Папки-передвижки

Качество дошкольного образования по ФГОС до

Адия Красноборова
Качество дошкольного образования по ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

Цели:информировать педагогов о проекте Концепции мониторинга качества дошкольного образования, уточнить знания о специфике дошкольного образования в соответствии с ФГОС ДО, используя активные методы работы с педагогами, направленные на работу с проблемами, формировать ключевые компетентности педагогов.

Главной задачей государственной образовательнойполитики Российской Федерации в условиях модернизации системы образованияявляется обеспечение современного качества образования, в том числе и дошкольного.

Публикация «Качество дошкольного образования по ФГОС до» размещена в разделах

Сегодня система дошкольного образования всё больше воспринимается в общественном сознании как сфера услуг по уходу и присмотру за детьми дошкольного возраста, их воспитанию, обучению и развитию. Можно предположить, что качество дошкольного образования– обобщенная мера эффективности деятельности образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг. Этот уровень должен удовлетворять ожидания и запросы потребителей и соответствовать государственным нормативам.

По словам О. Скоролуповой (вице-президент института мобильных образовательных систем, Федеральный эксперт, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, почетный работник общего образования, автор пособий по организации занятий с детьми дошкольного возраста) и Н. Фединой (кандидат психологических наук, участник рабочей группы по разработке ФГОС дошкольного образования заместитель директора Института стратегических исследований РАО, член экспертного совета по дошкольному образованию Комитета по образованию Государственной думы Российской Федерации) обеспечение современного качества дошкольного образования – это стремление к тому, чтобы дошкольное образованиесегодня стало самим собой по внутренней сути, то есть современным дошкольным образованием :

• не присмотром и (или) уходом, а образованием;

• не школьным (учебным) и (или) дополнительным и др., а подлинно дошкольным образованием;

не дошкольным образованием «вчерашнего дня» (образца ХХ века, а дошкольным образованием, соответствующим потребностям и интересам общества, государства, семьи сегодня.

Необходимо стремиться к обеспечению современного высокого качества дошкольного образования, которое будет соответствовать потребностям и интересам общества, государства и семьи необходимо:

• обеспечение образовательных программ, соответствующих требованиям и уровню развития общества

• профессиональная подготовка кадрового состава дошкольной организации

• обогащение предметно-развивающей среды

• введение в образовательный процесс дошкольного такого компонента, как оценка результатов

• взаимодействие дошкольных организаций с социальными партнерами

• создание условий для качественного образования детей с ограниченными возможностями и детей инвалидов

• повышение управленческой культуры руководителя дошкольного учреждения.

Понятие «качество образования» раскрывает ФЗ «Об образовании в РФ»«комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

При этом особенность дошкольного образования заключается в том, что статья 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» категорически запрещает оценивать академические результаты детей. В детском саду, в отличие от школы, никаких контрольных работ или экзаменов проводить нельзя. И сразу же возникает вопрос: что же тогда мы можем оценивать? ФГОС дошкольного образования – это в первую очередь стандарт условий, которые создаются в образовательной организации. И, значит, прежде всего мы должны измерять качество условий получения дошкольного образования, качество созданной в ДОО образовательной среды – это психолого-педагогические условия, кадровые, предметно-пространственная среда и т. д.

Проблема определения качества дошкольного образования сегодня является дискуссионной и до настоящего временисчитается нерешенной. В разных регионах используются разные системы оценки и мониторинга качества образования. Все они по-разному трактуют требования ФГОС ДО, выделяют разные критерии качества. Для кого-то достаточным доказательством качества образования является соответствие реализуемой основной образовательной программы дошкольного образования требованиям к структуре ООП ДО, заявленным во ФГОС, другим важно убедиться в высокой удовлетворенности образованием родителей воспитанников.

Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки в 2019 году разработала и апробировала новую систему развивающего мониторинга качества дошкольного образования Российской Федерации Концепция МКДО предложила многоуровневый, комплексный и разносторонний мониторинг качества дошкольного образования на основе системы показателей качества, сгруппированных в девять областей:

образовательные ориентиры;

образовательная программа;

квалификация педагогов;

содержание образовательной деятельности;

организация образовательного процесса;

образовательные условия;

создание условий получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами;

взаимодействие с родителями;

организация питания обучающихся и работников ДОО и охрана и укрепление здоровья детей и сотрудников ДОО;

управление и развитие организации.

Концепция МКДО предусматривает пятиуровневую оценку качества образования в ДОО. При этом третий уровень соответствует базовому уровню качества – полному соответствию требованиям ФГОС ДО и положениям Примерной основной образовательной программы дошкольного образования. Четвертый и пятый уровни указывают на превышение нормативных требований и достижения лучших показателей в регионе.

Директор автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Национальный институт качества образования» Ирина Федосова отметила, что «благодаря мониторингу мы сможем оценить качество образования в ДОО с разных точек зрения – педагога группы, его коллег (внутренней рабочей группы ДОО) и руководителя, родителей и внешних экспертов. Кроме того, мы сможем увидеть вклад в развитие качества образования органов местного самоуправления, региональных органов исполнительной власти и других заинтересованных лиц».

Татьяна Волосовец, кандидат педагогических наук, советник Министра просвещения Российской Федерации разъяснила, что «МКДО изучает деятельность ДОО практически со всех сторон: анализируются показатели, характеризующие зоны ответственности различных участников дошкольного образования – педагога, руководителя ДОО, коллектива работников детского сада, учредителя ДОО. Такой подход позволяет отойти от оценки качества «по бумагам» и ориентироваться на реальные аспекты деятельности ДОО».

Следовательно, качество дошкольного образования в учреждении – это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива, который определяется следующими позициями:

• как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;

• как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями);

• какие условия созданы в ДОО (образовательная среда; положительный микроклимат в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя;

• ориентация на образовательные потребности и запросы семьи;

• систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т. д.)

Повышение качества дошкольного образованияна современном этапе находится в прямой зависимости отпрофессионального уровня педагогических кадров. Кадровое обеспечение имеет первостепенное значение для реализации ФГОС дошкольного образования. Педагоги активно включаются в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приёмов взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придаётся состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию.

В этой связи особое значение приобретают следующие профессиональные качества педагога ДОО :

• видение современных задач дошкольного образования;

• наличие гуманной педагогической позиции по отношению к ребенку, культуре, творчеству;

• умение заботиться об экологии детства, сохранении духовного и физического здоровья детей;

• проявление заботы о развитии индивидуальности каждого ребенка;

• умение создавать и обогащать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду;

• умение работать с содержанием обучения и педагогическими технологиями, придавать им личностно-смысловую направленность;

• умение осуществлять экспериментальную деятельность по внедрению современных подходов и технологий, оценивать их результативность;

• способность к самообразованию.

А как оценить «качество деятельности педагога ДОУ» и каковы критерии оценки этой деятельности?

Качество профессиональной деятельности педагога— степень удовлетворения потребностей и ожиданий всех участников образовательного процесса от предоставляемых образовательных услуг.

Критерий оценки— признак степени соответствия качества профессиональной деятельности педагога, установленным нормам, требованиям, эталонам, стандартам.

На слайде критерии оценки качества работы педагогов дошкольного образования, по которым определяется уровень их профессиональной деятельности:

1. Результативность деятельности педагога, выраженная в достижениях детей.

1.1. Индивидуальные достижения воспитанниками более высоких показателей развития в сравнении с предыдущим периодом, сохранение и укрепление физического и психического здоровья.

1.2. Отсутствие (или снижение количества) пропускаемых воспитанниками дней (низкий уровень заболеваемости).

1.3. Развитие творческих способностей воспитанников (качественная подготовка к утренникам, конкурсам, выставкам, фестивалям и т. д.).

2. Компетенция самоорганизации и самообразования.

2.1. Продуктивное участие в реализации системы методической деятельности ДОУ.

2.2. Обобщение и предъявление своего опыта по освоению и внедрение в ДОУ ФГОС

2.3. Публикации в научных, профессиональных образовательных изданиях и т. п.

2.4. Участие в конкурсах профессионального мастерства на различных уровнях.

2.5. Своевременность и качество оформления документации.

3. Инновационная деятельность педагога.

3.1. Разработка и реализация совместных со специалистами творческих, социальных проектов. Авторских программ, проектов, технологий, методик направленных на развитие ДОУ, повышение его авторитета, имиджа.

3.2. Освоение и внедрение комплексных и парциальных программ нового поколения.

3.3. Эффективная и безопасная организация предметно-развивающей среды в групповых помещениях, кабинетах специалистов, музыкальном и спортивном залах.

4. Формирование социальных компетенций.

4.1. Организация взаимодействия с семьями воспитанников, разнообразие форм работы с родителями.

Жизнь любого педагога состоит из светлых и тёмных полос, означающих радости, успехи, поражения. Радость просто так не возникает. Именно успех – её обязательная составляющая. Согласно словарю В. И. Даля слово «успех» означает: «Успевать – иметь успех, удачу, достигать желаемого. Успешник (-ница) – успешный делатель, у кого работа идёт, спорится».

С. И. Ожегов рассматривал успех следующим образом :

• удача в достижении чего-нибудь

• общественное признание

• хорошие результаты в работе, учёбе

Если объединить все толкования в одно, можно подойти к пониманию успеха как удачи в деятельности, признанной обществом.

Кодекс деятельности успешного воспитателя.

В каждой профессиональной деятельности существует свой этический кодекс. Перед вами свод правил успешноговоспитателя ДОО

• Милосердие и гуманизм – сердце воспитателя

• Творчество – отличительная черта

• Здоровый образ жизни – основа существования

• Уважение к коллегам, детям, родителям дошкольников – культура воспитателя

• Самосовершенствование, саморазвитие – доминанта поведения

• Профессиональная компетентность – дело чести

Существует несколько принципов профессиональной успешности педагога. Вы можете видеть их на экране:

«Принцип фейерверка: Раскрой себя!»Все педагоги – звё зды: близкие и далёкие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звёздочка выбирает свой путь полё та: у одних он длинный, а у других … Главное – хотеть сиять.

«Принцип весов:Найди себя!» Твой выбор – твои возможности!Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельными в мире. Весы-качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

«Принцип рейтинга:Побеждай! Пробуй! Планируй!»

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает достижения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

«Принцип успеха:Реализуй себя!»

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнёр, учитывающий интересы ребёнка, индивидуальные особенности и потребности.

Сегодня востребован педагог творческий, компетентный. Каждый ребёнок требует внимания и заботы. В связи с повышением требований к качеству образовательного процесса дошкольнойорганизации, меняется и отношение к уровню профессионального становления педагога ДОО. Очень точно об этом сказал Джон Дьюи (американский философ и педагог) :

«Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра».

«Хорошо ли быть педагогом!»

Цель: развивать реакцию, логическое мышление, умение находить аргументы в утверждение высказываний, характеризующих профессию педагога.

Любая профессия состоит из плюсов и минусов. И сейчас мы по стараемся отыскать все минусы и плюсы профессии «Педагог», одна команда будет искать плюсы, вторая минусы.

Первая команда начинает со слов: «Быть педагогом хорошо, потому что….»,

Вторая - «Быть педагогом плохо, потому что….»

(дискуссионные качели - аудитория делится на группы (2 и более). Каждая группа защищает противоположные мнения по одной проблеме.)

«Составь портрет» Предложить педагогам

Давайте составим портрет современного педагога,озвучим и запишем наиболее значимые качества, которыми должен обладать педагог ДОО. (на доске)

Ум,

благородство,

культура,

знания,

профессионализм,

любовь к детям,

дисциплинированность,

склонность к творчеству,

коммуникабельность,

активность,

разносторонние интересы,

организаторские способности,

увлеченность,

интеллигентность,

чувство юмора,

умение слушать,

доброта,

тактичность,

справедливость,

порядочность и т. д.

трудолюбие,

работоспособность,

ответственность,

высокие нравственные качества,

умение поставить цель, избрать пути ее достижения, организованность,

настойчивость,

систематическое и планомерное повышение своего профессионального уровня,

стремление постоянно повышать качество своего труда

«Качества»

Мы с вами вспомнили огромное количество качеств личности и сейчас вы оцените свои качества (личностные и профессиональные).

Каждому необходимо выбрать три качества, которые у вас наиболее проявляются, считая, что и окружающие видят в нем эти качества. Вы записываете каждое качество на отдельной бумажке. Все свернутые бумажки кладем в мешочек, у каждой группы свой. В каждой группе ведущий предлагает одному из участников взять, не глядя, качество из мешочка, прочитать его и отдать тому, для кого оно характерно, при этом аргументировать свой выбор. Так продолжается до тех пор, пока в мешочке не останется ни одной бумажки.

В итоге каждый из педагогов получает разное количество бумажек, а, значит, и качеств.

У нескольких педагогов спросить: «Как присвоенные Вам качества могут помочь в профессиональной деятельности?»

Это была первая попытка самодиагностики и взаимооценки, а также рефлексии ваших качеств.

Публикации по теме:

ФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учрежденияФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

Деловая игра «Знатоки ФГОС дошкольного образования» Для начала – легкая разминка! 1. Что означает аббревиатура ФГОС ДО? Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Использование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образованияИспользование игровых наборов Фрёбеля при реализации ФГОС дошкольного образования Игровые наборы Фрёбеля серии "Сказочный мир" - это специально подобранные комплекты из элементов "даров" Фрёбеля с современными авторскими.

Комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в рамках ФГОС дошкольного образования Содержание образовательной работы в рамках реализации ФГОС ДО направлена на создание системы комплексной помощи детям с ОВЗ (с тяжелыми.

Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности»Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Консультация для педагогов «Современное качество дошкольного образования: критерии и показатели результативности» Слайд №1-2 «Как никто.

Курсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образованияКурсы повышения квалификации по введению ФГОС дошкольного образования В этом году, в ноябре месяце, я прошла обучение по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации на тему: «ФГОС ДО:.

Оригами как технология успешной реализации требований ФГОС дошкольного образования Оригами сегодня – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры,.

Тест «ФГОС дошкольного образования» Уважаемые коллеги предлагаю вам тест "Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: организация и планирование.

Эссе «Как я понимаю миссию современного воспитателя, реализующего ФГОС дошкольного образования» Профессию не выбирала я. Быть воспитателем! – мне сердце подсказало. С детьми работать – вот судьба моя! Другого в жизни я бы не желала.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Качество дошкольного образования по ФГОС до
Опубликовано: 28 ноября 2021 в 13:54
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Качество дошкольного образования по ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Адия Красноборова (УИ 148293) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД