Марченко Анна
Родительское собрание «Поощрение и наказание»
▼ Скачать + Заказать документы
Поощрение и наказание детей в семье.
(доклад + презентация для родительского собрания)
Цель: познакомить родителей с видами поощрения и наказания. Рассказать как правильно хвалить и наказывать ребенка, оставаясь на позициях подлинной любви; раскрыть роль поощрения и наказания в воспитании детей; определить оптимальные позиции родителей по теме лекции.
Публикация «Родительское собрание „Поощрение и наказание“» размещена в разделах
Ход собрания:
Сообщение темы родительского собрания «Поощрение и наказание детей в семье»
Нет никаких сомнений в том, что каждый родитель любит своих детей и желаете им добра.
Но быть родителями - это радостный и напряженный труд, который требует мудрого педагогического подхода. И выполняя эту работу, мы не один раз заходим в тупик, испытываем сомнения, пытаясь найти самую подходящую для нас и наших детей систему воспитания.
Сегодня я попытаюсь ответить на такие вопросы: Нужно ли наказывать детей? Можно ли испортить ребёнка похвалой? За что можно хвалить ребёнка?
Родители ежедневно прибегают к тому или иному способу воспитания. Но будь то наказание, или поощрение родители должны помнить, что они должны быть соизмеримы содеянным поступкам.
Стоит на минуту задуматься над тем, как мы разговариваете с сыном или дочерью. Часто ли критикуете ребёнка, что-то напоминаем, угрожаем, читаем лекции или мораль, допрашиваем, высмеиваем, придираемся и ворчим? Иногда? Никогда? Эти распространённые методы общения с детьми даже при самых благих намерениях родителей приводят к потере хороших отношений, затрудняют и обедняют общение.
Давайте представим себе, что вы читаете нравоучительные лекции друзьям или, насмехаясь, критикуете их. Вряд ли они надолго останутся вашими друзьями. Из этого следует, что если вы будете обращаться с детьми как с лучшими друзьями, то ваши отношения могут улучшиться, они будут делиться с вами, если вы научитесь слушать детей. Если же родители не умеют слушать ребёнка, он будет искать другого слушателя, а для родителей будет упущена замечательная возможность установить более тесный контакт с ним.
Главная роль в воспитании молодого поколения принадлежит семье. В процессе воспитания мы должны не только формировать у детей лучшие нравственные черты, но и помогать преодолевать отрицательные качества.
Один из наиболее важных методов воспитания – это убеждение. Говорите со своим ребёнком, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.
Родители должны знать методы, приемы и средства воспитания, уметь практически ими пользоваться.
Общаясь со своим ребёнком каждый день, вы постоянно прибегаете к определённым методам воздействия на него. Среди них мы используем поощрение и наказание.
Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка.
Поощрение ребёнка, за что-то хорошее, за примерное поведение укрепляет у него веру в свои силы, вызывает желание и в дальнейшем вести себя лучше, проявлять себя с хорошей стороны.
Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка в случае нарушения им норм нравственности, поведения и т. д.
Наказание не должно быть слишком частым. Если им злоупотреблять, дети привыкают к ним и перестают на них реагировать. Поощрения должны в 2-3 раза превышать наказания.
Но в то же время нельзя снисходительно относиться к серьёзным недостаткам в поведении ребёнка и допускать безнаказанность.
Наказание будет эффективным тогда, когда есть поощрение. Многие родители считают, что главное внимание они должны уделять всему несовершенному, слабому, неверному в поведении своего ребенка. Такая точка зрения ошибочна! Воспитывает ребенка не столько отрицательное
(наказание, сколько положительное (поощрение) подкрепление.
«Я очень довольна твоими успехами»,»Ты сегодня мне очень помогла» - говорит мама дочке. «Мне нравиться твоя сила воли», - замечает отец в беседе с сыном. Все эти оценочные суждения направлены на то, чтобы поддержать позитивное поведение ребёнка.
Такие оценки вызывают у детей чувство удовлетворения, а у тех, кто не заслужил поощрения, возникает желание пережить в следующий раз подобное чувство. В этом и заключается основной психолого-педагогический смысл влияния поощрения на личность ребёнка, на формирование его характера.
К сожалению, есть родители, которые в воспитании детей пользуются исключительно только поощрением и наказанием. Эти родители, можно сказать, действуют методом “кнута и пряника”, они не заставляют детей задумываться над смыслом своего поведения, а просто заставляют их подчиняться, слушаться или из страха перед наказанием, или из желания получить вознаграждения.
Упражнять ребёнка в правильном поведении надо с самого раннего возраста. Организуя игру, мы – воспитатели детского сада предъявляем к ребёнку требования. Воспитывать – значит обязательно предъявлять требования. Без требований нет воспитания.
“Но что делать, если дети не выполняют требований?” - такой вопрос часто задают родители.
Предъявляйте требования с самого раннего возраста, постоянно увеличивайте круг требований, усложняйте обязанности ребёнка, осуществляйте контроль, никогда не ослабляя его. Когда ребёнку нужна помощь – оказывайте её. В этом надёжная гарантия того, что у ребёнка не выработается опыта непослушания. Добившись послушания, важно установить правильное взаимоотношение с детьми.
А. С. Макаренко учил, “что в воспитании допустимы и строгость, и ласка, и резкость тона, и просьбы, и уговоры, и разъяснения, и даже угроза. Но нельзя злоупотреблять чем-нибудь одним. Неумеренная строгость без ласки не принесёт пользы. Лаской в избыточном количестве можно воспитать ласкового эгоиста. Бесконечные угрозы и вовсе вредны. Словом, нужно иметь чувство меры”.
Предъявляемое требование должно быть посильным, иначе это не будет выполнено ребёнком, а это приводит к непослушанию. Если отец дал распоряжение, или запретил что-то, то мать не должна отменять решение отца и разрешать то, что он запретил, и наоборот.
Нельзя и самому себе противоречить. Дали одно задание, через некоторое время другое, причём из-за второго нельзя выполнить первое.
Трудно быть послушным, если не знаешь, что же собственно нужно делать.
Родители часто прибегают и к принуждению, а где принуждение, там может возникнуть и наказание.
Нередко между отцом и матерью возникают разногласия при выборе наказания за проступок. Один требует более жёстких мер, другой предлагает более мягкие и необидные для ребёнка. Проблема наказания сложна и вряд ли можно однозначно ответить на этот вопрос, обязательны ли они. Формы наказания должны быть тщательно обдуманы.
Если за съеденное до обеда пирожное ребёнка не пустят на день рождения к товарищу, он воспримет это как несправедливость. Результатом будет не раскаяние, а обида. Если за грубость по отношению к матери, отец лишает ребёнка вечерней телепередачи, такое наказание может спровоцировать еще большую грубость по отношению к отцу. В этом случае адекватным наказанием для ребенка были бы холодность и отчуждение матери.
Некоторые родители считают возможным прибегать к физическому наказанию или к угрозе физического наказания, ссылаясь на свой собственный опыт. (“Нас били, и ничего, хорошими выросли”).
Физическими наказаниями, особенно сильными, можно оказать влияние на кого угодно. И ребёнок, долго упрямившийся, быстро подчиняется, просит прощения, проявляет покорность и послушание, но при этом родители не задумываются, что подчиняется, просит прощения не их ребёнок. В такие моменты сознание ребёнка, все нормальные связи с внешним миром нарушены и его языком с родителями говорит инстинкт самосохранения и животная эмоция страха.
Если ребёнка обучать правильным действиям и поступкам путём физического болевого воздействия, ребёнок приучится осматриваться, оценивать ситуацию и, если сочтет её безопасной, тут же позволит себе неблаговидное или просто запретное действие. Не будет так поступать ребёнок только в тех ситуациях, когда присутствие взрослого и страх перед видимым непосредственным наказанием заставят его сдержаться.
Необходимо понимать, что частое применение физических наказаний может безвозвратно надломить волю ребенка, превратить его в покорную, подчиняемую личность. Именно такие дети особенно подвержены влиянию чужого примера и именно они чаще всего попадают в окружение негативного лидера, поддаются его воздействию, не научившись противопоставлять чужой воле собственное сознательное поведение. Весьма распространённой формой наказания детей в семье являются наказания, лишающие ребёнка части родительской любви. Такая форма воздействия чрезвычайно сильно действующая, и применять ее нужно с большой осторожностью.
Временная утрата любви будет действенна для ребёнка тогда, когда он почувствовал родительскую любовь, когда ему есть что терять, когда связь с родителями стала необходимой потребностью.
Наказание не должно посеять сомнение в родительской любви, а, наоборот, усилить переживания ребенка, усилить его любовь к родителям и понимание, как сильно его любят. Ребёнок должен чувствовать, что хотя в данной ситуации он мог бы и лишиться определённой доли родительской любви, поскольку заслужил наказание. Но, к счастью, эту родительскую любовь потерять никогда нельзя, это просто невозможно. Если же ребёнок хоть на миг поверит в то, что мама разлюбила его, наказание следует считать вредным и неправильным.
Если ребёнок провинился, родители отказывают ему в некоторых удовольствиях, например, не пускают гулять, не разрешают посетить кино или театр, встретиться с друзьями. Применяя наказание, нельзя лишать детей того, что необходимо для их полноценного развития: еды, свежего воздуха, игрушек, общения со сверстниками.
Такой тип отношений в семье прекрасно иллюстрирует новелла о мальчике и его папе, которые “ так и существовали: ребенок все время ошибался, на то он и ребенок, а папа все время лишал его чего-то, на то он и папа. К 7 годам оказалось, что ребёнок никогда не бывал в театре, в цирке, в кино, в зоопарке. Сказок ему не рассказывали, книжек не покупали, игрушек не дарили, шоколадом не кормили. У него не было ни лыж, ни санок, ни коньков и даже мяча. Друзей у него тоже не было, по той же причине. Зато он без предупреждения стелил постель и без напоминания ложился спать”.
Родителям, прибегающим к наказаниям путем лишения чего-то приятного, необходимо всерьез задуматься, а что им дороже, сиюминутное, сегодняшнее послушание или радость ребёнка от новых впечатлений, от наслаждения прекрасным, радость открытий.
Следует также отметить, что справедливость наказания не должна вызывать сомнений. Если ребёнок получил двойку, маме необходимо заставить его выполнить дополнительные задания, объяснить ему материал, проконтролировать правильное выполнение уроков. Усиление контроля, безусловно, не вызовет у ребёнка обиды и протеста. А вот если мама запретит ребенку гулять или идти в кино, справедливость подобной меры совсем не всегда очевидна. Вроде бы отреагировали на проступок ребёнка, показали свое негативное отношение, вроде бы и побудили его к самостоятельной работе. Но при этом ребёнок остался один на один с трудностями. Хорошо известно, что за получением двойки могут стоять самые разные и порой очень серьезные причины. Подобное наказание не помогает ребёнку справиться с трудностями и создает новые. За довольно частыми школьными неврозами нередко стоит такая ошибочная реакция родителей на трудности ребёнка в учении.
Психологи считают, что самым большим наказанием для ребёнка должно быть огорчение родителей. Вот как об этом писал В. Г. Белинский: “Суровый взгляд, холодное вежливое выражение лица, косвенный упрёк, деликатный намёк, отказ в прогулке … - вот наказания, которые, будучи употреблены соразмерно с виной, произведут и сознание, и раскаяние, и слезы, и исправление”. Наказание ребёнка лишением родительской любви принесёт большой вред, если не соблюдать два условия: ребёнок должен чувствовать, что, каким бы ни был его поступок, он не утратит любовь родителей навсегда, что наказание относится к его поступку, а не к нему самому. Только ли наказанием можно воздействовать на внутренние психологические качества детей, приводящие к ошибочным действиям и поступкам. Ответ ясен: конечно, нет. Наказание должно быть особой мерой. Его эффективность тем выше, чем неожиданнее и индивидуальнее его формы, чем реже оно применяется. Наказание будет эффективнее тогда, когда есть поощрение.
Как поощрять ребёнка в семье.
1. Поощряйте ребёнка словами, жестами, используйте выражения "ты прав", "мы с тобой согласны".
2. Дарите ребёнку подарки не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей. Учите принимать подарки и быть благодарным за любые знаки внимания.
3. Если Вы поощряете ребёнка деньгами, учите разумно ими распоряжаться.
4. Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и Вами.
Поощрения нужны для всякого человека. Они окрыляют, не дают человеку остановиться в своих хороших стремлениях и делах. Тем более поощрения нужны для растущего, формирующегося человека. Они укрепляют веру детей в свои силы, развивают чувство собственного достоинства, побуждают к положительным поступкам в дальнейшем.
Поощрять можно и нужно все стороны поведения ребёнка. Особое внимание необходимо уделять похвале за совершенное ребёнком усилие. Не столь важно к каким результатам ребёнок пришел, важно отметить его попытку, его старание осуществить правильное действие или верный нравственный поступок. Между тем многие родители хвалят ребёнка только за достижения при условии определённого результата. Именно поэтому у некоторых детей создается “хронический дефицит поощрений”. Всякой успешной деятельности присуща одна специфическая особенность – ощущение успеха, радости собственного достижения, которые сами собой являются наградой, поощрением. Главная задача родителей – научить ребёнка радоваться успеху. Поощрение должно фиксировать и тот результат, который достигнут усилиями ребёнка и который сам по себе может доставить радость.
Необходимо подмечать любые, даже самые незначительные успехи ребёнка на пути к самосовершенствованию, фиксировать и подкреплять самые малые ростки всего нового, более совершенного в его поведении.
И в заключении я хочу привести слова Л. Н. Толстого: “Счастлив тот, кто счастлив дома”. Семейное счастье, благополучие семьи рождается благодаря характеру человеческих взаимоотношений, когда родители и дети связаны общими интересами, взаимной любовью. Если ребёнка любят в детстве – принимают, уважают, понимают, относятся с теплотой и нежностью, он будет любим другими людьми, и сам будет любить.