Надежда Михайлова
Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра – самый естественный и любимый вид деятельности детей младшего дошкольного возраста. Это их образ жизни, отвечающий всем жизненно важным потребностям ребенка. Игра способствует созданию у детей веселого настроения, пробуждает стремление к общению со сверстниками.
В игре решаются следующие задачи: образовательные, воспитательные, оздоровительные. Дети проявляют активный интерес к разным играм: творческим, музыкальным, подвижным, хороводным, играм с правилами.
Публикация «Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Рассмотрим подвижные игры - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой, в процессе которых дети вовлекаются в активные двигательные действия. Идет формирование способности проявлять выдержку, смелость, уверенность, чувство коллективизма.
Через подвижные игры ребенок не только совершенствует свои двигательные умения (ходьбу, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание, но и развивает кругозор, внимание, память, наблюдательность, слуховое и зрительное восприятие, воображение, творческие способности, сообразительность, волю, характер, настойчивость, познает окружающий мир, приучается к дисциплине. Подвижные игры помогают подготовить ребё нка к труду: дети достают и убирают атрибуты и совершают двигательные навыки, необходимые для будущей трудовой деятельности.
Подвижные игры можно разделить на сюжетные, игры без сюжета и народные.
Сюжетные подвижные игры :
Сюжетные игры наиболее понятны, интересны и доступны малышам. Перевоплощаясь в персонажей игры, дети многократно повторяют такие движения как ходьба, бег, прыжки, ползание, подлезания. А стихи, песни и потешки, сопровождающие сюжетные игры оказывают благотворное влияние на развитие речи, памяти, чувства ритма, внимания.
Важно, чтобы игры подвижного характера имели систему усложнений. В игровых упражнениях воспитатель имеет возможность давать движения в самых разных сочетаниях. Любое двигательное задание должно быть конкретным и понятным детям. Тогда они с большим желанием его выполняют.
Примеры сюжетных подвижных игр : «Каравай», «Ровным кругом», «Пройди в ворота», «Пойдем в гости», «Огуречик», «Беги к своему листику», «Быстро возьми предмет», «Куры в огороде», «Найди свой домик», «Птички в гнездышках», «Лягушки», «Вороны», «Пчелки», «Зайчики», «Карусель», «Светофор», «Солнышко и дождик»
Игры без сюжета :
Здесь в игровой форме отрабатывается выполнение определенных конкретных заданий (бросание и ловля мяча, прокатывание мячей в определенном направлении и в цель, прыжки на двух ногах, ходьба и бег по кругу, наклоны, приседания и т. д.)
Примеры подвижных игр без сюжета : «Не отдам», «Ножки», «Трамвай», «Поезд», «Собери шишки», «Прыгай к флажку», «Поездка на дачу», «Птичка», «Самолеты», «Ниточка», «Кошкин дом», «Бегите ко мне», «Сорви яблоко», «Назови предмет»
Народные игры :
Имеют многовековую историю. Они передавались из поколения в поколение и дошли до наших дней, вобрав в себя национальные традиции. В них отражается образ жизни людей, труд, национальные устои, быт, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Играя в народные игры ребенок познает красоту русского языка, образность движений, знакомится с народными обычаями и традициями, расширяет кругозор, воспитывает характер, волю, ум, развивает нравственные чувства.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром. Воспитатель, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.
Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство.
Примеры народных подвижных игр : «У медведя во бору», «Зайка беленький сидит», «Мыши и кот», «По ровненькой дорожке», «Заинька», «Ходит Ваня», «Колпачок», «Мыши в кладовой», «Курочка хохлатка», «Зайцы и волк», «Хоровод», «Метелица», «Гуси»
Любая подвижная игра подразумевает использовать подготовленный заранее материал и оборудование. Например, на развитие умение детей прокатывать мяч в прямом направлении до предмета, развитию глазомера, можно использовать подвижную игру, где для игры необходимо подобрать оборудование – кегли и мяч. На прогулке, чтобы вовлечь детей стоит разучивать новые подвижные игры, но и в тоже время проводить раннее изученные, как закрепление полученных навыков. Необходимо учитывать погоду для проведения игр, так как в холодную и сырую погоду не рекомендуется планировать игры с использованием проговаривания стихов и пением с целью охраны голоса.
Заинтересованность детей повышается при частичной смене пособий, зрительных ориентиров, изменении места проведения игр. Важно, чтобы до ввода в игру дети в самостоятельной деятельности вместе или под руководством взрослого ознакомились с новым пособием, игрушкой, дополнительными атрибутами.
Большое влияние на психофизическое развитие ребенка оказывают подвижные игры на свежем воздухе, так как они обеспечивают оздоровительный, общеукрепляющий эффект. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, а следовательно увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: улучшается аппетит, повышается сопротивляемость организма к различным заболеваниям, укрепляется нервная система. Поэтому необходимо проводить подвижные игры с детьми на каждой прогулке в любое время года.
Педагогу необходимо иметь богатую картотеку подвижных игр разных по содержанию и организации детей. Это позволит подбирать игры с учетом времени года, условий проведения, возраста детей, их подготовленности и настроения.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только при этом дети научатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критических ситуаций, быстро принимать решение и исполнять его, проявлять инициативу, то есть дети приобретают важные качества, необходимые им всю дальнейшую жизнь.