Екатерина Бондаренко
Портрет современного педагога-воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель играет важнейшую роль в жизни ребенка, будучи чувствительным к его потребностям и понимая его символический язык, а также отслеживая особые потребности ребенка в группе. Именно от воспитателя зависит настроение ребёнка, его адаптация к условиям ДОУ, его взаимодействие со сверстниками, его продуктивная деятельность. Так каким же должен быть в наши дни воспитатель?
1. Современный воспитатель должен быть однозначно профессионально компетентен. Он должен уметь решать профессиональные задачи, и выполнять трудовые профессиональные функции.
Публикация «Портрет современного педагога-воспитателя» размещена в разделах
2. Должен иметь высшее профессиональное образование (в идеале) или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Дошкольное образование и педагогика», либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Дошкольное образование и педагогика».
3. Воспитатель должен быть – мобилен. Современное общество быстро меняется, модернизируется. Поэтому и воспитатель должен быть готов к этому. Должен уметь приспосабливаться к новым социальным условиям своего профессионального труда. Тогда его будут ценить, как профессионального, качественного работника.
4. Воспитатель должен быть достаточно компетентен в учебно – познавательном процессе. Мог уметь свои знания и навыки применять в своей профессиональной практической деятельности. Он должен владеть механизмами целеполагания, планирования своей деятельности, анализа, рефлексии, самооценки своей успешной деятельности. Владеть приемами действий в различных профессиональных ситуациях. Также педагог должен уметь самостоятельно искать, анализировать, отбирать и обрабатывать и передавать необходимую информацию субъектам образовательного процесса.
5. Воспитатель в своей педагогической деятельности должен знать, и руководствоваться следующими документами:
5.1. Трудовым кодексом РФ,
5.2. Законами РФ и своего края;
5.3. Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка МБДОУ и другими локальными актами учреждения;
5.4. Правилами внутреннего распорядка воспитанников МБДОУ;
5.5. Конвенцией о правах ребенка;
5.6. Основной общеобразовательной программой «ООП» и дополнительными образовательными программами.
Приказами, распоряжениями заведующего и вышестоящих органов образования, нормативно-методическими документами Правительства РФ;
5.7. Трудовым договором и настоящей должностной инструкцией;
5.8. Основными положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
6. Педагог должен быть коммуникативен – уметь взаимодействовать с окружающими его людьми, работать совместно в групповой деятельности. Должен любить детей, так как мы рассматриваем воспитателя, то педагог должен заодно быть очень добрым к детям, отзывчивым и мочь сочувствовать и переживать детским проблемам и переживаниям.
7. Воспитатель должен быть настолько компетентен к детям, чтобы его знания, умения и навыки имели успех в его профессиональной деятельности, он обязан (я думаю) обладать индивидуальными – личностными характеристиками. Т. е. обязательно творческой, креативной, инициативной, самостоятельной личностью. Хотел развиваться, самореализовываться и самосовершенствоваться, ставить перед собой все новые и новые цели к достижению своих профессиональных вершинств и качеств. Поднимать свою профессиональную планку.
8. Также педагог должен уметь взаимодействовать с родителями детей. От них воспитатели могут получить дополнительную информацию об интересах, способностях, особенностях детей. При взаимном положительном взаимодействии с родителями, наиболее лучше сказывается на детях, их учебно – образовательный процесс.
9. Внешний вид педагога должен быть безупречным: одежда чистая, опрятная, волосы уложены, макияжа ровно столько, сколько необходимо (нельзя переборщить, парфюм не резкий, приятный.
10. Личностные качества педагога имеют большое значение, т. к. педагог является примером для ребёнка. Рассмотрим личностные качества:
10.1. Доброта и терпение. А ещё справедливость, милосердие, понимание и главное — любовь к детям. Эти качества, определяющие гуманистическую направленность человека — основополагающие для воспитателя.
10.2. Высокие нравственные качества. Если воспитатель сам не обладает качествами, которым он учит детей, то как же он их этому научит? Педагог ДОУ должен следить за своими поступками, быть честным с собой и детьми, отвечать за свои слова, быть открытым перед детьми, уважительно относиться к ним.
10.3. Организаторские способности. Умение планировать, выполнять всё последовательно и чётко, подходить к педагогической деятельности комплексно — это качества, которые обеспечат успешную работу воспитателя ДОУ.
10.4. Трудолюбие. Работа с детьми отнимает много энергии, а ведь важно работать с радостью. Если будете всем сердцем любить свою профессию — работать будет одно удовольствие.
10.5. Позитивный настрой. Дети, которых воспитывают в атмосфере доброжелательности и спокойствия, быстрее развиваются, растут уверенными в себе, общительными, эмоционально открытыми.
10.6. Способность к творчеству. В детском саду приходится много придумывать, чтобы сделать воспитание и обучение детей максимально для них интересным. Хорошо, когда воспитателю это с лёгкостью удаётся.