Наталья Типакова
Полоролевая социализация дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Когда-то полоролевое воспитание детей в России осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью, воспитанием мальчиков с 3 лет занимался отец. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин.
Целью гендерного подхода в образовании является создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей мальчиков и девочек, что требует не просто изменения, но разработки новых способов научения, отличных по качеству, темпам и способам организации учебного процесса.
Публикация «Полоролевая социализация дошкольников» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция апрель 2020
В рамках гендерного подхода основной задачей дошкольного образования становится конкретизация путей и способов достижения гендерного равенства детей, исполнения ими гендерных ролей, тех моделей социального поведения, которые им предстоит выполнить в будущем.
Возникает противоречие между необходимостью использования дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков и современной системы воспитания. Основные аспекты этой проблемы определены И. Е Алешиной и А. С. Волович:
- феминизация воспитания (дома и в детском саду воспитанием детей занимаются женщины);
- феминные базовые ориентации ребенка (зависимость, подчиненное положение, пассивность). Поведение мальчиков менее удобно для взрослых, так как они активные, агрессивные, динамичные. В дошкольных учреждениях нет необходимых условий: ограниченное пространство, большая наполняемость групп, отсутствие традиционных «мальчиковых» силовых игр.
- при общении с мальчиками многие воспитатели руководствуются лишь представлениями о том, что если это мальчик, то, следовательно, он является воплощением воли, силы и выносливости. В результате этого совсем не мужественные, а в силу индивидуальных особенностей скорее боязливые, слабые физически и очень ранимые мальчики систематически подвергаются со стороны воспитателей травмирующему их воздействию.
В нашей стране проблемы педагогического сопровождения процесса гендерной социализации детей дошкольного возраста и внедрения гендерного подхода в педагогическую практику ДОУ стали обсуждаться сравнительно недавно, и в этом плане уже накоплен некоторый опыт. Федеральные государственные образовательные стандарты к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования впервые за всю историю дошкольного образования в нашей стране предусматривают решение проблем развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерного подхода. Содержание образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» примерной основной общеобразовательной программы детского сада ориентированно на поддержку и развитие игровой деятельности детей с учетом возрастных, гендерных и индивидуальных особенностей.
Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.
Правильная организация предметно – развивающей среды - одно из условий полоролевого воспитания ребенка, стимулирующая ребенка на отражение в жизнедеятельности своего (мужского, женского) образа. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных ее элементов с учетом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка. Игровая предметно-пространственная среда позволяет создавать в миниатюре общественную жизнь взрослых, помогает детям глубже проникнуть в социальную сущность их деятельности и отношений. Она обеспечивает психологический комфорт, укрепляет здоровье, развивает и воспитывает, создает устойчиво позитивное настроение и доставляет удовольствие. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов её с учётом гендерных и индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребёнка.
Проектирование предметно-пространственной среды, создающей основу для реализации индивидуального подхода к ребенку, предполагает соблюдение следующих принципов:
- обеспечение баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
- организации уголков уединения;
- предоставления права и свободы выбора;
- создания условий для моделирования, поиска и экспериментирования;
- полифункциональности использования помещений и оборудования;
- возрастной и полоролевой адресованности оборудования и материалов
- одинаковое количество игр, пособий в зонах для мальчиков и девочек;
- свободный выбор зон детьми, возможность организации совместных игр;
- важно предусмотреть расширение горизонтального и вертикального игровых пространств группы, что особенно важно для полноценного развития мальчиков.
Элементами предметно - развивающей среды выступают:
- Мини-среда, предоставляющая то, что необходимо для формирования мужских и женских умений, для преодоления разобщенности между детьми и организации совместных игр и других видов деятельности, где дети с помощью воспитателя и самостоятельно упражняются в выполнена правил хорошего тона (как сидеть за столом, пользоваться столовыми приборам и салфеткой, передавать хлеб, усаживать девочку за стол, вести беседу и т. д.).
Уголок для мальчиков, наполненный предметами «мужского мира» (машины конструкторы, строительный материал) фуражки, пилотки, строительные каски, что позволяет проигрывать специфичные для пола роли (военный, моряк, милиционер, строитель и т. д.);
мастерская по ремонту игрушек с материалом для ремонта, запасными деталями, шкафчик с игрушечными образцами инструментов и т. д.);
Уголок для девочек - модель уютного уголка, куклы-мальчики, куклы-девочки со всеми необходимыми атрибутами, аксессуарами, игрушечная мебель, шкатулки с бусами, пуговицами и т. д., т. е. те предметы, которые способствуют выполнению различных социальных ролей (кукла-мама, кукла-хозяйка, кукла-мастер).
Игрушечная гостиная - диван, сервант со столовым и чайным сервизами, стол, цветы на столе и на стенах и т. д., где;
Игрушечный кухонный блок: шкаф с полочкам и ящиками, посуда, газовая плита, стол для разделки продуктов и приготовления пищи; тазики для стирки белья;
- маркеры гендерных различий: метки на шкафчиках, подбор полотенец и покрывал на кровати для мальчиков и девочек и др. ;
- книжный уголок, учитывающий интересы мальчиков и девочек; раскраски для мальчиков и девочек;
- уголок изодеятельности, в котором имеются трафареты для мальчиков и девочек;
- дидактические, настольные, настольно-печатные игры, шнуровки и др. ;
- тематические выставки детских рисунков: «Рисуют мальчики», «Рисуют девочки», авторские выставки и выставки поделок ручного труда (из дерева, бумаги, ткани).
- Схемы-действия культурных эталонов поведения, способствующие усвоению правил мужского и женского поведения. Наиболее интенсивны они на месте встречи мальчиков и девочек, где дети имеют возможность проявить самостоятельность, свободу
- Карточки-символы, схематически изображающие понятия «доброта», «красота», «честность», «смелость», «сила» для обозначения ценностей, определяющих и направляющих поведение мальчиков и девочек.
Схемы-действия Карточки-символы
Очевидно, что воспитание детей с учётом их гендерных особенностей во многом будет определяться индивидуальными особенностями каждого ребенка, зависеть от тех образцов поведения женщин и мужчин, с которыми ребенок постоянно сталкивается в семье. Но это вовсе не означает, что воспитательное воздействие, оказываемое на девочку или мальчика в этом возрасте, не повлияет на развитие личности. Проявление у девочек и мальчиков этих качеств личности позволят им быть успешными в современном обществе.
Представления о психологических, биологических и социальных особенностях своего пола, и вытекающих отсюда стратегиях поведения, образцов построения отношений с людьми своего и противоположного пола должны быть включены в обязательный перечень знаний, умений, социальных навыков, подлежащих усвоению в дошкольном возрасте.
Таким образом, проблема полоролевой социализации дошкольников актуальна в наше время и одно из условий её решения является правильная организация предметно – развивающей среды группы.
Рекомендованная и используемая литература:
1. Играют девочки (гендерный подход в образовании) Лыкова И. А., Касаткана Е. И., Цветной мир, Москва, 2013.
2. Играют мальчики (гендерный подход в образовании) Лыкова И. А., Касаткана Е. И., Цветной мир, Москва, 2013.
3. Мальчики и девочки – два разных мира. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Линка- Пресс, Москва 2007.
4. Формирование гендерной идентичности. Виноградова Н. А., Микляева Н. В., Творческий центр, Москва, 2012.
5. Гендерный подход к воспитанию дошкольников с ОВЗ. М. М. Аннаева, И. В. Александрова. //Дошкольная педагогика, № 7, 2013г., с. 28-38.
6. Учет гендерной спецификации в образовании детей дошкольного возраста. Л. Трубайчук // Дошкольное воспитание, №7, 2011г., с. 35-38.
7. Воспитательно-образовательная работа в ДОУ с учетом гендерного подхода. Л. Бунина. // Дошкольное воспитание, №6, 2011г., с. 57-62.
8. Л. Семенова «Психологическая готовность к школе в контексте гендерной социализации». //Дошкольное воспитание, №1, 2013 г., с. 45-48.
9. Татаринцева Н. О полоролевом воспитании мальчиков и девочек: технологический компонент. //Дошкольное воспитание, №6, 2009, с. 22.
10. Нагель О. П., Румянцева О. В. Психолого-педагогические условия формирования основ мужественности у мальчиков дошкольного возраста. //Дошкольная педагогика, №2, 2009, с. 11-16.