Елена Витальевна Хомякова
Поощрение и наказание
▼ Скачать + Заказать документы
Поощрение и наказание «за» или «против».
В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются наказание и поощрение- «метод кнута и пряника», возник в глубокой древности. В педагогике издавна ведется полемика о том, являются ли наказания необходимым при воспитании детей.
В. А. Сухомлинский выступал как решительный противник наказания. Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и лаской,целесообразно организовав их жизнь в семье, детском саду, школе.
Публикация «Поощрение и наказание» размещена в разделах
А. С. Макаренко придерживался той точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни приучать ребенка к режиму,выполнению требований, делать это терпеливо без раздражения.
А еще по мнению А. С. Макаренко, безнаказанность вредна : там,где наказание нужно, оно является таким же естественным методом, как любой другой метод воспитания.
Я считаю,что наказание бывает эффективно конечно в какие-то определенные случаи.
Но в детстве мы все еще дети. Если нас ставят в угол, то мы стоим и не знаем, что делать, рассматриваем обои,считаем тиканье часов,переступаем с ноги на ногу, вспоминаем какие-то истории. За все это время к нам ни разу не придет мысль, о нашем плохом поступке и что делать так больше не нужно. Мы думаем только о том – «как отсюда поскорей выйти.»
Все это клонится к одному единственному, что наказание не дает плодов, от него не рад наказывающий и не рад тот, кого наказывают.
Смысл наказания мудро выражен в русской пословице: «Детей наказывают стыдом, а не кнутом.»
Поэтому мне кажется, что это бессмысленная трата времени. Нужно подвести человека к тем или иным мыслям, когда он сам осознает свою вину,свою обязанность и то, что он был не прав. А после, его не придется наказывать вновь и вновь, ведь он понял свою вину, свои неправильные действия. Он осознанно не будет этого совершать.
Что же касается поощрения, то в этой ситуации взрослый должен правильно себя вести, ведь ребенок хорошо понимает, что взрослый, обещая поощрение за выполненное требование, может в принципе и без этого предоставить желаемое, так же взрослый может и не сдержать обещание. Взрослый может все.
Если поощрение использовать правильно, то оно может стать мощным фактором формирования познавательной активности у детей.
Ребенок в любом возрасте нуждается в одобрении и признании, так как чувство удовлетворения, которое вызывает поощрение, намного сильнее чем чувство обиды и раздражения вызванного наказанием. Поощрение побуждает ребенка к активной дальнейшей деятельности.
Я полностью согласна с этим. И как советовал А. С. Макаренко: «Использовать поощрение не часто,а к наказаниям вообще не прибегать без особой на то надобности.»
Бесспорно одно: в наши дни в воспитании без этих средств не обойтись, и задача заключается в том,чтобы их использование было, как минимум элементарно грамотным в педагогическом отношении.
Вырастить человека –это самая большая и тяжелая задача, это каждодневный труд,плоды которого начнут проявляться позже.