Папки-передвижки

Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе (4 фото)

Анжелика Смелова
Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности для старшей группы

[/b]

Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе

«Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи»

[/b]

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Публикация «Конспект НОД „Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи“ в старшей группе» размещена в разделах

Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

Образовательная область: «Познавательное развитие»

- Дать детям общее представление о нашей Чувашской республике,

- Расширять представление детей об особенностях культуры, быта чувашского народа, о национальной одежде.

- Воспитывать у детей уважение к обычаям и традициям чувашского народа.

- Развитие познавательных умений; выделять общие и существенные признаки значения чувашских узоров.

Образовательная область: «Речевое развитие»

- Развивать свободное общение с взрослым и детьми, умение поддерживать беседу,

- Совершенствовать диалогическую и связную речь.

- Обогащать речь новыми словами: пиххи, тухья, хушпу, пата. Предварительная работа: чтение легенд, сказок чувашского народа, рассматривание одежды чувашского народа, знакомство с гербом, флагом Чувашии, разучивание народных подвижных игр, рассматривание иллюстраций о Чувашии.

Материал и оборудование: мини-музей «Чувашская национальная одежда», масмак и пояски – на каждого ребенка, чувашский народный костюм разных видов, иллюстрации одежды чувашского народа, проектор, экран, кукла Салампи в чувашском костюме, конверт с письмом.

Методические приемы:

1. Игровая мотивация деятельности - Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи

2. Подарки: масмак и пояски на каждого ребенка

3. Беседа.

4. В гостях у куклы Салампи: мини-музей чувашской национальной одежды.

5. Анализ.

Ход НОД

1. Организационный момент.

В: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними. Д: Здравствуйте! Cывлх сунатпр!

2. Основная часть.

В: Ребята, сегодня рано утром я получила письмо. К нам пишет кукла Салампи, и приглашает нас к себе в гости. Но, к сожалению, здесь нет адреса. Как же нам ее найти? Кукла Салампи оставила нам подсказку и подарок. Нам нужно ответить на вопросы, и если мы справимся, мы сможем открыть коробку, где и будет разгадка. (Дети садятся на стульчики)

В: Ну что ж, начнем?

Д: Да! В: 1-ый вопрос: Как называется республика, в которой мы живем? (Индивидуальные вопросы)

Д: Чувашия, Чувашская Республика.

В: Молодцы! 2-ой вопрос: Как называется столица нашей республики?

Д: Чебоксары.

В: Правильно! А как будет Чебоксары по-чувашски? (Ответ детей)

Д: 3-ий вопрос: Какой мы с вами национальности?

Д: Чуваши.

В: Молодцы, ребята! А ещё с нами живут люди других национальностей. Кто знает, какой народ живет рядом? (Ответы детей: марийцы, татары, русские, мордва)

В: Вот мы и справились с вопросами куклы Салампи. Теперь мы можем открыть коробку. Посмотрите, здесь необычные вещи. Ребята, это элементы чувашского костюма: масмак – для девочек, пояски – для мальчиков. Наверно, это подарок от куклы Салампи. Давайте их оденем. Какие вы красивые. А теперь, закроем глазки и покружимся. (Перемещаются к мини-музею). А вот мы и нашли, где живет Салампи. (Встречает кукла Салампи)

Фото «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи»

- Cывлх сунатп, ачасем! - Здравствуйте ребята (дети здороваются). Я очень рада вас видеть! Меня зовут Салампи, и я пригласила вас музей чувашской национальной одежды. (Кукла кружится, дети рассматривают ее костюм, садятся на стулья). В: Ребята, какая кукла нарядная, и одежда у нее необычная. Как вы думаете, как называется ее наряд? (чувашский национальный костюм). Я хочу вам показать и рассказать про этот красивый чувашский наряд. Посмотрите, что надето на кукле? (фартук, платье, шапочка). Шапочка называется по-чувашски - тухья, а белое платье – шур кпе. Посмотрите, какой у нее поясочек. Называется он пиххи. Фартук, по-чувашски саппун. Ребята, это – тухья – праздничный головной убор девушки. Хушпу – головной убор женщин. Вышитая Налобная повязка – называется масмак. А вот это – кпе, женское платье. На голову женщины надевали сурпан, перевязывали талию поясом – пиххи. Поверх завязывают фартук- саппун. (Дети повторяют, на грудь и шею вешали украшения из монет, потом уже одевали хушпу. Весь этот наряд очень тяжелый. Обувью в старину служили лапти, которые носили с шерстяными носками или онучами и мужчины, и женщины, и дети. По-чувашски лапти – пата.

Все что вы видите это сделано своими руками. В прошлом наши бабушки выращивали лен, пряли нити, окрашивали их в разные цвета, ткали полотно и украшали вышивкой. Вышивка - это достояние и гордость чувашского народа. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от злых сил. Узоры на рукавах оберегают руки, сохраняют силу и ловкость. Узоры и выреза на вороте оберегают легкие и сердце. Узоры на подоле не дают злой силе подобраться снизу.

Конспект НОД  в старшей группе - фото

В: Ребята, я предлагаю вам поиграть. Подвижная игра «Угадай имя» («Ятне пл»). Только сначала выберем водящего. Посчитаем все вместе: Прре, икк, ви, тватт, Пиллк, ултт, ичч, саккр, Тххр, вунн – эс тух! (Игра проводится 1-2 раза).

Фото №1 Конспекты занятий

В: Как хорошо мы поиграли! Подойдите, пожалуйста, все сюда. Посмотрите на экран. (Дети подходят к проектору).

В: Красивый узор на одежде называется орнамент. В орнаменте каждый элемент имеет определенной смысл. Давайте, рассмотрим с вами узоры. Рассматривать будем необычно, отгадывая загадки. Если вы правильно отгадаете загадку, то образ - символ появится на экране:

1-й слайд.

Золотое блюдечко

По небу катается,

Людям улыбается

Что это? (солнышко)

В: Чуваши считают, что пока солнце восходит, мир живет, а вместе с ним живет все, что есть на земле: цветущие луга, пшеничные поля, и человек. Чуваши любили солнце и изображали его по-разному. Показ вариантов узоров солнца. Что общего в узорах солнц? (солнце вышито как бы в сияющем состоянии, с лучами). Чем отличаются узоры? (лучи у каждого узора разной формы: в виде треугольников, ромбов, полосок). Теперь, ребята, послушайте внимательно следующую загадку.

2-й слайд.

Летом бежит, зимой спит,

Весна настала – опять побежала. (Вода)

Молодцы! Воду изображали зигзагообразным узором. Вода – это течение времени.

3-й слайд.

Его весной и летом

Мы видели одетым,

А осенью с бедняжки

Сорвали все рубашки

Но зимние метели

В меха его одели. (дерево)

В: Такими узорами чуваши вышивали все растения: и березу, и дуб, и ель и др. Обратите внимание, ребята, на расположение ветвей дерева: «смотрят вверх, тянутся к теплу, к солнцу. Дерево- это наследие жизни и торжество мудрости. Ребята, послушайте пожалуйста, последнюю загадку.

4-й слайд.

Он может стать шахтером,

Ученым и актером,

Учителем он может стать —

Детишек в школе обучать. (Человек)

В: Людей изображали в виде таких узоров. И чаще делали такие узоры парными. Человек - это разум, сила, здоровье.

В: Ребята, сколько интересного и нового мы узнали в гостях у куклы Салампи. В каком замечательном музее мы сегодня побывали! Но нам пора возвращаться в Детский сад, попрощаемся с куклой на чувашском языке: -Сыв пул, Салампи! – До свидания! Кукла Салампи: Сыв пулр!

В: Закроем глаза, покружимся вокруг себя…и вернемся в детский сад.

3. Итог.

В: Ребята, где мы с вами были сегодня? (ответы детей) Правильно, были в гостях у куклы Салампи в музее чувашской национальной одежды. О чем мы сегодня узнали? Что вам больше всего понравилось (ответы детей). Вечером, родителям расскажите, где мы с вами побывали. Скажем гостям, до свидания!

Публикации по теме:

Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества»Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества» Конспект НОД по приобщению к художественной литературе в старшей группе - Чтение чувашской легенды «ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА» Программное.

Конспект НОД «Безопасное путешествие» в старшей группеКонспект НОД «Безопасное путешествие» в старшей группе Конспект НОД по ОБЖ в старшей группе Тема «Безопасное путешествие» Подготовила и провела Морозова Н. С. Интеграция образовательных областей:.

Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Постираем кукле платье»Конспект сюжетно-ролевой игры в первой младшей группе «Постираем кукле платье» Конспект ОД сюжетно – ролевой игры в первой младшей группе «Постираем кукле платье» Цель: совершенствовать умения выполнять некоторые трудовые.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Путешествие в прошлое одежды родного края» Цель: обогатить полученные знания о русском народном костюме. Задачи: Образовательные: Закрепить умение правильно называть элементы женского.

Конспект по ПДД в старшей группе «Путешествие в Светофорию» Цель:продолжать изучать правила дорожного движения. Задачи: - закреплять знание правил дорожного движения; -закреплять представления детей.

Конспект сюжетно-ролевой игры «Сделаем кукле Кате красивую причёску» с детьми ОИН в младшей группе Цель. Обогащать содержание игр с куклой. Учить детей объединяться для совместных игр. Материал и оборудование: куклы, расчёски, ножницы.

Конспект занятия по математике «Помощь кукле Маше» во второй младшей группе Занятие по математике во 2 младшей группе. «Помощь кукле Маше». Цель: Закреплять умение выбирать объект по признакам (форма, цвет); Формировать.

Конспект занятия во второй младшей группе детского сада «Поможем кукле Даше убрать комнату» Цель: Формировать у детей понятие «Бытовые приборы», различать бытовые приборы по их назначению: стиральная машина стирает, пылесос убирает.

Месячник по национальной культуре для детей старшей группы 1 неделя 1. «Хорошо у нас в саду»- Беседа, экскурсия, рассматривание фотографий; 2. Рассматривание кукол в мордовской, татарской и русской.

Конспект НОД в старшей группе «Путешествие Росинки» ПУТЕШЕСТВИЕ РОСИНКИ Цель: продолжать развивать способность видеть красоту природы и воспитывать любовь к ней, воспитывать культуру поведения,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД «Путешествие в музей чувашской национальной одежды к кукле Салампи» в старшей группе
Опубликовано: 22 июня 2020 в 18:57
+229Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД