марина дубасова
Помощь воспитателям. Отчет по теме самообразования
▼ Скачать + Заказать документы
Отчёт по теме самообразования
"Влияние устного народного творчества разных жанров на развитие речи детей 3-4 лет" за 2016 – 2017 учебный год.
Дорогие коллеги, предлагаю Вашему вниманию отчет по самообразованию по теме : "Влияние устного народного творчества разных жанров на развитие речи детей 3-4 лет". Эта тема была выбрана мною не случайно, т. к. возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Работа по данной теме начата с сентября 2016 года и рассчитана на два года.
Публикация «Помощь воспитателям, Отчет по теме самообразования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Цель: : повышение своего теоретического уровня, компетентности по данной теме и привлечение родителей к участию в совместной детско – родительской деятельности.
Для того чтобы достичь мастерства в педагогической деятельности, нужно много учиться, познавать детскую психику, возрастные особенности развития детей. На протяжении этого года образовательная область «Развитие речи» постоянно являлся предметом моего внимательного и детального изучения. Изучив опыт работы с детьми младшего возраста, можно утверждать, что количество детей, поступающих в дошкольное учреждение с низким уровнем речевого развития, не соответствующим возрастным показателям ежегодно увеличивается. Истоки многих проблем, с которыми сталкиваются родители и педагоги вызвана рядом причин:
• пассивное отношение родителей к проблемам речевого развития именно в младшем возрасте, многие из родителей не замечают отставания своего ребенка в речевом развитии, связывая это с индивидуальными особенностям малыша.
• большая часть родителей недостаточно осведомлена с возрастными показателями речевого развития детей четвертого года жизни.
• очень часто родители используют для речевого развития сложный и непонятный детям игровой и дидактический материал.
Сложившаяся ситуация побудила меня к поиску оптимальных средств речевого развития именно в младшем возрасте. Для этого я решили использовать произведения русского фольклора, как наиболее простой и доступный для восприятия детьми материал. Отмечу преимущества произведений русского фольклора: он легко запоминается детьми, данные произведения легко обыграть, сочетать с любыми видами движений. Произведения малого русского фольклора можно использовать как в режимных моментах, на прогулке, так и в непосредственно образовательной деятельности.
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу:
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Исходя из выше изученной литературы, я выбрала путь, который показался мне самым верным – это:
1. Объединить усилия воспитателей и родителей в вопросах речевого развития посредством активного использование произведений русского народного фольклора.
2. Не допускать раннего приучения ребенка к телевизору, видео, компьютерным играм, не заменять ими непосредственного общения ребенка с родителем.
3. Привлечь родителей к участию в совместных детско-родительских мероприятиях.
В соответствии с современными требованиями к дошкольному образованию и воспитанию, я сформулировала цель своей работы – это создание оптимальных условий для развития речи детей раннего возраста средствами разных форм устного народного творчества.
Для реализации данной цели я поставила следующие задачи:
-- создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству;
-- Планирование работы с детьми и родителями на год;
-- Календарное планирование воспитательно - образовательной работы с детьми раннего возраста с учетом поставленной цели;
-- Диагностика степени развития речи;
-- Анкетирование родителей;
-- Повышение личной компетентности в данном вопросе.
Работая по теме, я разработала планирование с учётом возможностей детского сада и с учётом особенностей детей младшего дошкольного возраста. В период младшего дошкольного возраста фольклор приобретает особую значимость, помогает найти контакт с детьми. Свою работу я строила на принципах
тщательного отбора художественных текстов для детей и интеграции фольклорных произведений в различные виды детской деятельности.
Для создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству, я оборудовала в группе «Книжный уголок». В книжном уголке разместила самые разные книжки: книжки – игрушки, книжки – раскладушки, книжки – картинки, книжки – малышки. Дети с радостью и желанием шли к «Книжному уголку», рассматривали книги, вспоминали слова и фразы из произведений устного народного творчества.
Специфика младшего возраста требует особой подготовки к проведению непосредственной образовательной деятельности, поэтому потешки, песенки я всегда сопровождаю рассматриванием картинок, игрушек, иллюстраций, широко использую прием присутствия игрового персонажа, проигрываю перед детьми разнообразные действия: животные разговаривают, поют, пляшут, играют и т. д.
чтобы дети могли наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного литературного героя
В младшем возрасте очень важно активизировать словарь, ускорить процесс обогащения словарного запаса детей. Опыт работы свидетельствует о том, что произведения устного народного творчества содействуют увеличению запаса слов ребенка, так как привлекают его внимание к предметам, животным, людям. Отметив, что наибольший интерес у ребят вызывают произведения, в которых имеются звукоподражания голосам животных, описываются их повадки, к ним очень легко подобрать движения, стала активно применять это в работе. Речь дети сопровождают движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение.
Особенно увлекательны для детей потешки, песенки, пальчиковые игры, в которые можно было без труда вставить имя ребенка, не изменяя его содержания. («Кто у нас хороший?», «Наша деточка в дому» и другие). Заучивание стихотворных текстов с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок легче и быстрее запоминает, у него развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность. Впоследствии дети сами выполняют движения под речевое сопровождение:
Киска, киска, киска брысь'
На дорожку не садись.
Наша девочка пойдет,
Через киску упадет.
Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку малышей, учу их на материале детского фольклора разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, какой неуклюжий медведь, какая хитрая лисичка, как топает бычок, скачет лошадка, осторожно ходит котик и т. д. Если текст позволяет, делим детей на две подгруппы, когда одни дети выполняют движения, а другие смотрят, а потом наоборот. Например, одни дети показывают, как скачут лошадки, а другие изображют цокот. Еще учу детей, проговаривая потешку, ритмично и в такт стучать кулачками:
Как у наших у ребят
Застучали ложки в лад.
Тук, тук, тук, тук-ай-мо-ни
Всем нам нравятся они.
Произведения народного фольклора могут оказать значительную помощь воспитателям младшего возраста и в развитии артикуляционного и голосового аппарата. Для артикуляционной и пальчиковой гимнастики я отобрала народные игры: «Сорока-ворона», «Этот пальчик — дедушка», «Этот пальчик в лес ходил» и др. Эти произведения способствует развитию моторики рук, вырабатывает умение проговаривать текст совместно с выполняемыми действиями. Активно применяю еще один вид фольклора –заклички. Именно заклички стимулируют ребенка к использовать голосовой аппарат с разной силой: «Скажи, громко, чтобы солнце тебя услышало!».
Солнышко, появись!
Красное, нарядись!
Чтобы год от года
Была у нас погода!
Заучивание и обыгрывание фольклорного текста помогает нашим детям освоить вопросительную интонацию. Например: Кисонька – Мурысонка, где была? Эти упражнения с тексом развивают интонацию, выразительность детской речи. Произведения русского фольклора систематически использую и в продуктивных видах детской деятельности: занятии лепка - лепим оладушки, обыгрываем потешкой «Ладушки-ладушки испечем оладушки», на рисовании «Дорожка» - обыгрываем потешкой «По дорожке Ваня шел» и т. д. Таким образом, использование на занятиях малых форм фольклора, делает занятия эмоциональными, интересными, что способствует лучшему усвоению материала. Однако навыки общения формируются у малышей более всего в процессе совместной с педагогом деятельности, выполнении режимных процессов, овладении навыками самообслуживания и т. д. и вновь оптимальным средством является произведения русского фольклора. Педагоги, работающие с детьми младшего возраста, хорошо знают, что проведение некоторых режимных моментов вызывает отрицательные эмоции у детей, избежать этого мне тоже помогают малые фольклорные произведения. Я составила картотеку произведений русского фольклора к режимным моментам: умывание, прием пищи, одевание, дневной сон. Многие из этих произведений хорошо знакомы педагогам дошкольных учреждений. Например, малыши не умеют и не любят одеваться сами, часто отвлекаются. Для того чтобы они овладели необходимыми навыками одевания, читаю потешку «Вот они - сапожки». Процесс умывания детей сопровождаю потешкой «Чистая водичка моет Саше личико». Фольклорные произведения сопровождают наших малышей в течение всего дня. Детей, у которых плохой аппетит настраиваю на прием пищи не уговорами и строгостью, а приговаривая : «Умница, Машенька, ешь кашку сладеньку, вкусную душистую»
Дети детского сада часто отказываются ложиться спать, сон у них короткий и беспокойный, этим детям я напеваю русские колыбельные, они снимают напряжение малыша, улучшают эмоциональное состояние.
Актуальной является задача обучения родителей различным формам поддержки ребенка. Для родителей была предоставлена стендовая и печатная информация (буклеты, памятки, анкетирование родителей, велась просветительская и консультативная работа, индивидуальные беседы по итогам дня, где они могли получить рекомендации, повышалась педагогическая компетентность родителей.
В ходе реализации программы самообразования решались следующие задачи:
– познакомить детей со средствами художественной выразительности;
-- совершенствовать диалогическую и монологическую речь детей, грамматический строй речи, обогащать словарный запас.
-- развивать устойчивый интерес к устному народному творчеству;
-- развивать память воображение, выразительность речи, развивать творческие способности у детей;
– воспитывать любовь к устному народному творчеству;
-- воспитывать на основе фольклора у детей положительные черты характера (сочувствие, доброжелательность, вежливость).
Таким образом, изучая материал по данной теме, мне удалось пополнить свой педагогический опыт и более компетентно и профессионально организовать свою работу с детьми. Речь детей стала более внятной, понятной, эмоционально окрашенной. Повысился интерес к народному творчеству. Словарь детей существенно обогатился. Они знают потешки, песенки, игры, сказки. Ребята активно осуществляют самостоятельный перенос действий, ситуаций полюбившихся потешек, песенок, сказок в повседневную деятельность, в игру, отражают полученный опыт и знания в изобразительной деятельности. У детей закрепились некоторые правила поведения в общественных местах. Они стали более открытыми, раскрепощёнными в общении со взрослыми и своими сверстниками. У родителей также замечен интерес к использованию разных форм устного народного творчества в речевом развитии детей дома. Во многих семьях была заведена традиция чтения сказок перед сном. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл, используют их в повседневной жизни.
План работы по самообразованию воспитателя второй младшей группы «Задоринка»Дубасовой М. С. на 2016 – 2017 учебный год.
Тема: «Влияние устного народного творчества разных жанров на развитие речи детей 3-4 лет».
Цель: повышение своего теоретического уровня, компетентности по данной теме и привлечение родителей к участию в совместной детско – родительской деятельности.
Задачи:
-- создания необходимых условий, способствующих возникновению у детей интереса к устному народному творчеству;
-- Планирование работы с детьми и родителями на год;
-- Календарное планирование воспитательно - образовательной работы с детьми раннего возраста с учетом поставленной цели;
-- Диагностика степени развития речи;
-- Анкетирование родителей;
-- Повышение личной компетентности в данном вопросе.
План работы на 2016 – 2017 учебный год.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы:
Сентябрь - май
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Даль В. И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
4. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. -метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
5. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
Работа с детьми:
Октябрь Отгадывание детьми загадок. Досуг «Вечер загадок».
Ноябрь Театрализованная постановка. Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Февраль Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры. Развлечение «Проводы зимы». (масленица).
Март Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Апрель Знакомство с закличками, потешками о солнце. Развлечение «Прогулка в весеннем лесу».
Работа с семьёй
Январь Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей. «Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)
Апрель Совместное творчество детей и родителей. Конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» (книжки – малышки).
Март Повышение педагогической компетенции по вопросам речевого развития детей.
Консультация для воспитателей : Ширма «Роль родителей в возрождении русских традиций».
Консультация «Древние традиции в воспитании».
Самореализация Октябрь Выступление на педсовете по изученной теме. Презентация «Влияние художественной литературы на поведение детей».
Ноябрь Открытый показ НОД во второй младшей группе. Открытое занятие по развитию речи в младшей группе. Рассматривание картины «Кошка с котятами».
Май Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на педсовете. Выступление на педсовете.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
на 2016-2017 учебный год
Этапы работы по
самообразованию Деятельность
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.
Цель работы по самообразованию : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
2. Планирование работы по самообразованию. Планирование работы по следующим разделам:
-изучение методической литературы;
-работа с детьми;
-работа с семьёй;
-самореализация.
3. Теоретическое изучение проблемы. Изучение литературы по теме :
1. Бабурина Г. И., Кузина Т. Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
2. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб. - метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.
3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
4. Практическая деятельность Досуг «Вечер загадок».
Инсценирование русской народной сказки «Теремок».
Развлечение «Проводы зимы» (масленица).
Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».
Развлечеие «Прогулка по весеннему лесу»
Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку» (Книжки – малышки).
Консультация для родителей: Ширма «Роль родителей в возрождении русских традиций».
Консультация «Древние традиции в воспитании».
Открытое занятие по развитию речи в младшей группе. Рассматривание картины «Кошка с котятами»
Выступление на педсовете по изученной теме. Презентация «Влияние художественной литературы на поведение детей». Отчёт по теме самообразования.
5. Подведение итогов самообразования. В результате работы по теме самообразования
- у большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
-обогатилась устная речь;
-развились фантазия и воображение;
-у родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;
-расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка.