Наталья Разумова
Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Первым институтом социализации в системе непрерывного
образования является дошкольное образовательное учреждение, функциями
которого являются:
- всестороннее воспитание личности ребёнка, приобщение к основным
сферам человеческой культуры (труду, знаниям, искусству, морали и др.);
- формирование активного и бережного отношения к окружающему
миру;
- создание атмосферы комфортной для каждого ребёнка,
способствующей развитию его индивидуальности, навыков созидательной
деятельности;
- обогащение предметно-пространственной среды, которая даёт
Публикация «Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Подвижные игры для детей
- Средняя группа
- Темочки
ребёнку возможность для саморазвития.
Опираясь на Федеральный государственный стандарт (ФГОС) и
учитывая функции дошкольного образовательного учреждения, нами был
составлен социальный «портрет» выпускника ДОУ, готовый к учё бе в школе:
1. Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в
окружающем мире. Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать.
Способен самостоятельно действовать. Принимает активное участие в
образовательном процессе. Способен выбирать себе род занятий, участников
по совместной деятельности.
2. Эмоционально отзывчивый. Ребёнок откликается на эмоции близких
людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Эмоционально реагирует на художественные произведения, мир природы.
3. Владеющий средствами общения и способами взаимодействия с
взрослыми и сверстниками. Ребёнок адекватно использует вербальные и
невербальные средства общения, владеет диалогической речью и
конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.
4. Способный управлять своим поведением и планировать свои
действия, направленные на достижение конкретной цели. Ребёнок соблюдает
элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Дошкольник
способен планировать свои действия на достижение конкретной цели.
Соблюдает правила поведения в общественных местах и на улице.
5. Имеющий первые представления о себе, семье, обществе,
государстве, мире и природе. Ребёнок имеет представления о себе,
родственных отношениях и взаимосвязях, семейных традициях, об обществе,
его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему, о мире.
6. Обладающий развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре. Ребёнок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет
подчиняться разным правилам и социальным нормам.
7. Подвижен, вынослив. У ребёнка развита крупная и мелкая моторика.
Владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими.
С самого начала своей жизни человек включён в социальные
взаимодействия, где свойства личности зависят от социальной ситуации, её
образа жизни, деятельности и общения. В процессе социального
взаимодействия человек приобретает определённый социальный опыт,
который будучи субъективно усвоенным, становится неотъемлемой частью
личности. Данный опыт, в том числе приобретается посредством адаптации.
Эмоциональное состояние является показателем испытываемого
ребёнком комфорта или дискомфорта. Создать условия для доброго,
жизнерадостного настроения у детей – одна из важных задач, стоящих перед
воспитателем. Успокоив ребёнка, педагог получает возможность
познакомить его с окружающим, наладить его отношения с другими детьми.
В данной работе мы будем рассматривать подвижную игру как
средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к ДОУ. Чтобы
изучить этот вопрос, проведём анализ сущности и содержания понятия
«игра».
В энциклопедическом словаре термин «игра» определяется как вид
непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в её
результатах, а в самом процессе. В истории человеческого общества
переплеталась с магией, культовым поведением. Она тесно связана со
спортом, военными и другими тренировками, искусством. Имеет большое
значение в воспитании, обучении и развитии детей как средство
психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям.
В психологическом словаре игра, игровая деятельность – один из видов
активности человека и животных. Детская игра – исторически возникший
вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий
взрослых и отношений между ними в особой условной форме (по
определению А. Н. Леонтьева) является ведущей деятельностью ребёнкадошкольника, то есть такой деятельностью, благодаря которой происходит
главнейшие изменения в психике.
Многие учё ные занимались проблемой игровой деятельности: К. Гросс,
П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин. Большое внимание роли игры в
психологическом развитии ребёнка уделял Л. С. Выготский. «Сущность игры
в том, что она есть исполнение желаний, но не единичных её желаний, а
обобщённых эффектов» – писал Выготский Л. С.
Игровая деятельность отличается от других видов деятельности
ребёнка, так как в ней создаётся мнимая ситуация. Это происходит в
результате расхождения видимого и смыслового поля, которое появляется в
дошкольном возрасте. Мнимая ситуация заключает в себе правила
поведения. Любая игра с мнимой ситуацией есть игра с правилами. И любая
игра с правилами есть игра с мнимой ситуацией.
По словам Л. С. Выготского, игра – это переработка пережитых
впечатлений, построение на их основе новой деятельности, которая отвечает
запросам и впечатлениям самого ребёнка.
К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребёнка способ
вхождения во всю сложность окружающего мира взрослых. Путём
подражания ребёнок воспроизводит и усваивает основные стороны
человеческих отношений.
Таким образом, в психологии игра рассматривается как вид
деятельности, заключающийся в развитии всех психических процессов
личности ребёнка.