Лучший педагог года

Поликультурная социализация детей в процессе познания многоэтничности чувашской национальной культуры

Татьяна Федькина
Поликультурная социализация детей в процессе познания многоэтничности чувашской национальной культуры

Становление и развитие национальных систем воспитания охватывает многие века. Материнский язык, народное творчество, в частности, фольклор, мифология, этническая символика, искусство, семейно-родовые традиции, обычаи и обряды, народные игры и другие средства воспитания, используемые народами, их национальные духовно-нравственные ценности формировали у подрастающих поколений на всем протяжении истории лучшие человеческие качества.

Публикация «Поликультурная социализация детей в процессе познания многоэтничности чувашской национальной культуры» размещена в разделах

Поликультурное образование - важное направление общего образования, которое нацелено на создание условий по формированию у взрослеющего человека готовности к успешной жизни и деятельности в многокультурном окружении.

В настоящее время активно разрабатываются научно-теоретические основы поликультурного воспитания в России (Г. Д. Дмитриев, А. Н. Джуринский, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Д. Б. Сажин, Л. Л. Супрунова и др.). Развитие теоретико-методологических вопросов изучения культуры и некоторые аспекты межкультурного взаимодействия получили свое освещение в работах Г. Н. Волкова, М. С. Кагана, И. С. Кона, М. М. Бахтина, JI.M. Гумилева, В. М. Межуева, Д. С. Лихачева и других.

В народной педагогике реально действующим центром воспитания являлась всегда и является сегодня семья. В ней, а также в роду, во многих случаях функционирующих как «большая семья» сосредоточено основное богатство содержания, форм и методов национальной системы воспитания.

Укоренение ребенка в родной, близкой ему культуре служит отправной точкой для построения диалога культур и для постижения мировой общечеловеческой культуры. Культура ближайшего окружения обеспечивает личностное общение, непосредственный эмоциональный контакт и практическое действие через овладение основами художественных традиций народа.

Погружение в культуру своего края, своей местности позволяет ребенку почувствовать и понять не только особенности национальных культур, но и механизмы их взаимодействия. Национальные составляющие региональной культуры на протяжении длительного времени не просто соседствовали, но и взаимопроникали, взаимообогащали друг друга, сохраняя при этом собственную уникальность и неповторимость. Постигая региональную культуру, дошкольник усваивает этнические нормы и правила, предписывающие симпатию, дружелюбие, уважение к сверстникам и взрослым различных национальностей, интерес к их жизни, их культуре.

Многие вопросы теории и практики гуманистического и национального воспитания подрастающего поколения нашли рассмотрение в трудах М. Е. Евсевьева, Я. А. Коменского, К. Насыри, К. Д. Ушинского. Общие теоретические основы подхода к проблеме национального воспитания детей определены Н. К. Крупской. В основу методологии исследования положены идеи и единства и взаимосвязи национального, межнационального и многоэтнического (Е. И. Радина, А. П. Усова, М. И. Богомолова, Г. Н Волков, З. Т. Гасанов, Л. Н. Гумилев, А. Н. Джуринский). Вопросы индивидуально– дифференцированного подхода с позиции оптимизации процесса обучения (Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, Е. А. Климов, М. И. Скаткин); концептуальные положения классиков и современны ученых в области истории, психологии, этнологии, этнографии, педагогики, культурологи и других наук, в которых рассматривается исторический процесс развития чувашского народа, ее материальная и духовная культура, развитие многоэтничности [1, 2].

Следует отметить, что заметно возрос интерес к национальным и региональным компонентам образования и национальным традициям воспитания. Для реализации национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта традиций, с одной стороны; с другой, отсутствие системы целенаправленной работы по приобщению детей к культуре чувашского народа посредством учебных программ, пособий, знакомящим с богатством народной педагогики разных народов

Ключевым моментом оценки успешности поликультурной социализации становится понятие сохранения идеалов национальной культуры и языка, что является базисом этнической психологии и этнической педагогики, ее структурной составляющей, гуманистической направленностью через традиции воспитания современного поколения [3, с. 62].

Любовь к родной культуре, истории, традициям и обычаям должны прививаться с самого детства. В детском саду дети, а порой и взрослые, впервые узнают, как проводились праздники, как они назывались.

Огромную роль в воспитании интереса к национальной культуре и ее многоэтничности играет личный пример педагога, его взгляды, суждения. Гармоничное развитие личности представляется возможным только через выражение себя в различных видах деятельности. Особенности работы по этнокультурному компоненту заключаются в систематическом расширении представления дошкольников о культуре и традициях чувашского народа, обогащении предметно-пространственной среды в группе, связи с другими областями развития, взаимодействии с родителями воспитанников.

С целью формирования у старших дошкольников представлений о многоэтничности культуры чувашского народа нами были разработаны и определены основные направления:

– разработана технология формирования у старших дошкольников представлений о многоэтничности чувашского народа, предполагающая включение и использование средств народной педагогики (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, национальные обычаи, быт, праздники, национальные костюмы) в процессе игровой, познавательной, продуктивной, трудовой видов деятельности;

Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Основным средством такого воспитания может стать народная игра. Народные игры включаются в разные виды деятельности детей. Они оказывают существенное влияние на формирование умственных, нравственных и эстетических качеств личности [4].

Таким образом, возрождение культурного наследия нашей страны начинается с воспитания чувства гордости и любви к своей Родине, своей национальности у подрастающего поколения. Залогом гармоничного развития личности является воспитание детей, сочетающее в себе духовное богатство, моральную чистоту, физическое совершенство и крепкое здоровье. Посредством погружения в игры с элементами национальных игр, сказок, песен рассказов можно решить сразу несколько задач. С одной стороны, игры предоставляют большие возможности для умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, а с другой позволяют детям социализироваться.

Литература:

Богомолова М. И. Межнациональное воспитание детей : учеб. пособие / М. И. Богомолова, Л. М. Захарова. – М. : Флинта, Наука, 2011. 176 с.

Волков Г. Н. Этнопедагогика. – Чебоксары Чувашское книжное изд-во, 1974. 376 с.

Джуринский А. Н. Поликультурное воспитание в современном мире. – М., 2002. 71 с.

Захарова Л. М. Становление и развитие этнопедагогической направленности дошкольного воспитания в отечественной педагогике. Педагогическое образование и наука. – 2011. – № 2. – С. 60–64.

Публикации по теме:

«Мой край — ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Фотоотчет о неделе чувашской культуры«Мой край — ста тысяч песен, ста тысяч вышивок». Фотоотчет о неделе чувашской культуры Хочу вам представить фотоотчет о том, как чуваши приобщают воспитанников к культуре предков в дошкольном учреждении. 25 апреля в Чувашской.

Приобщаем детей к истокам национальной культурыПриобщаем детей к истокам национальной культуры Дошкольное детство является наиболее благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры, для интегрированного усвоения.

Фото-отчет о проведении месячника «Национальной культуры» (Старшая группа)Фото-отчет о проведении месячника «Национальной культуры» (Старшая группа) С 1 по 30 марта в нашем детском саду проходил месячник "Мордовской народной культуры"В рамках месячника был разработан план-мероприятий.

Фотоотчёт «Посещение мини-музея чувашской культуры в детском саду»Фотоотчёт «Посещение мини-музея чувашской культуры в детском саду» Фотоотчёт. Посещение мини-музея чувашской культуры в детском саду. В рамках Недели Чувашской культуры дети старшей группы «Ягодка» вместе.

Месячник мордовской национальной культуры во второй младшей группеМесячник мордовской национальной культуры во второй младшей группе Дата проведения Мероприятие Цель 1 марта Беседа: «Для чего нужен герб, флаг и гимн». Расширить и обобщить представление детей о государственных.

Неделя чувашской культуры. Фотоотчет.Неделя чувашской культуры. Фотоотчет. Неделя чувашской культуры. Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа,.

Отчет о работе по месячнику национальной культурыОтчет о работе по месячнику национальной культуры В марте месяце 2019 года Администрация г/о Саранск Департамент по социальной политике управление образования объявили о месячнике национальной.

Презентация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры» СЛАЙД 1. Приобщение детей дошкольного возраста к истокам национальной культуры СЛАЙД 2. В настоящее время в образовательном стандарте выделяется.

Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группеКонспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы[/b] «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле.

Теория познания в процессе практической деятельности «Полезная вода» с дошкольниками в ДСТеория познания в процессе практической деятельности «Полезная вода» с дошкольниками в ДС Теория познания в процессе практической деятельности «Полезная вода» с дошкольниками в д/с Человек и есть часть природы: она неотъемлемый.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Поликультурная социализация детей в процессе познания многоэтничности чувашской национальной культуры
Опубликовано: 15 августа 2022 в 12:31
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД