Папки-передвижки

Понятие интеллекта и интеллектуального развития дошкольников

Елена Гостенина
Понятие интеллекта и интеллектуального развития дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Понятие интеллекта и интеллектуального развития дошкольников

Интеллект – способность к мышлению.

Интеллект – относительно устойчивая структура умственных способностей индивида. Так определяет понятие «интеллект» психологический словарь. В свою очередь «структура» – совокупность устойчивых связей объекта обеспечивающих сохранение его основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях; основная характеристика системы, ее инвариантный аспект [8, c. 9].

Публикация «Понятие интеллекта и интеллектуального развития дошкольников» размещена в разделах

С определением интеллекта как совокупности общих способностей связано множество работ таких ученых как С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Б. Г. Ананьев, В. Н. Дружинин, по проблеме исследования интеллекта занимались в разное время Ф. Гальтон, Г. Айзенк, Ч. Спирман, Дж. Кеттелл.

Интеллект невозможно оторвать от других когнитивных процессов. Он, строго говоря, не является одной из структур, стоящей наряду с другими структурами. Интеллект – это определенная форма равновесия, к которой тяготеют все структуры, образующиеся на базе восприятия, навыка и элементарных сенсо-моторных механизмов.

Дошкольный возраст занимает важное место в интеллектуальном развитии ребенка.

Старший дошкольный возраст – период, обеспечивающий постепенный переход к новому этапу развития ребенка, весьма ответственному – обучению в школе. Современные стандарты и дошкольного, и начального образования, требования общества актуализируют проблему готовности ребенка к школьному обучению, и последняя не утрачивает своей значимости, а напротив становится ареной споров специалистов разной направленности.

Реалии современной ситуации обозначают противоречие: утверждение значимости готовности дошкольников к началу школьного обучения и увеличение численности детей, имеющих возрастное соответствие, достаточные знания, умения и навыки, но не готовых к включению в систему школьного обучения, обозначающих признаки незрелости, адаптационные трудности. Детерминантами складывающейся ситуации являются недостаточно развитые компоненты готовности, в числе которых мотивационный, личностный, интеллектуальный и др.

Рассматриваемая проблема проработана в трудах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Л. И. Божович, А. Керна, Й. Шванцара и других.

В зоне особого внимания исследователей: «кризис семи лет», новообразования в развитии ребенка, уровень сформированности знаний, умений, эмоционально-волевая сфера и собственно интеллектуальная сфера.

На этапе реализации новых образовательных стандартов интеллектуальный компонент готовности к школьному обучению имеет особую значимость, включая в себя развитие воображения, восприятия, качественные показатели внимания, памяти, мышления, речи.

В числе первооткрывателей Л. С. Выготский. Он обозначил тот факт, что готовность к школьному обучению сопряжена с уровнем развития психических процессов, которые одновременно выступают компонентным составом интеллектуальной готовности ребенка [5].

Обсуждая проблему психологической готовности к школе, Л. И. Божович рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность [1].

При этом выделяется несколько параметров психического развития ребенка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе:

– определенный уровень мотивационного развития ребенка, включающий познавательные и социальные мотивы учения;

– достаточное развитие произвольного поведения;

– определенный уровень развития интеллектуальной сферы.

Основным критерием психологической готовности к школе в трудах Л. И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющее собой новое отношение ребенка к окружающей среде, возникающее в результате сплава познавательной потребности и потребности в общении со взрослым на новом уровне.

По мнению Л. И. Божович, ребенок, готовый к школе, хочет учиться потому, что у него уже есть потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости (социальный мотив учения, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного внутренней позиции школьника. Этому новообразованию придается очень большое значение, поскольку внутренняя позиция школьника может выступать как критерий готовности к школьному обучению [1].

Л. А. Венгер связывал интеллектуальное развитие, и готовность к школьному обучению с умением обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, определять причинно-следственные зависимости, делать выводы [2].

В старшем дошкольном возрасте происходит накапливание знаний и умений, развиваются умственные способности, дошкольник приобретает элементарные приемы мыслительных операций. Обеспечение развития интеллектуальной сферы в старшем дошкольном возрасте имеет важную ценность во всей последующей деятельности. В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться такие характеристики интеллекта, как гибкость, креативность, быстрота и самостоятельность мыслительных процессов.

В частности, к старшему дошкольному возрасту дети начинают пользоваться установленной системой общественно выработанных сенсорных эталонов, происходит овладение новыми рациональными средствами обследования внешних свойств и содержания предметов. Это позволяет ребенку дифференцированно воспринимать и проводить анализ сложных свойств предметов. У дошкольников начинает формироваться ориентировка в пространстве, в этом возрасте происходит усвоение временных параметров: «вчера», «сегодня», «завтра».

Следует заметить, что у ребенка данного возраста появляется склонность к более планомерному и последовательному обследованию и описанию изучаемого предмета.

Именно в старшем дошкольном возрасте ребенок, изучая новый предмет, переворачивает его в руках, ощупывает, тем самым выявляет и обращает внимание на более значительные свойства. Согласно выше сказанному нужно отметить, что наблюдение у дошкольников приобретает своеобразный характер деятельности, направленный в основном на разрешение интеллектуальной задачи. В старшем дошкольном возрасте проявляется творческая направленность в деятельности, находя свое выражение в игре, ручном труде, рассказывании и пересказе.

По мнению Г. А. Урунтаевой, именно у детей дошкольного возраста возникают мысли и мечты о предстоящем дне. Они имеют ситуативный характер и чаще всего определены событиями, вызвавшими у детей эмоциональный отклик [16]. Отсюда следует, что воображение ребенка приобретает форму особой интеллектуальной деятельности, которая направлена на изменение окружающей действительности. При создании образа предмета опорой теперь служит не только реальный объект, но и представление о нем, выраженное в слове.

Также важно заметить, что у ребенка данного возраста находят проявления игровые замыслы, которые можно назвать относительно устойчивыми и дети нередко воплощают их до конца. С появлением возможности планирования у дошкольников возникает умения создавать и реализовывать единые произведения. Следовательно, у детей в старшем дошкольном возрасте формируется ступенчатое планирование. Замечено, что старшие дошкольники показывают умения произвольно фантазировать, при этом намечая план достижения цели заранее [14, c. 125].

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях лабораторных опытов. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условий игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию [10, c. 170].

Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

По утверждению Р. С. Немова, развитие интеллектуального мышления ребенка – это развитие его логической мыслительной деятельности и речи [11, c. 96].

Ученый выдвинул идею о том, что ребенок старшего дошкольного возраста, пользуясь совокупностью выработанных общественно-сенсорных эталонов, овладевает некоторыми целесообразными способами обследования внешних свойств объектов. Их использование дает ему возможность дифференцированно осознавать, воспринимать, анализировать сложные предметы и явления. Старшим дошкольникам доступно понимание и осмысление общих связей, отношений, закономерностей и принципов, лежащих в основе научного знания.

Таким образом, интеллектуальное развитие – это и процесс, и степень познавательной, мыслительной деятельности развивающейся личности в многообразных ее проявлениях: познавательных процессах, знаниях, умениях, способностях, рассуждениях, таланте и др. Оно реализовывается в результате воздействия на человека окружающей среды, жизненных условий и обстоятельств.

Немалое значение здесь имеет и наследственный фактор задатков и таланта. Однако определяющая роль в интеллектуальном развитии ребенка принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию, формированию умственных и творческих способностей. Как целенаправленное, специально организованное педагогическое воздействие, интеллектуальное воспитание включает организацию и руководство процессом поэтапного освоения знаний и умственных действий (П. Я. Гальперин, управление процессом вырабатывания системы познавательных способностей и интеллектуальных действий [7, c. 75].

Успешное интеллектуальное развитие и формирование ребенка предполагает наличие у него широкого кругозора, запаса конкретных знаний, развития особого внимания и осмысливания результатов обучения. Ребенок должен владеть систематическим, планомерным и расчлененным восприятием, основными элементами понятийного аппарата к изучаемому материалу, обобщенными формами мыслительной деятельности, смысловым запоминанием и основными логическими операциями и действиями. Однако мышление ребенка остается, прежде всего, образным, основывающимся на объективных реальных действиях с предметами, их субститутами.

Интеллектуальное развитие предполагает также формирование у детей первоначальных умений в области учебно-познавательной деятельности, в частности, умение выделять основную учебную задачу и превращать ее в самостоятельную цель учебной деятельности.

В связи с этим можно утверждать, что интеллектуальное развитие у детей старшего дошкольного возраста подразумевает:

– дифференцированное восприятие [9]; четкое логическое мышление и запоминание; аналитическое мышление (способность воспроизвести образец, осваивать главные признаки, связи и отношения между процессами и явлениями);

– осмысление воспринимаемого материала; рациональный подход к объективной действительности;

– познавательный интерес к новым знаниям, процессу их освоения за счет дополнительных занятий;

– овладение грамотной разговорной речью на слух и способность к осмыслению и применению символов, знаков, операций и т. д. ;

развитие чутких движений рук, моторно-двигательных и зрительных координаций.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Фотоотчет «Детское экспериментирование как средство интеллектуального развития детей дошкольного возраста» Детское экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Игра как средство развития эмоционального интеллектаИгра как средство развития эмоционального интеллекта Игра как средство развития эмоционального интеллекта Многих из нас в детстве учили подавлять свои эмоции. И если бурно проявлять радость.

Конспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развитияКонспект открытого урока на тему «Обида» для учащихся 4–9 классов с нарушением интеллектуального развития Конспект открытого урока по предмету воспитанность, на тему "Обида" для учащихся 4-9 классов (с ЛУО и УУО). Тема: Обида Дата: 22.11.21.

Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая»Конспект занятия для старших дошкольников «Понятие точка и прямая» «Понятие точка и прямая» Воспитатель в игровой форме знакомит детей с точкой, видами линий (прямой, кривой). Дети получают представление.

Консультация «Игры и игрушки для развития интеллекта и креативности ребенка» Часто детская игра, как и игра животного, выполняет функцию исследования окружающего. В процессе игры происходит освоение внешнего мира,.

Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Дидактические игры с использованием LEGO для интеллектуального развития детей дошкольного возраста» ель мастер – класса: презентация дидактических игр на развитие интеллектуального развития детей дошкольного возраста в рамках реализации.

Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта»Опыт работы «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Опыт работы на тему: «Театрализация как средство развития эмоционального интеллекта» Если обратиться к стандарту дошкольного образования,.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Рабочая программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка. Рабочая программа педагога-психолога МБДОУ ЦРР – детского сада № 14 «Весёлые звоночки» разработана на основе: - Федерального.

Родительское собрание «Почемучки. Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей» Родительское собрание на тему: «Почемучки». Взаимодействие речевого и интеллектуального развития детей. Круглый стол для родителей детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Понятие интеллекта и интеллектуального развития дошкольников
Опубликовано: 20 января 2023 в 17:07
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Понятие интеллекта и интеллектуального развития дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гостенина (УИ 2378066) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД