Лучший педагог года

Консультация для родителей «Музыкальная деятельность и развитие речи: игры со словом»

галина полякова
Консультация для родителей «Музыкальная деятельность и развитие речи: игры со словом»

Полезная информация для родителей

1. Развитие музыкальных способностей дошкольников

«Музыкальная деятельность и развитие речи : игры со словом»

Публикация «Консультация для родителей „Музыкальная деятельность и развитие речи: игры со словом“» размещена в разделах

Музыка и движение такие же взаимосвязанные понятия, как звук и его ритмическая организация. Ритмический рисунок, временное начало и окончание составляют основу звуков, а, следовательно, и музыкального образа. Ритм, пульсация, движение, действие - по сути своей характеристики одного и того же.

В течение не одного десятка лет педагоги используют движение как средство музыкального развития. В прогрессивных педагогических системах музыкального воспитания движению всегда отводилось особое место, так как музыканты признавали за ним возможность не только совершенствовать тело, но и развивать музыкальный духовный мир ребенка.

Разного характера танцы, музыкальные игры, двигательные игровые упражнения помогают малышу понять содержание музыки, освоить её непростой язык.

Чтобы развить у дошкольников чувство ритма, выразительность движения, фантазию и воображение, на музыкальных занятиях необходимо использовать и такой педагогический материал, как игры со словом. Особенностью является то, что все это игры можно проводить без музыкального сопровождения, под мелодизированный текст, который в определенной степени как бы заменяет собой мелодичный напев.

В основе большинства речевых игр – народные тексты. Они особенно удобны для распевного выразительного произношения (интонирования). Наличие мелодического и ритмического начала позволяет выполнить движения по содержанию текста в нужном ритме и темпе. Одновременно у детей совершенствуются двигательные навыки: прыжки, пружинный и дробный топающий шаг, переменный шаг, галоп, шаг с высоким подъёмом ног, легкий стремительный бег.

Взрослый, не владеющий игрой на музыкальном инструменте, с помощью игр со словом в состоянии грамотно помочь детям овладеть выразительными движениями. Текст игры можно не заучивать с ребенком специально. Он запоминается в процессе игрового действия. Главное условие – это выразительное произнесение текста.

Текст любой игры можно специально использовать для развития у детей ритма. Его легко воспроизвести в хлопках или, как говорят педагоги-музыканты, ритмизировать.

Например, пользуясь слогом «та» для выражения более долгого звука и «ти» для более короткого, одновременно хлопая в ладоши, воспроизводим следующий ритмический рисунок текста «Солнышко» :

Солнышко, солнышко,

Та-ти-ти, та-ти-ти

Выгляни в окошко:

ти-ти, ти-ти, та-та

Твои детки плачут

ти-ти, ти-ти, та-та

По камушкам скачут

ти-ти, ти-ти, та-та

Таким же образом следует ритмизировать все тексты используемых игр со словом или речевых игр, приведенных ниже для практических занятий:

1. «Солнышко».

Ход игры.

Исходное положение: дети стоят врассыпную или в общем кругу.

На первую и вторую строчки взрослый вместе с детьми выполняет частые полуприседания- «пружинки»- и одновременно хлопает в ладоши. Под текст третьей и четвертой строчек выполняются прыжки с одновременными хлопками в ладоши.

Пояснение: текст произносится в медленном темпе, нараспев, с ярко выраженной метрической пульсацией, без остановок, ускорений и замедлений. Нисходящая интонация голоса приходится на каждую сильную долю:

Солнышко, Солнышко, выгляни в окошко

и т. д.

2. «Радуга-дуга»

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышко,

Колоколнышко!

Ход игры.

Исходное положение: дети стоят врассыпную или в общем кругу.

На весь текст дети выполняют легкие частые прыжки на двух ногах с небольшим покачиванием корпуса вправо и влево. Ритмизация текста на слоги «та»и «ти» будет выглядеть следующим образом:

Ти-ти-ти-ти та

Ти-ти та та та

Ти-ти та та та

Ти-ти та та та

Попробуйте записать этот ритмический рисунок в известных вам длительностях или условных обозначениях : долгие хлопки- длинные или широкие полоски, короткие хлопки- короткие или узкие полоски.

Пояснение. В процессе игры происходит развитие ритмического чувства и совершенствование прыжкового движения. Окончание произнесения текста должно быть точно зафиксировано прыжком с прекращением движения.

3. «Огуречик»

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живет,

Тебе хвостик отзрызет.

Для игры выбирается «ловишка». Им может быть как взрослый. Так и ребенок. «Ловишка» уходит в другой конец комнаты или зала. Руки у играющих находятся на поясе.

Ход игры. «Ловишка» садится на стул у одной из стен комнаты, дети собираются стайкой у другой стены. На текст первой и второй строки дети легкими прыжками продвигаются в сторону «ловишки». Под текст третьей строки дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозя пальчиком «ловишке». Последняя фраза произносится детьми, стоящими на месте, и является сигналом к бегу. «Ловишка» догоняет убегающих от него детей.

Пояснение. Текст произносится выразительно, нараспев, в конце третьей строки должна быть небольшая пауза (остановка) голос при этом «забирается вверх» :

Там мышка жи вет. Последняя строчка произносится скороговоркой. В этой игре закрепляются навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед. Мягкого пружинного шага и легкого стремительного бега.

4. Паровоз

Чух, чух, пыхчу

Пыхчу, ворчу.

Стоять на месте

Не хочу.

Колесами стучу, верчу,

Садись скорее,

Прокачу: Чух, чух!

Исходное положение. Дети стоят друг за другом, руки согнуты в локтях, пальцы крепко сжаты в кулаки. Ноги удобнее слегка согнуть в коленях.

Ход игры. Взрослый предлагает отправиться в путешествие. На весь текст выполняется ритмичное движение дробного топающего шага с ускорением темпа его выполнения к концу игры.

Пояснение. В этой игре отрабатывается навык дробного шага с продвижением вперед. Текст произносится очень четко, ритмично, с ускорением. Следует обращать внимание на хорошую прямую осанку детей, а также следить за тем, чтобы шаг был коротким. не шаркающим. Игру можно продолжить, предложив детям выйти из вагончиков и погулять по лесу. Собирая цветы, ягоды, или собирая букеты осенних разноцветных листьев. По сигналу «ту-ту!2, который дается взрослым, дети снова садятся в поезд и едут до следующей остановки. Игра развивает воображение и творческие способности детей.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков»Консультация для родителей «Развитие речи и мелкой моторики ребенка с помощью конструирования из деревянных кубиков» Цель: помочь родителям привлечь своих детей к приобретению конструкторского опыта. Задачи: 1. Развивать с помощью конструирования активный.

Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов»Консультация для педагогов «Игры на развитие понимания речи у детей-алаликов» «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Консультация для родителей «Развитие речи детей 3–4 лет» Развитие речи дет"ей 3-4 лет происходит особенно быстро. Ребёнок к 3годам почти усваивает свой родной язык. активный словарь доходит до 100.

«Развитие речи детей дошкольного возраста». Консультация для родителей Развитие речи детей дошкольного возраста растет пропорционально накоплению нового опыта и наблюдений. Малыш начинает учиться сравнивать,.

Консультация для родителей «Развитие речи детей раннего возраста» Развитие речи детей в первые годы жизни имеет очень интенсивный характер. Ранний возраст – это уникальный период в жизни человека. Задача.

Консультация для родителей «Современные игры на развитие мелкой моторики рук»Консультация для родителей «Современные игры на развитие мелкой моторики рук» Консультация для родителей: "Современные игры на развитие мелкой моторики рук". Моторика не шутка, актуальна и важна. Пальчики играются,.

Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей»Консультация для родителей «Влияние развития мелкой моторики рук на развитие речи у детей» «Движение руки всегда тесно связано с речью и способствует её развитию» В. М. Бахтер. Практически каждый родитель знает о необходимости.

Развитие речи детей 4–5 лет. Консультация для родителей Развивая речь - мы вступаем на путь познания Развивая мысль - мы приближаемся к знанию А. П. Кондарев Речевое развитие - одна из важнейших.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Музыкальная деятельность и развитие речи: игры со словом»
Опубликовано: 28 января 2021 в 20:04
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД