Надежда Гурьянова
Польза слушания в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Любовь к музыке, потребность в ней формируются у ребенка прежде всего в процессе ее слушания, благодаря которому у детей развивается музыкальное восприятие, закладываются основы музыкальной культуры. В. Сухомлинский подчеркивал: «Если в раннем детстве донести до сердца красоту музыкального произведения, если в звуках ребенок почувствует многогранные оттенки человеческих чувств, он поднимется на такую ступеньку культуры, которая не может быть достигнута никакими другими средствами». В нашей жизни музыка звучит повсюду — на радио, телевидении, в грамзаписи, театрах и кинотеатрах. Но такие встречи детей с музыкой носят случайный характер, а для развития музыкальной восприимчивости необходимо последовательное руководство процессом слушания. Для формирования эстетического восприятия музыки важно не только переживать, понимать ее содержание, но и различать отдельные средства музыкальной выразительности. Д. Б. Кабалевский обращал внимание педагогов на то, что музыка только тогда будет выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети по настоящему научатся вслушиваться в нее и размышлять о ней.
Публикация «Польза слушания в детском саду» размещена в разделах
В начале XX в. многие крупные музыканты (Б. А. Асафьев, Б. Л. Яворский, Ц. Кюи, С. М. Майкапар и другие) уделяли этому вопросу большое внимание. В. Н. Шацкая - известный педагог-музыкант - начала работу по развитию навыков слушания музыки еще в дореволюционное время и продолжила ее в организованной в 1919 г. первой опытной станции Наркомпроса - научно-методическом центре дошкольного воспитания. Вопросами отбора музыкального материала для слушания и методикой обучения в начале века также занимались: Н. А. Метлов, Т. С. Бабаджан, Е. А. Димогло, В. Н. Заколпская, Е. М. Дубянская, Т. А. Вилькорейская, Л. Н. Михайлова. В своих работах они убедительно показали, что для понимания детьми музыкального образа немалое значение имеет сочетание собственно музыкального ряда с поэтическим словом песни, программой инструментальной пьесы, с действием в игре или танце