внутренней среды. Для этого используется метод PEST - анализа (PEST – аналитика, который отражает влияние на организацию следующих компонентов:
- правовое регулирование
- политические процессы
- состояние экономики.
- социальная и культурная составляющие общества;
- научно-технологический уровень
Анализ внутренней среды образовательной организации, как и стратегический анализ внешней среды, должен быть системным и многофакторным. Он позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые организация может рассчитывать. К составляющим внутренней среды образовательной организации относятся: кадровый потенциал, научный потенциал, образовательный процесс, учебнометодическая работа, воспитательная работа, финансовые показатели, материально-техническая база, трудоустройство выпускников, их карьерный рост, маркетинг и реклама и др.
Изучение факторов макросреды позволяет определить образовательной организации свои сильные и слабые стороны. При проведении анализа среды функционирования организации может быть использован широкий спектр инструментов (SWOT-анализ, PEST-анализ, матрица BCG, конкурентный 12 анализ, позиционный анализ, ресурсный анализ, анализ системы управления и организационной культуры и т. п).