Приложение МААМ

Духовно-нравственное воспитание детей в контексте культуры

Аноним
Духовно-нравственное воспитание детей в контексте культуры
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: Поговорим о духовно – нравственном воспитании в контексте культуры.

Методы обучения должны

приноравливаться к душевному развитию учащихся,

а не силы учащихся

к методам и программам.

Стэнли Холлом.

Дошкольное детство - своеобразный и самобытный период. Это время социализации, когда ребенок приобретает ориентацию в мире человеческих отношений, усваивает нормы миропорядка.

Публикация «Духовно-нравственное воспитание детей в контексте культуры» размещена в разделах

Сегодня культуру можно рассматривать как фактор пробуждения в человеке духовного начала. Понимание этого и побудило мой интерес к этой работе.

Новое педагогическое мышление в современном образовании и воспитании определяется как творческий процесс, в котором происходит присвоение ребенком культурных ценностей, универсального человеческого опыта и ставит своей целью помочь детям глубже проникнуть в пласты культуры, осмыслить их совместными усилиями взрослого и ребенка, создать условия для расширения духовно- практических возможностей детей на основе ценностных ориентаций.

Приобщение дошкольника к общечеловеческим ценностям возможно через погружение в родную культуру и культуры других народов в режиме диалога и полилога. Это позволит ребенку увидеть мир в панорамном срезе, расширить свое миропонимание, уточнить и углубить ценностное сознание, отделить хорошее от плохого, справедливое от несправедливого, красоту от безобразия, добро от зла.

В связи с этим возникает проблема обновления содержания литературного материала, выхода за рамки предложенного программой.

Хранителем нравственности и духовности является народное творчество: сказки, мифы, легенды, притчи, игры, содержащие общую и национальную модель мира. Она выражена в архитипах, символах, идеалах, мотивах. Все это позволяет создавать культурно- нравственный и гражданский фундамент личности, в основе которого лежат чувства, объединяющие людей. Я убеждена, что присвоение ребенком культурного наследия и превращение его в свое личное достояние развивает у него доминантные национальные черты характера.

Первое к чему я обратилась - это мифология. Именно в ней запечатлена языческая культура народов мира. Будучи чудом, миф на языке символов говорит о вечном. В мифологическом представлении о мире противопоставлены категории: «свои» - «чужие», «дом» - «лес», «день» - «ночь», «близкий» - «далекий, «мир» - «антимир».это истоки формирования самосознания.

Второй ступенью я определила знакомство с национальной картиной мира, осмысление ее ключевых образов, открытие значения и символики животных и птиц, цветов и деревьев, особенности национального жилища. Знакомство с национальным пейзажем как элементом культуры есть необходимое звено работы с дошкольниками.

Основным методом работы с детьми я выбрала проблематизацию культурно- исторического материала, что позволило влиять на творчество и изобретательность ребенка, развивать постигающее мышление и образное воображение. Дети получили возможность вовлекаться в совместные рассуждения «взрослый- ребенок», заряжаться эмоциями. Обогатилось речевое поведение, которым раньше они не обладали. Ребята стали активно участвовать в элементах рефлексии путем вхождения в культурно- исторический опыт прошлого, проявлять свое собственное «Я» и, таким образом. Развивать ценностное сознание, самореализовываться через диалог.

Адаптируя понятие «духовность» к ребенку- дошкольнику, понимаю его не только как систему гуманных чувств (радость, сочувствие, благодарность, представления о моральных принципах (честность, справедливость) и качествах личности (правдивость, доброта, скромность, но и как систему ценностных предпосылок (толерантность, уважение к людям и всему живому, стремление не причинять зло, приобщение к народному духу).

В сотрудничестве с детьми старалась опираться не только на то, что дано им от природы, но и активизируя развивающее направление, обеспечивающее превращение всех этих качеств в личное достояние каждого. С этой целью обратилась инновационным формам занятий:

1. Диалог- размышление, который позволяет вовлекать в сотворчество и сопереживание весь коллектив детей;

2. Диалог- согласие, коллективный поиск, кода ценности постигаются в столкновении, дополнении и углублении мнений и стремлений к единству. - Модель взаимодействия педагога и ребенка в диалоге культуры представляю в таблице. -

Несколько конспектов занятий с детьми подготовительной к школе группе предлагаю вашему вниманию.

Насколько эффективной оказалась эта работа свидетельствует уровень этических знаний и рассуждений детей, их способность понимать, чувствовать состояние других, проявлять свое «Я», быть готовым содержательно общаться, самореализовываться. Эти качества были отмечены родителями и учителями начальных классов, где сейчас обучаются дети.

Не считаю эту работу законченной. Проблема духовности – один из участков педагогической целины.

Публикации по теме:

Опыт работы «Духовно-нравственное воспитание детей в ДОУ» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 «Березка». Сообщение из опыта работы на тему: «Духовно – нравственное.

Анкета для родителей «Духовно-нравственное воспитание в ДОУ» Уважаемые родители! Поразмышляйте над вопросами предлагаемой анкеты. Мы придерживаемся государственной политики в области образования, главный.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУДуховно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка»Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами проектной деятельности «Весёлая матрёшка» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №25 компенсирующего вида» Участники проекта: Едемская Лариса.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами музыки и театрализованной деятельности Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стала чрезвычайно актуальной: материальные ценности доминируют над духовными,.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумомДуховно-нравственное воспитание дошкольников в условиях взаимодействия с социумом Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим и их социальное развитие является одним из приоритетных направлений педагогической.

Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание младших дошкольников. Беседа «Рождественский вертеп» (младшая группа) Цель: формирование у детей знаний о празднике Рождества Христова. Задачи: - познакомить детей с понятиями «Вифлеемская звезда», «Рождественский.

Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа)Духовно-нравственное воспитание. Стенгазета «Счастливы вместе» (младшая группа) Творческая работа воспитателя, детей и родителей. Одной из форм работы с семьей является выпуск стенгазет. Информация, содержащая в газете,.

Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церквиДуховно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Духовно-нравственное воспитание. Встречи со священнослужителями православной церкви Уважаемые коллеги, доброе время суток! Самая большая.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Духовно-нравственное воспитание детей в контексте культуры
Опубликовано: 22 мая 2020 в 05:19
+37Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Духовно-нравственное воспитание детей в контексте культуры» (включая файлы) размещена пользователем Аноним (УИ 52620) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД