надежда пермякова
Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Конституция Российской Федерации.
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (Распоряжение от 29 декабря 2014 г. № 2765-р).
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 -
2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 -2020 годы"
Публикация «Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ» размещена в разделах
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Средняя школа, 6 класс
- Старшая школа 10 класс
- Старшая школа. 10-11 класс
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2016
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 декабря 2010 г. N 2106 г. Москва "Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 февраля 2011 г. Регистрационный N 19676
- Устав школы
- Закон РФ «Об образовании» 2015 года № 273-ФЗ был принят 21.12.2012 г. (29 декабря 2012 года N 273-ФЗ, статья 41)
Укрепление здоровья детей сопряженно с решением многих проблем. Особенно сложна ситуация в системе специального образования, где обучаются дети с ОВЗ. Именно поэтому необходимо максимально использовать те возможности, которые потенциально имеются в специальной школе. Образовательное пространство, в рамках которого формируются интеллектуальные, эмоциональные и нравственные составляющие развивающейся личности, несёт ответственность за физическое развитие ребёнка. Причем имеется ввиду не только пассивное сбережение здоровья, но и активная деятельность в области воспитания культуры здорового образа жизни. В соответствии вышесказанным, согласно определения Стандарта составлена «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ», которая представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся 6-10 классов с ОВЗ, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.
«Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей (неблагоприятные экологические, социальные и экономические условия; особенности психофизического, соматического здоровья учащихся с недостатками интеллекта; факторы риска, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья воспитанников; учёт особенностей отношения учащихся коррекционной школы к своему здоровью; формируемые в школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек).
Выбор стратегии реализации настоящей программы сделан с учётом психологических и психофизиологических характеристик детей коррекционной школы, опираясь на зону актуального развития. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни — необходимый и обязательный компонент здоровьесберегающей работы образовательной организации, требующий соответствующей экологически безопасной, здоровьесберегающей организации всей жизни образовательного учреждения, включая её инфраструктуру, создание благоприятного психологического климата, обеспечение рациональной организации учебно-воспитательного процесса, эффективной физкультурно-оздоровительной работы, организации рационального питания.
Не менее важно для сохранения здоровья развивать у детей способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться, позволяют ребёнку видеть и развивать свои личностные возможности, повышать свой интеллектуальный потенциал.
Необходимо формировать у ребёнка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающего мира, личный пример педагогов, родителей, общественности.
Проблема организации помощи ребенку в сохранении, укреплении и формировании здоровья весьма актуальна. «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» будет содействовать решению проблемы здоровья в рамках учебно-воспитательного процесса.
Актуальность программы обусловлена необходимостью воспитания культуры здоровья и формирования здорового образа жизни воспитанников с ОВЗ, так как сохранение здоровья подрастающего поколения является самой насущной проблемой государства, а данная программа ориентирована на содействие в решении этой проблемы, устранение которой в сумме может дать максимально возможный положительный эффект оздоровления воспитанников.
Цель программы: Организация образовательного процесса, способствующего сохранению и укреплению физического и психологического здоровья обучающихся, как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Задачи программы:
1. Формировать потребностно-мотивационные основы гигиенического и психологи-ческого поведения, безопасной жизни, рациональной организации труда, и отдыха, а также навыков заботиться о своем здоровье и здоровье близких людей.
2. Формировать у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья осозна-ние происходящих в их организме физических и психических процессов и умение осознанно управлять ими.
3. Формировать отрицательное отношение к вредным привычкам: курению, алкого-лизму, наркомании и токсикомании.
4. Учить разумному поведению в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью учащихся.
Программа построена на следующих принципах:
- Принцип актуальности отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство воспитанников с наиболее важной гигиенической информацией.
- Принцип доступности, в соответствии с которым предлагается оптимальный для усвоения объем информации, предполагающий сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что улучшает его восприятие. Принцип предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования, моделирования драматических сцен.
- Принцип положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа - показ положительных примеров. Это более эффективно, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.
- Принцип последовательности предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе осуществления содержания Программы.
- Принцип системности позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы.
- Принцип сознательности и активности направлен на повышение активности воспитанников в вопросах здоровья, что возможно только при осознании ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.
Программа предназначена для воспитанников 6-10 классов с ограниченными возможностями здоровья и рассчитана на 172 часа (от 34 до 36 часов в каждом классе).
Программа не дублирует содержание государственных стандартов по изучаемым предметам; содержит новые знания, предполагает изучение материала в порядке нарастания, представляет интерес для воспитанников. Культура здоровья, являющаяся составной частью базовой культуры, призвана развивать осознанное отношение подростков к своему здоровью как главной жизненной ценности и представляет собой систему познавательного, творческого и поведенческого элементов.
Структура содержания в каждом классе включает 7 разделов:
1 Введение - 2 часа
2 Наш организм - 6 часов
3 Безопасность в экстремальных ситуациях - 6 часов
4 Охрана жизни и здоровья - 8-10 часов
5 Экологически безопасный образ жизни - 8 часов
6 Вредные привычки и их влияние на здоровье - 2 часа
7 Безопасность в социальной и природной среде - 2 часа
Ожидается, что в результате освоения данного материала у выпускников школы будут сформированы индивидуальные навыки здорового образа жизни, а также убеждения о па-губном влиянии вредных привычек на личное здоровье.
Реализация конкретных программных целей:
- Иметь представление о строении и работе своего организма.
- Знать основные органы человека (сердце, легкие, желудок, позвоночник, кожа, голова — глаза, нос, уши, рот).
- Иметь представление о назначении мышц, костей, суставов, их роли в строении человека.
- Обладать основными представлениями о значимости чистоты, опрятности, соблюдения режи-ма дня и навыков личной гигиены в повседневной жизни.
- Знать о роли солнечного света, воздуха, о взаимосвязи здоровья человека с природными и погодными явлениями.
- Владеть информацией о витаминах, о необходимости наличия витаминов в организме че-ловека.
- Знать значение правильного питания.
- Иметь представление о последствиях курения, алкоголизма.
- Владеть знаниями об окружающих людях (родные, близкие, знакомые, незнакомые, взаи-моотношениях с ними.
- Знать о неприятностях, которые случаются при контакте с незнакомыми людьми.
- Знать об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними.
- Знать элементарные ПДД.
- Знать основные правила поведения в быту, в экстремальных ситуациях.
- Иметь понятие «конфликт», «ссора», причинах их возникновения.
-Уметь различать добро и зло, доверительно относиться к близким и родным людям.
- Стараться контролировать свое поведение, сдерживать себя и прислушиваться к мнению других.
- Знать о культуре ЗОЖ.