Папки-передвижки

Подвижная игра как средство развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста

Карина Кондратьева
Подвижная игра как средство развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Слайд 1

Выступление на тему «Подвижная игра как средство развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста».

Изучение темы способствует повышению эффективности развития физических качеств детей, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

Слайд 2

Публикация «Подвижная игра как средство развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность проблемы обусловлена тем, что игра является ведущим видом деятельности дошкольника, она понятна и доступна ему. Поэтому, с помощью подвижной игры, мы можем физически развивать ребенка. В период дошкольного детства происходит быстрое изменение строения и функций организма, психомоторики, активно развиваются физические способности, среди которых ведущее место занимает координация движений. Т. к. формирование двигательных способностей занимает существенную роль в физическом воспитании дошкольников. Практически все двигательные действия: (ходьба, бег, езда на велосипеде, гребля) связаны с сохранением равновесия тела.

Но при этом - Внимание развитию таких качеств как равновесие, у дошкольников, в основном уделяют дошкольные организации. В то время как в семьях же не уделяется должного внимания развитию равновесия

Слайд 3

Проанализировав содержание раздела «Подвижные игры» (старший дошкольный возраст) в ФОП ДОО, раскрытый в образовательной области «Физическое развитие» выделила следующую задачу:

По данному направлению ФОП ДО рекомендует развивать психофизические качества, координацию, равновесие, проявлять творчество при выполнении движений и соблюдать правила в подвижных играх. (Пункт 22.6.1. ФОП ДО - Основные задачи образовательной деятельности в области физического развития, 22.6.2. Содержание образовательной деятельности. Основные движения: упражнения в равновесии : ходьба по шнуру прямо и зигзагообразно, приставляя пятку одной ноги к носку другой; стойка на гимнастической скамье на одной ноге; поднимание на носки и опускание на всю стопу, стоя на скамье; пробегание по скамье; ходьба навстречу и расхождение вдвоем на лежащей на полу доске; ходьба по узкой рейке гимнастической скамейки (с поддержкой); приседание после бега на носках, руки в стороны; кружение парами, держась за руки; "ласточка".)

Слайд 4

На этом слайде представлены фамилии исследователей, которые занимались проблемой развития физических качеств детей дошкольного возраста.

Слайд 5

До сих пор нет единого мнения на определение понятия «равновесие тела» и его места в структуре физических качеств человека.

Так же на слайде представлены определения разных исследователей

Сохранение равновесия имеет большое значение в жизнедеятельности человека. Это качество необходимо человеку, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы, друг друга, успешно справляться с обязанностями, необходимыми при разных работах. Снижение степени его проявления является серьезным сигналом нарушения двигательной функции, а, следовательно, ухудшение здоровья, поэтому постоянная работа по развитию равновесия является необходимым условием укрепления физического состояния.

Отсюда следует, что равновесие – это важный элемент двигательной деятельности, т. е. способность тела сохранять устойчивое состояние как в покое, так и в движении; это физическое качество. Если важно отразить предметную сторону процесса сохранения и восстановления равновесия, показать возможности удерживать равновесное, то это «балансирование». Развитие равновесия – важная задача физического воспитания дошкольников.

Слайд 6

Заслуживает внимания классификация «равновесия тела человека» данная Владимиром Борисовичем Коренбергом. Автор выделяет такие виды равновесия как : стационарные (без изменения места опоры) и нестационарные (с переменой места опоры). «Стационарные равновесия» подразделяются на стабильные, характеризующиеся компенсаторным изменением пространственной ориентации ряда звеньев тела и углов в базовых суставах (например, переход из одного вида статического равновесия в другой, и на останавливающие - сохранение устойчивости тела при наличии определенного запаса количества движения и кинетического момента, которые необходимо свести к нулю (например, приземление после выполнения сложных элементов в акробатике). «Нестационарные равновесия» могут выполняться, как на подвижной, так и на неподвижной опорах. Кроме того, детализируя эту классификацию, автор все виды равновесия делит на полные, переменные и закрепленные, а также на «равновесия», выполняемые на ногах, руках и других частях тела. Л

Вопрос о характеристике «равновесия тела человека» занимал многих ученых прошлых лет и не потерял своей актуальности в настоящее время.

Слайд 7

Некоторые исследователи (Е. Я. Бондаревский, О. П. Панфилов, В. С. Гурфинкель, В. И. Лях) доказали, что равновесие развивается в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры, также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела.

На слайде указаны что упражнения делятся на две группы

У дошкольников общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела.

Упражнения должны:

– иметь необходимую координационную трудность, сложность для занимающихся;

– содержать элементы новизны, необычности;

– отличаться большим многообразием форм выполнения движений и неожиданностью решений двигательных задач;

– отражать контроль над параметрами движений по их регулированию и самооценке путем включения отдельных анализаторов.

Для развития статокинетической устойчивости применяются упражнения на равновесие, при выполнении которых затруднено достижение устойчивости позы тела:

– упражнения с балансированием в позах, которые биомеханически невыгодны для устойчивого взаиморасположения звеньев тела (например, в стойке на руках, на носках, на пятках и т. п.);

– упражнения с сохранением позы тела в статических положениях или перемещениях на повышенной, уменьшенной, подвижной, наклонной опоре (стойки или передвижения по гимнастическому бревну, по рейке гимнастической скамейки и т. п.);

– упражнения с сохранением статической и динамической устойчивости в условиях дополнительных помех (прохождение по гимнастической скамейке после выполнения серии кувырков или с закрытыми глазами и т. д.);

– разнообразные подвижные игры с движениями, требующими сохранения равновесия («Совушка», «Бой петухов» и др.);

– упражнения на специальных тренажерах, позволяющих направленно совершенствовать функции вестибулярного аппарата (подвесные качели, циклопеды, лопинги, центрифуги и др.).

Слайд 8

По утверждению отечественных педагогов (Е. Н. Водовозовой, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, К. Д. Ушинского и др., подвижные игры являются эффективным средством физического воспитания и развития физических качеств. Подвижные игры, построенные на движениях, требующих большой затраты энергии (бег, прыжки и др.)

Подвижная игра – одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Основатель российской системы физического воспитания П. Ф. Лесгафт отводил игре большое место. Определяя игру как упражнение, при помощи которого ребенок готовится к жизни.

Слайд 9

Существует несколько классификаций подвижных игр. Традиционно игры различают по наличию и отсутствию инвентаря, по количеству участников, по степени интенсивности и специфики физической подготовки, наличию и отсутствию ведущего, месту проведения (двор, комната, водоем, по элементам разметки пространства, по системе подсчета очков, по игровым прелюдиям и наказанию, по общему сюжету и т. д.

Подвижные игры делят на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.

Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д., игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила обусловливают начало и прекращение движения, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Подчинение правилам обязательно для всех.

В старшем дошкольном возрасте используются также подвижные игры с элементами соревнования (индивидуального и группового, например: «Чье звено скорее соберется», «Кто первый через обруч к флажку» и др. Элементы соревнования побуждают к большей активности в выполнении двигательных заданий. В некоторых играх («Перемени предмет», «Кто скорее до флажка») каждый ребенок играет сам за себя и старается выполнить задание как можно лучше. Если эти игры проводятся с разделением на команды (игры-эстафеты, то ребенок стремится выполнить задание, чтобы улучшить результат команды.

К бессюжетным относятся также игры с использованием предметов (кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др.). Двигательные задания в этих играх требуют определенных условий, поэтому они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое и т. д.). Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.

В играх-забавах, аттракционах двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, при этом несколько детей выполняют двигательные задания (бег в мешках и др., остальные дети являются зрителями.

К сложным играм относятся спортивные игры (городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей). В старшем дошкольном возрасте используются элементы этих игр, и дети играют по упрощенным правилам.

Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений, играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов) или движение выполняется подгруппами. В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна.

Слайд 10

Примеры подвижных игр по развитию равновесия.

Слайд 11

Любая подвижная игра начинается со сбора детей на игру.

На примере игры.

Сбор детей на игру. Старших дошкольников можно собрать при помощи зазывалок: «Раз, два, три, четыре, пять­ - всех зову я поиграть», или поручить отдельным детям собрать остальных детей, так же можно использовать звуковые и зрительные ориентиры; использовать отдельные задания: например, играть будет тот, кто сумеет пробежать под вращающейся скакалкой.

Объяснение правил игры происходит с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Воспитатель должен изложить содержание игры, ее правила, напомнить движения, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакома детям, то вместо объяснения можно вспомнить правила вместе с детьми. Если игра сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а лучше сначала объяснить главное, а потом по ходу игры – все детали.

Распределение ролей. Роли определяют поведение детей в игре. Выбор на главную роль дети должны воспринимать как поощрение. Существует несколько способов выбора водящего:

- назначает воспитатель, обязательно аргументируя свой выбор;

- с помощью считалки (предупреждают конфликты);

- при помощи «волшебной палочки»;

- с помощью жеребьевки.

Руководство игрой. Воспитатель руководит игрой, наблюдая за ней со стороны. Делает замечания нарушившему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подает сигналы, помогает сменить водящих, поощряет детей, следит за действиями детей и не допускает статических поз (сидение на корточках, стояние на одной ноге, регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Замечания о неправильном выполнении правил отрицательно сказываются на настроении детей. Поэтому делать замечания надо в доброжелательной форме.

Подведение итога. При подведении итога игры воспитатель отмечает тех, кто соблюдал правила. Называет тех, кто нарушал правила. Воспитатель анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

Слайд 12

Заключение

Подвижная игра может способствовать развитию такого важного качества, как равновесие, если соблюдать все то что выше сказано

Выбранная мною тема актуальна, т. к. формирование двигательных способностей занимает существенную роль в физическом воспитании дошкольников. В перспективе буду организовывать работу с родителями по этому направлению.. Для того чтоб успешно решить задачу по развитию у детей чувства равновесия необходимо объяснить родителям на сколько это важно и совместно с ними строить работу

Слайд 13

Список литературы

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Подвижная игра для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста «Осень»Подвижная игра для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста «Осень» Цель: Закрепить с детьми названия деревьев, учить различать листья по форме, по окраске, развивать двигательную активность детей, учить.

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Коллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возрастаКоллаж — средство развития творчества детей старшего дошкольного возраста Коллаж- одна из самых любимых моих техник в творчестве с детьми. Коллаж относится к разряду смешанных техник. В коллаже сочетаются рисование.

Подвижная игра «Хвост дракона» для детей старшего дошкольного возрастаПодвижная игра «Хвост дракона» для детей старшего дошкольного возраста Подвижная игра «Хвост дракона» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: учить детей двигаться в быстром темпе, держась друг за друга,.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Подвижная игра как средство развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 апреля 2024 в 22:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Подвижная игра как средство развития равновесия у детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Карина Кондратьева (УИ 2835686) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД