Татьяна Ярлыкина
Конспект НОД по приобщению к художественной литературе. Чтение чувашской легенды «Легенда о начале хлебопашества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по приобщению к художественной литературе в старшей группе - Чтение чувашской легенды «ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА»
Публикация «Конспект НОД по приобщению к художественной литературе, Чтение чувашской легенды „Легенда о начале хлебопашества“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2017
Программное содержание: Обогащение лексики яркими, красочными признаками (эпитетами). Развитие диалогической речи. Побуждать рассказывать о содержании литературных произведений, понимать авторский замысел. Познакомить с новым художественным произведением. Продолжать развивать интерес детей к национальной детской художественной литературе.
Материал: Наглядное пособие «Откуда что берется (хлеб?»; Дидактическая игра «Откуда хлеб на столе?»; Набор открыток «Запах хлеба».
Ход НОД:
- Загадывание загадки о хлебе :
Вот он –
Тёплый, золотистый.
В каждый дом,
На каждый стол –
Он пожаловал – пришёл. В нем –
Здоровье, наша сила,
В нем –
Чудесное тепло.
Сколько рук
Его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)
- Беседа о хлебе с детьми «Откуда что берется (хлеб?».
Хлеб всегда считался главным блюдом на столе. Считалось, что если в доме есть хлеб - значит, голод не страшен.
Повторение с детьми процесса изготовления хлеба (с помощью карточек) : хлеб делают из муки, а мука производится из зерна. Из разных зерновых культур делают разную муку, а из нее получается разный хлеб : из пшеницы - пшеничная мука и пшеничный хлеб, из ржи - ржаная мука и ржаной хлеб, из гречихи - гречишный хлеб, из кукурузы - кукурузные лепешки. Из муки делают также различные кондитерские изделия: печенье, торты, вафли, пирожки, пряники, пирожные, кукурузные хлопья.
- Дидактическая игра «Откуда хлеб на столе?»
- Предложение воспитателя послушать чувашскую легенду о начале хлебопашества у чувашей.
- Чтение «ЛЕГЕНДА О НАЧАЛЕ ХЛЕБОПАШЕСТВА»
Давным-давно, когда ещё леса покрывали все берега Свинги и Суры и весь тот край, где они текут, подобно тучам, закрывающим небо во время грозы; когда еще люди кормились, убивая по лесам диких зверей, добывая из дуплистых деревьев мед диких пчел; когда бог богов могучий и великий Тора помогал людям добывать пищу,— тогда жили на земле два брата.
Старший назывался Якишем, а младший — Велюком.
Якиш был злой, жестокий, коварный.
Велюк был очень добрый, как малое дитя.
Якиш убивал зверей и кормился мясом. Велюк собирал мед и кормился им.
Однажды Якиш пошел на охоту, но не убил ни одного зверя. Голодный и поэтому еще более злой, он пришел к брату. Тот в это время ел мед, собранный им в дуплах, где жили пчелы.
Старший брат попросил меду, и младший по доброте своей охотно поделился с ним. Якишу захотелось узнать, где находятся те пчелы, которые собрали такую сладкую пищу.
— Скажи мне, где гнезда пчел? — спросил Якиш.
Простодушный Велюк повел брата в лес и указал все дупла, которые знал.
Через несколько дней Якиш вздумал украсть меду из одного дупла и уже отломил кусок сотов и стал есть. Но он не отнес первый кусок сотов к священному дереву Киремети в жертву богам, и Тора рассердился и прика зал пчелам умертвить Якиша. Пчелы собрались из всех дупел, и каждая ужалила вора.
Якиш умер, и пчелы также умерли, потому что оставили в нем свои жала.
Когда Велюк увидел мертвого брата и мертвых пчел, то стал плакать: ему было жаль брата и своих кормилиц.
В слезах он уснул и вдруг слышит во сне голос Торы. Тора велит ему взять теленка и облить водой; что будет с водой, то надо сделать и с мертвыми пчелами.
Проснулся Велюк, поймал теленка и облил его. Теленок отряхнулся, и вода светлыми каплями попадала на землю и ушла в нее.
Тогда Велюк, следуя повелению Торы, разбросал мертвых пчел и закопал их в землю.
Это были первая пашня и первый посев.
Скоро из земли появилась травка, на которой потом выросли колосья. Одни были покрыты точь-в-точь такими жалами, какими пчелы убили Якиша; на других зерна висели так, как зисят на дереве рои пчел. К тому времени, когда Велюк обычно собирал мед, колосья поспели. Велюк выбил из них зерна, растер между двумя камня--ни, смешал с водой и стал есть вместо меда.
Так появился сюгур — хлеб.
А Якиш был унесен злым духом в преисподнюю. Там злой дух сделал из его злого сердца червей, убивающих теперь молодых пчел, а из тела сделал мышей, поедающих воровски тот хлеб, который добывается человеком.
- Беседа по содержанию. Обсуждают главную мысль произведения, характеры основных героев: Как назывались реки, на берегах которых происходили действия? (Свияга, Сура) Чем кормились люди до начала хлебопашества? (Дичью, медом) Как звали братьев? (Якиш, Велюк) Каким был Якиш? (Злым) Каким был Велюк? (Добрым) Чем занимался Якиш? (Охотой) Чем занимался Велюк? (Пчеловодством) Из-за чего умер Якиш? Что велел сделать Велюку бог Тор? Как появился первый хлеб?
- Рассматривание открыток «Запах хлеба» о процессе производства хлеба у чувашей в старину.
- Подведение итогов с детьми.