Удачина Анна
Постановка сказок по авторским сценариям для формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В последнее время мы все чаще слышим о детской жестокости и агрессивности. Мы видим это в новостях, читаем в газетах. В просторах Интернета огромное множество ужасных видеороликов о поступках подростков по отношению друг к другу, к животным. Причинами такого поведения являются взаимоотношения в семье, в коллективе, влияние сверстников, телевидения, Интернета, средств массовой информации и т. д. Поэтому очень важно заметить и предотвратить в ребенке признаки жестокого отношения к окружающему миру и воспитать в нем такие качества, как сострадание, любовь, доброта, толерантность, сочувствие, без которых наше общество не сможет существовать.
Публикация «Постановка сказок по авторским сценариям для формирования нравственных представлений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Сценарии по сказкам
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Одним из основных принципов ФГОС ДО является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. В числе задач, на решение которых направлен ФГОС, есть следующие: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей.
Немецкий социолог, философ Эрих Фромм говорил: «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли.» Что же может сделать педагог в рамках детского сада, чтобы эта «способность любить» была реализована? Наверное, очень многое, потому что дошкольное детство – самый благоприятный период для формирования нравственных качеств ребенка. В этом возрасте происходят процессы социализации, осознания ребенком своего собственного «я», установления связей и отношений, формирования поведения в различных ситуациях, восприятия мира. В связи с этим, перед педагогом стоит задача – поиск эффективных методов, форм и средств воспитания.
Одним из таких средств является сказка. С малых лет через нее дети знакомятся с миром, учатся взаимодействовать друг с другом. Через сказку можно воздействовать на душу ребенка, пробуждать чувства. В своей педагогической деятельности я не только читаю нравственные сказки своим воспитанникам, но и сочиняю в стихах сценарии сказок (или перекладываю на стихи хорошо знакомые произведения) для дальнейшей постановки.
Темы моих сказок интересны и понятны детям. В возрасте 3-4 лет мы с детьми ставили сказку «В гости к трем медведям», в которой была затронута тема дружбы.
Самым первым моим произведением является «Рождественская сказка» об одиноком брошенном щенке, которого в канун Рождества взяла в свой дом добрая женщина, чем очень обрадовала своего сына. Мне хотелось донести до своих воспитанников, что чудеса человек может совершать сам, делая добрые дела.
Хорошо известная сказка В. Катаева «Цветик-семицветик», переложенная мною на стихи, была инсценирована детьми всего нашего детского сада для участия в городском конкурсе. Это произведение учит не только дружбе, но и умению расставлять приоритеты и видеть важное в нашей жизни.
Очень актуальна сейчас, на мой взгляд, сказка Г. Х. Андерсена «Гадкий утенок» (так же переложенная мною на стихи). В ней затрагивается тема непринятия и унижения одного, непохожего, другими членами коллектива. Я считаю эту сказку своего рода профилактикой такой социальной проблемы как «буллинг».
Как известно, дети очень часто не принимают чужую точку зрения, ставя себя выше других. В моей «коллекции» есть сказка о Зайце-якалке на тему эгоизма и высокомерия.
Каждую сказку мы читаем, обсуждаем героев, даем им оценочные суждения, учимся отличать плохое от хорошего. Постановка же сказки дает возможность «примерить» ребенку ту или иную ситуацию на себя, учит детей поступать правильно. Через свои сказки стараюсь воспитать в детях такие качества, как гуманизм по отношению к людям, ответственное отношение к животным и растениям, патриотизм.
Таким образом, в наше порой жестокое время можно и нужно заниматься формированием и воспитанием у детей нравственных качеств, потому что все хорошее, заложенное в детстве, обязательно даст плоды в будущем.