Папки-передвижки

Посиделки «Чудо-ложка» для старшего дошкольного возраста

Надежда Федотова
Посиделки «Чудо-ложка» для старшего дошкольного возраста

Цель: Приобщение воспитанников к традициям русского народа.

Задачи:

Познавательное развитие: Расширять кругозор воспитанников о народных традициях, продолжать знакомить с предметами быта старины. Обогащать знания детей о ложке, ее видовом многообразии (ложки разные по размеру, форме, материалу, внешнему облику, функциям). Активизировать познавательную деятельность: закрепить знания об этапах изготовления ложки, умение сравнивать ложки по величине. Закреплять названия профессий людей, связанных с ложкой: ложечник, ложкарь. Воспитывать чувство гордости за талант своего народа, уважение к мастерам.

Публикация «Посиделки „Чудо-ложка“ для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Речевое развитие: Расширять и активизировать словарный запас воспитанников: ложка деревянная, металлическая (алюминиевая, серебряная, керамическая, пластмассовая, расписная, столовая, десертная, чайная, мерная, сувенирная. Поощрять словотворчество, умение придумывать необычные названия ложки. Развивать умение вести активный диалог, связно излагать свои мысли, составлять небольшой рассказ об этапах изготовления деревянной ложки с опорой на алгоритм. Закреплять знание пословиц и поговорок о ложке, развивать умение понимать их смысл. Воспитывать интерес к русскому народному фольклору.

Социально – коммуникативное развитие: Развивать навыки совместной деятельности, сотрудничества. Привлекать родителей к сотрудничеству в приобщении детей к русским народным традициям.

Художественно – эстетическое развитие: Удовлетворять потребность в самовыражении, развивать музыкальный слух, чувство ритма при исполнении частушек, игре на ложках и инсценировки песни. Развивать умение видеть красоту и своеобразие ложек. Вызвать у воспитанников желание побыть в роли мастеров, расписывающих игрушки. Развивать творчество и фантазию при изготовлении декоративных ложек. Поощрять инициативу и самостоятельность детей при выборе изобразительных материалов, комбинировании их между собой для создания выразительного образа.

Физическое развитие: Поощрять желание воспитанников участвовать в играх и народных забавах, развивать ловкость и быстроту.

Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально – коммуникативное, Художественно – эстетическое развитие, Физическое развитие.

Материал и оборудование: Зал оформлен в виде русской избы с элементами старинного быта.

Демонстрационный: Выставка ложек (мини – музей группы «Ложка – русский сувенир»); бумажные ложки разной величины (10 штук); картинки «Этапы изготовления деревянной ложки»; театральная ширма, набор ложек для театральной миниатюры с участием мам; короны короля и принцессы для инсценировки песни.

Раздаточный: Деревянные ложки для игр и забав. Силуэты ложек из бумаги, пробки, печатки, ватные палочки, бумажные салфетки, пластилин, емкости с поролоновой подушечкой с гуашью разного цвета, клейстер, кисти клеевые, клееночки, салфетки, доски для лепки, стеки.

Музыкальное сопровождение: Русские народные мелодии для игр и забав, исполнения частушек, мелодия песни «Дуэт короля и принцессы» из мультфильма «Бременские музыканты» для инсценировки.

Предшествующая работа:

Организация мини – музея в группе «Ложка – русский сувенир!»

Рассматривание иллюстраций о ложках, рассказ воспитателя с показом видеосюжета «Как изготавливают деревянную ложку».

Создание сборника с загадками, пословицами, поговорками и сказками о ложке; чтение художественных произведений.

Дидактические игры: «Отбери ложки по материалу (назначению, величине)», «Какой ложки не стало?», «Что изменилось?», «На каком по счету месте деревянная ложка (металлическая, пластмассовая, «Подбери слова – друзья к слову «ложка», игры с театром ложек.

Ход:

Звучит русская народная мелодия. Хозяйка (воспитатель в русском народном костюме) встречает гостей и приглашает их в зал:

Хозяйка:

Добрый вечер, гости званые и желанные!

Милости прошу в нашу горницу.

В ногах правды нет,

Садитесь на скамейки дубовые и тесовые.

Устраивайтесь поудобнее. (Дети проходят, садятся за стол, мамы на стулья – они зрители)

Ребенок 1 (мальчик) в русском народном костюме:

Чувствуйте себя как дома.

Низкий поклон вам, люди добрые!

Рады видеть вас у себя в гостях

В нашей горнице посиделочной.

Ребенок 2 (девочка) в русском народном костюме:

Ой, как много здесь гостей,

Ждёт вас множество затей.

Будем петь, да играть

Да старину русскую вспоминать.

Хозяйка:

У меня здесь так нарядно, у меня изба опрятна.

Посмотрите, стол накрыт, самовар уже кипит.

Чугунок стоит на печке, в самом тёпленьком местечке.

Каша уж поспела в нём, будет сытно за столом (достает чугунок из печки).

Долго я гостей ждала, угощайтесь – ка, друзья!

Каши много на столе, хватит тут тебе и мне.

Угощайтесь, не стесняйтесь. Почему вы не едите?

Дети: А чем есть? Ложки нет.

Хозяйка: (растерянно смотрит по сторонам) Как ложек нет? Догадываюсь, кто у меня тут похозяйничал. Забыла я его вчера задобрить корочкой хлеба, вот он и пошутил надо мной. А вы догадываетесь, о ком я говорю?

Дети: О домовом.

Хозяйка: А давайте мы его позовём? Но вначале нам надо его задобрить (отрезает корочку хлеба и кладет за печку). Нужно произнести волшебные слова: «Покажись нам домовой, познакомимся с тобой». (Дети повторяют слова хором).

Звучит музыка. Слышится шум, из-за печки появляется домовой.

Домовой:

Я – Домовой, живу за печкой,

В ночь выхожу я на крылечко,

Днём я мелкий, как букашка,

А вообще – очаровашка!

А вы кто такие? Зачем меня позвали?

Хозяйка: Мы с ребятами тебя позвали, чтобы угостить.

Домовой: Нам показываться не положено (прячется за веник). Вы меня не видели, я вас тоже не видел. А угощенье я люблю (подходит к столу, садится). Ну, давайте ложку.

Хозяйка: А ложек то и нет. Не ты ли над нами пошутил и ложки спрятал?

Домовой: (Задумчиво уходит за печку, вытаскивает сундук, теребит вещи. Не находит ложку. Ворчит. Приходит идея). Да вот же, сколько здесь ложек (обращает внимание на мини – музей ложек, выбирайте любую!

Ребенок 3: Нет, это совсем не те ложки, а эти ложки - музейные экспонаты. Видишь, какие разные они бывают! Мы даже знаем, из какого материала сделана каждая из них.

Дети: Из дерева – деревянные, из металла – металлические, из пластмассы – пластмассовые, из керамики – керамические.

Хозяйка: А для чего же ложки нужны? Какие они бывают по назначению?

Дети: Ложки нужны для того, чтобы ими есть, размешивать еду, что – то наливать. Они бывают столовые, чайные, мерные, кухонные, походные. (Дети называют ложки и отбирают их по назначению).

Домовой: Как интересно, а я и не знал, что такие ложки бывают. Простые люди с незапамятных времен ели щи да кашу деревянными ложками. Ложка у каждого была своя. По окончании обеда ложку тщательно облизывали и убирали на место; такую посуду, конечно, гостям не давали. Если кто-то себя вел за столом не так, как подобает, — смеялся, разговаривал, его наказывали, ударив ложкой по лбу.

Хозяйка: А у меня в хозяйстве есть и такие ложки (вносит поднос с бумажными ложками разной величины), я предлагаю поиграть в игру «Ложка, найди свое место!», в которой необходимо расположить ложки по величине.

(В игре участвуют 10 детей, они разбирают ложки и под музыку двигаются по залу, по окончании музыки, дети должны выстроиться в ряд по возрастанию величины ложек. Игра повторяется, дети выстраиваются в ряд по убыванию).

Домовой: Ой, как здорово поиграли! А вы знаете, что ложку ласково называли «хлебалочка», «едалочка»? Попробуйте и вы придумать необычное название ложки, а мамы вам помогут в этом.

Дети: Мешалка, полбустукалка, черпалка, в рот кашу вставлялка, припивалка, суподоставлялка, кормилка.

Хозяйка: Действительно, ложкарный промысел на Руси зародился очень давно. Раньше мастеров, которые делали ложки, называли ложкорезы, ложечники, ложкари.

Ребенок 4: Ложки на Руси вырезали из липы. Они получались легкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи. Ложки на Руси делали с выдумкой: расписные, вырезные, непохожие на другие.

Хозяйка: Гости дорогие, а знаете ли вы, что обозначает выражение «бить баклуши» и как оно появилось?

Мама: С давних пор кустари делали ложки, чашки и другую посуду из дерева. Чтобы вырезать ложку, надо было отколотить от бревна чурку – баклушу. Заготавливать баклуши поручалось подмастерьям: это было легкое, пустячное дело, не требующее особого умения. Готовить такие чурки и называлось «баклуши бить». «Бить баклуши» - значит бездельничать, ничего не делать.

Хозяйка: Давайте вспомним, как же изготавливаются деревянные ложки? (Дети выкладывают на мольберте алгоритм изготовления ложки и рассказывают).

Домовой: А я знаю пословицы и поговорки про ложки, только я немного их подзабыл, тут помню, а здесь не помню, помогите мне их вспомнить. Я буду называть начало поговорки, а вы ее конец.

Красна ложечка с похлебочкой, … а не сухая.

Каши мало, …зато ложка большая.

Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, …нам по лепёшкам.

Нечего хлебать, …так дай хоть ложку полизать.

Красна лошадь ездоком, …а ложка едоком.

Что себе в миску накрошишь, …то и в ложке у себя найдёшь.

Запасливый гость …без ложки не ходит.

Хозяйка: Ложек великое множество – они разные по форме, цвету, материалу, назначению. Многими из этих ложек мы пользуемся до сих пор в быту, а некоторыми - в качестве сувениров – именные ложки, ложки загребушки - символы счастья и достатка, расписные ложки используем в качестве украшения интерьера своего дома. А какая же из них самая главная и нужная? Мы сейчас узнаем. (Приглашаются мамы для участия в театральной миниатюре. Они занимают места за театральной ширмой).

Автор: Жили - были ложки! Да - да, самые обыкновенные ложки.

Жили они на кухне, Спальней им служила круглая стальная подставка с дырочками, где гулял ветер и сушил наши ложки.

Ложки были разного размера: большие и маленькие, из разных материалов: металлические, пластмассовые, деревянные.

Большие сударыни-ложки выходили к столу первыми, а маленькие ложечки-барышни успевали попасть туда только к концу обеда, к чаю.

Как то, находясь у себя в комнате-подставке, большая металлическая ложка с важностью сказала:

Металлическая большая ложка - Ох, скоро на службу! Я горжусь тем, что я - самая необходимая ложка на столе! Ведь обед - это так важно и хлопотно! Мной едят суп, кашу, главное и основное блюдо, я - тружусь! Чего не скажешь о нашей барышне-чайной ложке! Вечно где то бегает, прячется, теряется. Успевает разве что в чашке побренчать и всё норовит из нее выскочить! Лентяйка, что и говорить!

Автор: И все большие металлические ложки поддержали свою подружку,громко застучали в подставке.

Маленькие металлические ложки: Да как же это? Почему? Мы не согласны!

Автор: зазвенели и даже заплакали металлические чайные ложечки в подставке (их только что помыли и они не успели еще обсохнуть)

Маленькие металлические ложки: Мы тоже работаем и не меньше вас, зазнайки!

Автор: И пошел по кухне такой звон ложек и ложечек.

И тут в спор вступила Глубокая Тарелка для первого блюда. Она сказала:

Тарелка: Перестаньте спорить, вы обе нужны, просто необходимы! К каждому блюду подают свою ложку. И когда чайные ложки работают, то столовые уже отдыхают.

Металлические ложки: А ведь верно. Мы – то работаем, а деревянные и пластмассовые лентяйничают! Все – таки металлические ложки лучше и важнее, мы больше приносим пользу человеку.

Пластмассовые: Неправда, - зашелестели пластмассовые ложки, мы тоже нужны. Кого берут с собой в поход? Нас. А еще мы самые легкие и гигиеничные, потому что одноразовые.

Деревянные: Зато нами не обожжешься, как металлом. И мы гораздо прочнее, чем пластмасса. А кто самый красивый? Конечно же, мы, - вступились деревянные ложки. Поэтому – то нами и редко пользуются - берегут! А еще мы украшаем дом своими расписными узорами.

-ТИХО! Тихо, тиихоо. – сказала Большая тарелка. - Не надо спорить. Все вы правы. Вы все нужны.

Автор: Так что нет разницы, какого ты размера и из чего ты сделан, главное, какая от тебя польза, и какая в тебе надобность!

Хозяйка: Ребята, вы поняли, какая же ложка самая нужная? (Все нужны)

Домовой: Не засиделись вы ребятки? Пришло время для физкультурной зарядки. Предлагаю поиграть в игру «Кто быстрее ложку возьмет и место займет». (На расставленных по кругу стульях лежат ложки. Играющих больше, чем стульев. Под музыку дети бегут вокруг стульев, с окончанием музыки каждый должен взять со стула ложку. Кто не успел взять ложку и занять стул, – выбывает из игры. Побеждает самый ловкий).

Хозяйка: В старину среди маленьких детей устраивались и другие игры - забавы с ложками. Мы сейчас тоже с вами поиграем в игру «Пронеси – не урони». (Дети разделяются в команды, по сигналу бегут и проносят в ложке картофелину, стараясь ее не уронить по пути, добегают до фишки и возвращаются обратно).

Хозяйка: Вот видите, дорогие друзья, ложку можно использовать не только для еды, но и для забав. Как вы думаете, как еще ее можно использовать?

Дети: Ложкой можно спину чесать, ею можно копать, еще на ней можно играть как на гитаре, в ложку можно говорить как в микрофон, использовать ложку как волшебную палочку, ложки используют как музыкальный инструмент.

Хозяйка: Все верно, деревянные ложки можно использовать и как превосходный музыкальный инструмент. Люди услышали, как красиво стучат ложки, и научились на них играть. Умельцы игры на ложках, называются ложкари. И сегодня у нас в гостях ансамбль ложкарей со своими частушками.

Ребенок 5:

Вы же время не теряйте,

И на ложках нам сыграйте.

Сделать ложку лишь полдела,

Нужно, чтоб она запела.

Дети (поют частушки и на проигрыш играют на ложках)

1. Ой, как вкусно пахнет щами!

Кто обедать будет с нами?

Старший брат несет обед

А y Сони ложки нет.

2. Если Вас не посетит

За обедом аппетит

Надо вызвать ложку

Ложку-неотложку

3. Ложка мигом прилетит

В ароматной дымке

В ней приедет аппетит

В шапке-невидимке.

4. Вот и сладкий творожок,

Сьешь-ка ложечку, дружок!

- Творожок, конечно, сьем!

А вот ложки я не ем!

5. В детсаду не спит Сережка,

Скушал лишнюю он ложку.

Переполненный живот

Спать Сереже не даёт.

6. Ложки разные бывают,

И на них порой играют.

Отбивают ритм такой,

Сразу в пляс пойдёт любой.

7. (поет домовой)

Наша ложка хоть куда,

Ею можно без труда

Кашу есть и в ложки бить.

Подарю вам, так и быть!

Домовой: Ребята, вы мне такой подарок сделали, пригласив к себе в гости, повесили меня, и многое я узнал о ложках. Так и быть, верну я вам ваши ложки (уходит за печку и выносит поднос с ложками – заготовками). Ложкари их изготовили, да только художники не успели их расписать.

Хозяйка: Спасибо, домовой за ложки! Да ты не расстраивайся, знаешь, какие наши ребята мастера, они распишут ложки еще краше, чем художники! И сделают это в творческой мастерской в своей группе.

Сегодня мы многое узнали о ложках. А так как наша сегодняшняя встреча состоялась в преддверии праздника, посвященного мамам, то дети подготовили для своих мам музыкальный подарок. (Инсценировка песни о деревянной ложке, (на музыку из мультфильма «Бременские музыканты»).

Действующие лица. Король. Принцесса. Двое прохожих, мальчик и девочка одетых под старину.

Король: Ах ты, доченька, моя симпатичная

Что ж ты плачешь целый день горемычная?

Ты скажи, может, я чем помогу?

Принцесса: Ло-жку о-чень я хо-чу.

Король: Ой, принцессушка моя, симпатичная,

Прикажу, тебе скуют ложку личную,

А-лю-ми-невую иль с серебра.

Принцесса: Де-ре-вян-ная ну-жна

Король: Ах, принцессушка моя, истеричная,

Деревянные, они не практичные,

Хочешь, может золотую мою?

Принцесса: Де-ре-вян-ную хо-чу.

Король: Помогите люди добрые, прохожие,

Для принцессы сделать ложку пригожую,

Я полцарства за нее заплачу.

Прохожий: Не умею.

Прохожая: Не могу.

Король: Вот теперь пойду к ребятам я кланяться,

Ведь негоже, так принцессе печалиться.

Помогите же мне дети прошу.

Дети хором: Мы по-мо-жем ко-ро-лю.

Дети: Ложки делать нам самим очень хочется,

Пусть довольно будет Ваше высочество.

Ведь любая ложка нам по плечу.

Один ребенок: Не вол-нуй-тесь, я про-шу.

Король: Ой, ребятки, вы ребята отличные,

Ложку сделайте принцессе приличную,

Я конфет потом вам всем накуплю.

Дети: Мы по-мо-жем ко-ро-лю.

Дети: Проще репы нам простой,

Репы пареной

Сделать ложку для принцессы шикарную.

Один ребенок: Все готово, вот возьмите, прошу.

Король: Я к прин-цес-се по-бе-гу.

Король: Я доволен, вышло все приотличненько,

Теперь ложечка твоя будет личная.

Я приставлю стражу к ней, не шучу.

Принцесса: Теперь бусы я хочу.

Хозяйка: А вот кто придумал изготавливать бусы, из чего их делали раньше и делают в настоящее время, мы узнаем в следующий раз.

Домового мы позвали, Много нового узнали

Мы про ложку не простую, И про ложку расписную.

Тебе пора идти домой, До свиданья, домовой.

А нам пора возвращаться в группу.

(Все возвращаются в группу, Дети вместе с мамами проходят за столы, отбирают изобразительный материал и украшают силуэты ложек в технике нетрадиционного рисования, аппликации из салфеток на фоне русских народных мелодий).

Публикации по теме:

Фотоотчёт о драматизации в предметном пространстве мини-музея «Пасхальное чудо!» с детьми старшего дошкольного возрастаФотоотчёт о драматизации в предметном пространстве мини-музея «Пасхальное чудо!» с детьми старшего дошкольного возраста 26 апреля МБДОУ «ЦРР-д. с. №20»-пригласил в гости молодых воспитателей и представил опыт работы в направлении-музейная педагогика. В рамках.

Конспект досуга «Святочные посиделки» для старшего возраста Цель. Расширять представления детей о народных обычаях, традициях и праздниках Воспитывать интерес и любовь к народному творчеству. Привлечь.

Конспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возрастаКонспект НОД «Чудо-лаборатория». Экспериментальная деятельность детей среднего дошкольного возраста Программное содержание: 1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение воды для всего живого.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба»Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-русская изба» .

Конспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группеКонспект НОД по лепке «Ложка. Чудо-хохлома» в подготовительной группе Цель: изготовление ложки «Чудо-хохлома» в технике «пластилинография». Задачи: 1. формировать умение оформлять плоскость элементами узора.

Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник»Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо-ягода шиповник» Конспект ООД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Чудо ягода-шиповник». Тема: «Чудо ягода-шиповник». Возрастная.

«Оживи волшебный лоскуток «Чудо-коврик». Занятие с детьми старшего возраста«Оживи волшебный лоскуток «Чудо-коврик». Занятие с детьми старшего возраста Программное содержание: 1. учить детей создавать аппликацию на листе бумаги из ткани; 2. учить детей красиво выстраивать композицию на.

Развлечение в рамках познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки»Развлечение в рамках познавательно-творческого проекта для детей старшего дошкольного возраста «Русские посиделки» Познавательно-творческий проект для детей старшего возраста «Русские посиделки» Цель: Приобщить детей старшего дошкольного возраста к истокам.

Проект «Что за чудо — самовар» для детей дошкольного возраста подготовительной группы ПРОЕКТ «ЧТО ЗА ЧУДО – РУССКИЙ САМОВАР» проект составила Слизкая Юлия Евгеньевна воспитатель МБДОУ №46 «Аленушка» Актуальность: Многие праздники,.

Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе»Проект по приобщению детей старшего дошкольного возраста к русской культуре «Посиделки в русской избе» Современное общество стремится понять и познать историю и культуру своего народа. Ибо сохранение и возрождение культурного наследия играет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Посиделки «Чудо-ложка» для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 2 августа 2020 в 16:11
+30Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД