Лучший педагог года

Полоролевая социализация дошкольников

Наталья Типакова
Полоролевая социализация дошкольников

Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет занимался отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.

Целью гендерного подхода в образовании является создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, темпам и способам организации учебного процесса.

Публикация «Полоролевая социализация дошкольников» размещена в разделах

В рамках гендерного подхода основной задачей дошкольного образования становится конкретизация путей и способов достижения гендерного равенства детей, исполнения ими гендерных ролей, тех моделей социального поведения, которые им предстоит выполнить в будущем.

Возникает противоречие между необходимостью использования дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков и современной системы воспитания. Основные аспекты этой проблемы определены И. Е Алешиной и А. С. Волович:

- феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей занимаются женщины);

- феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность). Поведение мальчиков менее удобно для взрослых, так как они активные, агрессивные, динамичные. В дошкольных учреждениях нет необходимых условий: ограниченное пространство, большая наполняемость групп, отсутствие традиционных «мальчиковых» силовых игр.

- при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы и выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию.

В нашей стране проблемы педагогического сопровождения процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста и внедрения гендерного подхода в педагогическую практику ДОУ стали обсуждаться сравнительно недавно, и в этом плане уже накоплен некоторый опыт. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода. Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» примерной основной общеобразовательной программы детского сада ориентированно на поддержку и развитие игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

Правильная организация предметно – развивающей среды - одно из условий полоролевого воспитания ребенка, стимулирующая ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Игровая предметно-пространственная среда позволяет создавать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Она обеспечивает психологический комфорт, укрепляет здоровье, развивает и воспитывает, создает устойчиво позитивное настроение и доставляет удовольствие. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.

Проектирование предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:

- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;

- организации уголков уединения;

- предоставления права и свободы выбора;

- создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;

- полифункциональности использования помещений и оборудования;

- возрастной и полоролевой адресованности оборудования и материалов

- одинаковое количество игр, пособий в зонах для мальчиков и девочек;

- свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр;

- важно предусмотреть расширение горизонтального и вертикального игровых пространств группы, что особенно важно для полноценного развития мальчиков.

Элементами предметно - развивающей среды выступают:

- Мини-среда, предоставляющая то, что необходимо для формирования мужских и женских умений, для преодоления разобщенности между детьми и организации совместных игр и других видов деятельности, где дети с помощью воспитателя и самостоятельно упражняются в выполнена правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборам и салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол, вести беседу и т. д.).

Уголок для мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машины конструкторы, строительный материал) фуражки, пилотки, строительные каски, что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, милиционер, строитель и т. д.);

мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т. д.);

Уголок для девочек - модель уютного уголка, куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т. д., т. е. те предметы, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла-мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер).

Игрушечная гостиная - диван, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, цветы на столе и на стенах и т. д., где;

Игрушечный кухонный блок: шкаф с полочкам и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовления пищи; тазики для стирки белья;

- маркеры гендерных различий: метки на шкафчиках, подбор полотенец и покрывал на кровати для мальчиков и девочек и др. ;

- книжный уголок, учитывающий интересы мальчиков и девочек; раскраски для мальчиков и девочек;

- уголок изодеятельности, в котором имеются трафареты для мальчиков и девочек;

- дидактические, настольные, настольно-печатные игры, шнуровки и др. ;

- тематические выставки детских рисунков: «Рисуют мальчики», «Рисуют девочки», авторские выставки и выставки поделок ручного труда (из дерева, бумаги, ткани).

- Схемы-действия культурных эталонов поведения, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу

- Карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» для обозначения ценностей, определяющих и направляющих поведение мальчиков и девочек.

Схемы-действия Карточки-символы

Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков этих качеств личности позволят им быть успешными в современном обществе.

Представления о психологических, биологических и социальных особенностях своего пола, и вытекающих отсюда стратегиях поведения, образцов построения отношений с людьми своего и противоположного пола должны быть включены в обязательный перечень знаний, умений, социальных навыков, подлежащих усвоению в дошкольном возрасте.

Таким образом, проблема полоролевой социализации дошкольников актуальна в наше время и одно из условий её решения является правильная организация предметно – развивающей среды группы.

Рекомендованная и используемая литература:

1. Играют девочки (гендерный подход в образовании) Лыкова И. А., Касаткана Е. И., Цветной мир, Москва, 2013.

2. Играют мальчики (гендерный подход в образовании) Лыкова И. А., Касаткана Е. И., Цветной мир, Москва, 2013.

3. Мальчики и девочки – два разных мира. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Линка- Пресс, Москва 2007.

4. Формирование гендерной идентичности. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Творческий центр, Москва, 2012.

5. Гендерный подход к воспитанию дошкольников с ОВЗ. М. М. Аннаева, И. В. Александрова. //Дошкольная педагогика, № 7, 2013г., с. 28-38.

6. Учет гендерной спецификации в образовании детей дошкольного возраста. Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание, №7, 2011г., с. 35-38.

7. Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода. Л. Бунина. // Дошкольное воспитание, №6, 2011г., с. 57-62.

8. Л. Семенова «Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации». //Дошкольное воспитание, №1, 2013 г., с. 45-48.

9. Татаринцева Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент. //Дошкольное воспитание, №6, 2009, с. 22.

10. Нагель О. П., Румянцева О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика, №2, 2009, с. 11-16.

Публикации по теме:

Дворовая социализацияДворовая социализация Блуждая по просторам интернета, я наткнулась на такое высказывание «В XXI веке дети незаметно исчезли из дворов больших городов» Находясь.

Дыхательная гимнастика для дошкольниковДыхательная гимнастика для дошкольников Дыхательная гимнастика стала неотъемлемой частью физкультурно - оздоровительной работы в детском саду. Она, как правило, проводится в форме.

Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ Инклюзивное образование и создание образовательной среды как социализация в современном мире детей с ОВЗ В настоящее время перед обществом.

Картотека физминуток для дошкольников Картотека физминуток для дошкольников Едем, едем Чики - чики, чикалочки, Едет гусь на палочке. Уточка на дудочке, Петушок на будочке,.

Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ».Межмуниципальное открытое родительское собрание «Социализация семьи — ключ успешности детей с ОВЗ». 21 февраля в Доме Детского Творчества было проведено мероприятие с участием образовательных и общественных организаций города, а также семей,.

Мирилки для дошкольников. КартотекаМирилки для дошкольников. Картотека К Международному дню дружбы. Мирилки – это короткие рифмованные строчки, которые помогают детям помириться. Невозможно обойтись без ссор.

Музейные маршруты для дошкольниковМузейные маршруты для дошкольников Русский историк В. О. Ключевский писал: «Чтобы знать, куда и как идти, надо знать, откуда и как мы пришли …» Эти слова могут помочь в мотивации.

Психологические игры для дошкольников «Кактусы растут в пустыне» Предназначена игра для детей дошкольного возраста. Все встают в круг, берутся за руки, ходят и говорят: «Кактусы.

Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игруСоциализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Социализация дошкольников через сюжетно-ролевую игру Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных.

Социализация личности дошкольников в продуктивной (конструктивной) деятельности Творческие способности ребёнка определяются как способности к созданию оригинального продукта, в процессе работы над которым усвоенные знания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Полоролевая социализация дошкольников
Опубликовано: 11 апреля 2020 в 15:17
+86Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 23.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД