МААМ-картинки

«Поисково-познавательная деятельность дошкольников в процессе экологического воспитания». Выступление на семинаре

Зоя Стенина
«Поисково-познавательная деятельность дошкольников в процессе экологического воспитания». Выступление на семинаре
▼ Скачать + Заказать документы

Детство — это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить, общаться, осваивать нормы социальной и экологической этики. Сейчас уже никого не нужно убеждать в том. насколько важно экологическое воспитание и развитие. Природа дает людям все необходимое для жизни, но человек не всегда ценит это, часто нерационально использует природные богатства.

Публикация «„Поисково-познавательная деятельность дошкольников в процессе экологического воспитания“, Выступление на семинаре» размещена в разделах

Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме опытно-экспериментальных действий. В процессе чего дети преобразуют объекты с целью выявления их скрытых существенных связей с явлениями природы.

При организации поисково - познавательной деятельности с детьми дошкольного возраста использую следующие формы работы:

- занятия;

- беседы познавательно-эвристического характера;

- знаково-изобразительные средства;

-киносеансы;

- прослушивание аудиозаписей;

- дидактические и развивающие игры, упражнения;

- сюжетно-ролевые игры;

- -эксперименты и опыты:

-рассматривание картин;

- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;

- экскурсии и целевые прогулки;

- работа в уголках природы;

- экологическая тропа;

- -акции добрых дел;

- предметные недели;

- кружковая деятельность;

- -конкурсы;

- праздники, развлечения, вечера досуга;

-театрализованная деятельность;

- Красная книга;

-Дни открытых дверей;

-диагностика развития детей.

Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми (НОД «Исследователи», «Путешествие в.», КВН, '"Что? Где? Когда?", "Поле чудес", "Удивительный калейдоскоп" и т. п.). Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание окружающего мира сочетается с другими видами деятельности (речевой, математической, музыкальной, изобразительной, (напр. «Праздник леса»)

Организация развивающей среды - это одно из условий решения задач поисково-познавательной деятельности в детском саду. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Сегодня, основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Примером такой развивающей среды стал «Центр экспериментирования» и экологический центр в группе.

Очень интересно проходят занятия с детьми в центре экспериментирования. Дошкольникам задаются вопросы : "Какой песок легче - сухой или мокрый?", "Что тонет в воде камень, песок или дерево?", "Что происходит с солью, сахаром, песком при их погружении в воду?", "Что произойдет с зажженной свечой, если ее накрыть банкой?" и т. д. После того, как дети отвечают на вопросы, мы проводим опыты. Опыты с солью, водой сопровождаются у детей проговариванием и выдвижением множества гипотез-догадок, попытками предугадать ожидаемые результаты. Это положительно сказывается на развитии речи, умении выстраивать сложные предложения, делать выводы. Многократное повторение одних и тех же опытов, свойственное многим детям, вырабатывает у них определенный алгоритм действий, четкость выполнения отдельных операций, аккуратность в работе (иначе эксперимент может не удаться). А вопросы «Зачем?», «Как?» и «Почему?» требуют уже от воспитателей компетентности в различных областях окружающего нас мира.

Вне занятий опыты в лаборатории проводятся только по желанию детей. Педагог уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату.

Результаты опытов и выход знаний, полученных в самостоятельной деятельности детей, отражаются в дискуссии. Здесь дошкольники рассказывают о

том, кто что делал, и что у кого получилось, анализируют полученные данные.

Роль воспитателя – подготовить ключевые вопросы, запускающие и поддерживающие активность воспитанников. В ходе дискуссии обязательно обсуждаются ошибки в опытах, противоречивые суждения. Окончательный вывод формулирует воспитатель.

Для качественного проведения экспериментов очень важен правильный подбор дидактического материала и оборудования. Поэтому все собранные и изготовленные в ходе предыдущей работы пособия систематизированы и оформлены в наборы для исследования определенных свойств предметов и явлений, по сезонам (времена года).

Еще одним примером адекватной развивающей среды является экологический центр, создавая который, мы исходили из базовой идеи о том, что развивает та среда, в которой ребенок активно действует. В экологическом центре знакомлю детей с разнообразными видами комнатных растений, рассказываю о месте их произрастания, показываю особенности приспособления к среде, общность этих особенностей, у растений одной и разных климатических зон. Интересны и поучительны дня детей следующие экспозиции:

«Пустыня». «Лес». «Горы». «Северный полюс». «Коллекция семян». «Коллекция камней, ракушек», «Подводный мир» и др.

Становление поисково - познавательной деятельности

дошкольника зависит как от сотрудничества с партнёром-взрослым,

так и от полноты и разнообразия предоставляемых материалов. Их

наличие позволяет не только поддерживать изначально присущую

ребёнку любознательность, не дать ей погаснуть, но и развить его

познавательные интересы.

Огромное значение в работе с детьми имеет игра. Освоение. детьми навыков поисково- познавательной деятельности осуществляется легче, если в процессе познания включаются игровые обучающие ситуации, элементы сюжетно-ролевой игры, дидактические и развивающие игры, упражнения. Дидактические игры проводим в зависимости от уровня экологической воспитанности и степени овладения детьми опытно-экспериментальных действий с подгруппами по 5-6 человек.

В дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя и в игре, и при восприятии произведении художественно-познавательного характера. Самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я, Маршака и др.

Очень любят малыши сказки. Детям младшего дошкольного возраста наиболее интересны сказки о животных. Старшим дошкольникам более по душе волшебные сказки. Также в младшем дошкольном возрасте ребенка привлекают легкие шуточные стихи, загадки, потешки, небывальщины и др. малые формы фольклора.

Ознакомление дошкольников с Красной Книгой Республики Мордовия поможет детям понять важность того, что природу родного края мы должны беречь и охранять. Веками человек был потребителем по отношению к природе: жил и пользовался ее дарами, не задумываясь о последствиях. Важно, чтобы у детей возникло желание охранять и оберегать природу.

В освоении опытно-экспериментальной деятельности детей большое значение имеет наблюдение. С его помощью дети познают не только внешние параметры объектов природы (окрас, строение, запах и д. р., но и приобретают различные навыки, направленные на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе наблюдений).

Во время проведения экскурсий и целевых прогулок происходит ознакомление с многообразием органического мира, проводятся наблюдения за объектами и явлениями природы в разные времена года; дети учатся ориентироваться на местности. Прогулка - это замечательное время, когда взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных, насекомых, а у ребенка появляется возможность экспериментировать в естественных условиях.

Опытно-экспериментальная деятельность успешно реализуется и в процессе экскурсий по Экологической тропе - демонстрационному маршруту, проходящему через различные природные объекты МДОУ «Детский сад №103».

Экологическая тропа организуется таким образом, что

позволяет знакомить детей с различными природными явлениями, живыми и неживыми объектами, проводить наблюдение, опыты, эксперименты, организовывать игры.

Для полноценного развития личности дошкольников, обеспечения максимальной реализации потенциальных познавательно-исследовательских способностей, формирования социально-практического опыта воспитанников, исходя из их интересов и возможностей функционирует кружок «Семицветик». Благодаря оказанию данных дополнительных образовательных услуг воспитанники кружка умеют выявлять причинно-следственные связи в природе; обсуждать и опытным путем подтверждать условия роста и жизни растений; распознавать деревянные и металлические предметы, рассуждать об их свойствах и использовании человеком; опытным путем демонстрировать, что люди позаимствовали у природы для своей хозяйственной деятельности; выдвигать и обосновывать гипотезы; использовать накопленный опыт в практической художественно - творческой деятельности.

Важнейшим показателем результативности воспитательно - образовательной работы является положительная динамика общеобразовательного развития детей.

Публикации по теме:

«Ознакомление с окружающим через эксперимент» Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей.

Опытно-экспериментальная деятельность «Веселая кухня»Опытно-экспериментальная деятельность «Веселая кухня» Детство – это радостная пора открытий. В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребенок учится говорить, мыслить,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Поисково-познавательная деятельность дошкольников в процессе экологического воспитания». Выступление на семинаре
Опубликовано: 17 декабря 2014 в 16:35
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Поисково-познавательная деятельность дошкольников в процессе экологического воспитания». Выступление на семинаре» (включая файлы) размещена пользователем Зоя Стенина (УИ 288434) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД