Лучший педагог года

Понятие и сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте

Анастасия Дубовая
Понятие и сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте

Проблема межличностных отношений между людьми является предметом исследований различных наук, в частности педагогики и психологии. Любой человек является личностью, наделенной своей системой идеалов, ценностей, взглядов и приоритетов. Однако, становление его как личности уникальной и неповторимой неразрывно от процесса взаимодействия с социумом. Общаясь, встречаясь, знакомясь с окружающими людьми, происходит закладка фундамента межличностных отношений, а значит и развития личности. Таким образом, процесс взаимодействия человека с окружающими, умение общаться и налаживать контакты с другими людьми, можно определить как межличностные отношения, характеризующиеся взаимопониманием, взаимопомощью, доверием, эмпатией.

Публикация «Понятие и сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте» размещена в разделах

В нашем исследовании будем делать акцент на следующем определении: межличностные отношения — это особая система установок и ориентаций, в которой восприятие и оценка людьми друг друга происходит в процессе постоянного взаимодействия [8].

Общение, межличностные отношения – это та характерная черта, которая отличает человека от мира животных. Преимущества этих характеристик заключается в том, что их можно развивать, корректировать и совершенствовать. А потому важно вовремя обратить внимание на коммуникативную составляющую жизни ребенка, научить его понимать самого себя и окружающих.

Характер межличностных отношений складывается из следующих элементов:

1) понимание и принятие друг друга;

2) расположение и влечение друг к другу;

3) непосредственное взаимодействие [9].

В системе межличностных отношений выделяются три основных компонента:

- когнитивный (гностический, включающий все познавательно-психические процессы, направленные на познание психологических особенностей взаимодействующих друг с другом людей, которые позволяют понять, что нравится или не нравится в межличностных отношениях;

- эмоциональный (аффективный) компонент, включающий любые переживания людей, которые возникают из-за процесса взаимоотношений;

- поведенческий (регулятивный) компонент, включающий в себя различные элементы невербальной коммуникации и коммуникативные умения, а также поступки, действия, отражающие собственные взгляды на процесс межличностного взаимодействия. Поведенческий компонент отражается в конкретных действиях, например доброжелательности и последующем продуктивном сотрудничестве или наоборот, проблемам в общении, приводящим к полному отказу от него. Следует отметить, что именно поведенческий компонент является главным в формировании взаимоотношений [28].

Существует несколько классификаций межличностных отношений. Так, А. Н. Сухов и А. А. Деркач выделяют пять основных видов межличностных отношений :

- отношения, складывающиеся в процессе производственной или учебной деятельности;

- отношения, складывающиеся вне трудовой сферы – в быту, на отдыхе;

- отношения, носящие нормативный характер, которые закреплены какими-либо официальными документами;

- отношения, складывающиеся на личностных предпочтениях – авторитете, привязанности, симпатии и др. [25].

Кроме того, межличностные отношения подразделяются на :

- позитивные (симпатия, товарищество,

- негативные (антипатия, нетермимость, злобность, враждебность,

- нейтральные (равнодушие, беспринципность, эгоцентризм, самолюбие).

Выделяются несколько этапов в процессе становления межличностных отношений :

- первый этап, на котором происходит первое знакомство, установление обоюдных контактов, взаимооценки, от слаженности которых зависит характер дальнейших отношений;

- второй этап, на котором происходит завязывание дружеских отношений, формируется внутренняя система когнитивного и эмоционального компонента межличностных отношений;

- третий этап, на котором происходит укрепление дружеских отношений, строящихся на доверии друг к другу [11]

Проблема межличностных отношений в дошкольном возрасте была предметом исследований у большого количества учёных. Однако наиболее активное исследование межличностных отношений дошкольников началось в 30-е годы прошлого века. В трудах А. С. Макаренко были представлены результаты исследований взаимоотношений личности и коллектива. В середине 20 века появилось большое количество исследований, посвященных проблемам межличностных отношений в дошкольном периоде [19].

Значительный вклад в исследование межличностных отношений внес Л. С. Выготский. Согласно его теории на развитие личности, эмоциональной, познавательной сферы, самосознания человека влияют социокультурные факторы [8].

Изучением межличностных отношений занимался В. Н. Мясищев. По его мнению, отношение человека к своему внутреннему миру является результатом пережитого опыта межличностных отношений [5].

В работах Л. А. Рояк отражены результаты социометрических исследований по изучению возможных нарушений в общении детей дошкольного возраста, приведены такие понятия как «изоляция» детей от коллектива. Наибольшее распространение социометрическое исследование получило благодаря изучениям Я. Л. Коломинского, Л. И. Ушанского. Общение как неотъемлемую часть межличностных отношений рассматривали Б. Ф. Ломов, А. Горянина [5, 9]. Межличностное общение дошкольников с позиции самых разных аспектов рассматривали многие отечественные педагоги и психологи - В. Бехтеров, Л. Выготский, А. Залужный, А. Петровский, Д. Эльконин [8, 9] и др.

Процесс взаимоотношений с окружающими впервые зарождается и начинает усиленно развиваться в дошкольном возрасте и связан с началом вхождения ребенка в «детсадовский» коллектив. В период начала дошкольного возраста ребенок впервые переступает порог дошкольной образовательной организации, где сразу же попадает в коллектив сверстников. Его социальные границы расширяются, он находится в процессе постоянного межличностного взаимодействия как со сверстниками, так и с педагогами. Полученный первый опыт закладывает фундамент для последующего развития и становления личности ребенка. Характер взаимоотношений дошкольника со сверстниками, положение его в группе детского сада определяют развитие личности в целом. Именно поэтому важно, чтобы ребенок как можно раньше адаптировался в коллективе и занял благоприятный статус, от которого будет зависеть отношение сверстников и личностное благополучие ребенка. Как правило, в группе дошкольников присутствуют несколько ребят, к которым обычно «тянется» группа, с ними хотят дружить, общаться, с ними делятся игрушками, в случае необходимости стараются оказать помощь и поддержку. Но, к сожалению, есть и такие ребята, с которыми отказываются общаться, избегают совместных игр и другой деятельности.

Такая «популярность» или «непопулярность» дошкольников зависит от различных факторов – особенностей поведения, познавательного развития, внешнего вида и прочих. Дружба и совместные игры, ссоры и примирения, обиды и слезы, другие самые разнообразные эмоции особенно остро переживаются дошкольниками. При этом взрослые порой не придают особого значения этому буйству разнообразных красок чувств и эмоций. А ведь именно этот опыт, полученный при установлении первых взаимоотношений очень важен для развития ребенка, и является определяющим на его жизненном пути [9].

Формирование межличностных отношений в дошкольном возрасте проходит сложнейший путь. Принято выделять 3 основных этапа в становлении взаимоотношений :

1. В младшем дошкольном возрасте в структуре межличностных отношений ведущим является индифферентно-доброжелательное отношение к окружающим детям. Для ребенка еще не представляют интереса действия сверстника и их оценка со стороны окружающих. Возникающие проблемные ситуации в отношении со сверстниками, как правило, решаются в пользу других – ребенок без проблем отдает свою игрушку, уступает место в игровой деятельности. Таким образом, сверстник еще не играет значительной роли, но в то же время он уже влияет на эмоциональную сферу ребенка. Наблюдая за детьми-трехлетками, можно видеть, как они заражаются эмоциональным состоянием своих сверстников, быстро вовлекаются в игру.

2. В среднем дошкольном возрасте, в период между 4–5 годами, происходит резкий перелом в отношениях со сверстниками. Картина взаимодействия окрашивается другими, более эмоциональными красками. Теперь в центре внимания дошкольника находятся действия сверстников, он следит за оценкой взрослых и сам оценивает их. Любая реакция на оценку протекает очень бурно, потому что сверстник теперь является отражением самого себя. Именно на этот период приходится большое количество конфликтов, впервые появляются такие явления как зависть, обида, ревность.

3. К завершению дошкольного возраста около 6–7 лет действия дошкольника приобретают просоциальный характер, происходит эмоциональная вовлеченность в любую деятельность и переживания сверстника. Возникают такие явления как бескорыстная помощь сверстникам, сочувствие и сопереживание. Сверстник теперь не просто отражение в зеркале собственного «Я», он воспринимается как личность самоценная, уникальная, важная и интересная. К концу дошкольного периода возникает личностное начало в отношениях детей к самому себе [13, 16].

Таким образом, межличностные отношения в дошкольном возрасте являются центральным новообразованием в структуре личности и характеризуются качественно новой социальной ступенью развития детей, что объясняет повышенный интерес ученых и исследователей к процессу становления взаимоотношений. От грамотной организации процесса межличностного взаимодействия дошкольников зависит успех развития личности в целом.

Публикации по теме:

Гендерные игры в старшем дошкольном возрасте В дошкольном возрасте девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и.

Игры для формирования дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте Игры на формирование дружеских отношений в старшем дошкольном возрасте У дошкольников дружеские отношения складываются благодаря социальной.

Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: - закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; - формируется представление.

Картотека «Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников» Картотека "Проблемные ситуации межличностных отношений сверстников".У многих детей уже в дошкольном возрасте формируется и закрепляется.

Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры в младшем дошкольном возрасте Пальчиковые игры имеют особое развивающее воздействие – это движение пальцев и кистей рук.

Развитие творческих способностей в дошкольном возрастеРазвитие творческих способностей в дошкольном возрасте Дошкольное детство - большой ответственный период психического развития ребёнка. По выражению А. Н. Леонтьева, это возраст первоначального.

Речевые игры в младшем дошкольном возрасте Речевые игры в младшем дошкольном возрасте В младшем дошкольном возрасте речевое общение осуществляется в разных видах деятельности. В речевом.

Рисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрастеРисование «Снежинка» в среднем дошкольном возрасте Цель: Учить детей рисовать снежинку, видеть красоту рисунка выполненного одним цветом. Предварительная работа: Наблюдение за снежинками.

Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Эссе «Формирование ЗОЖ в дошкольном возрасте» Здоровый образ жизни – активное состояние человека, которое требует проявления волевых усилий,.

Эссе «Развитие речи в дошкольном возрасте» Речь развивается в процессе онтогенеза параллельно с физическим и умственным развитием ребенка. Под влиянием взрослых формируется речь детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие и сущность межличностных отношений в дошкольном возрасте
Опубликовано: 30 марта 2023 в 22:16
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД