Мария Бельтюкова
Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, воспитатели, берем на себя ответственность создать условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей в детском саду.
Предметно-пространственную среду в своей группе мы разделили на несколько центров.
Публикация «Построение пространственно-развивающей среды в нашей группе в соответствии с новыми требованиями ФГОС» размещена в разделах
- Магазин. Профессия продавец
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
Центр речевого развития в нашей группе представлен различными играми оборудованием для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма,а так же книжным уголком, содержание литературы в котором постоянно меняется в соответствии с темой недели и содержанием программы. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и другими литературными формами. Мы стараемся соответствовать главному принципу подбора книг, это– минимум текста – максимум иллюстраций.
Так же в данном центре находятся различные дидактические игры по развитию речи, различные виды образно-символического материала: наборы картин, серии иллюстраций для установления последовательности событий и составления рассказов, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д.
Центр строительно-конструктивных игр – включает в себя различные виды конструкторов и строительный материал
Центр познавательного развития и науки включает в себя экологический уголок с различными видами комнатных растений. Также присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями. Помимо комнатных растений в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы. В нем отражаются помимо даты, дня недели и месяца температура воздуха и состояние погоды. Результаты наблюдений за погодой заносятся в дневник наблюдений для того, чтобы можно было провести с детьми сравнительный анализ состояния погоды за прошедший месяц или время года
Так же центр науки и познания включает в себя уголок экспериментальной деятельности. Данная зона представлена многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д., а также широким перечнем необходимых материалов для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы песочные, весы и т. д.
Центр математики имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: касса цифр, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами. Также в данном центре присутствуют различные развивающие игры типа «Квадрата» Воскобовича, «Танграммы», Палочки Кюизенера, кубики Никитина, «Логических блоков Дьенеша и т. д. А так же дидактические игры математической направленности.
Центр Художественно-эстетического развития
Уголок искусства и творчества состоит из стола со стульями, в рабочей зоне помещены материалы и оборудование для рисования, лепки и аппликации. Так же это различные виды бумаги и картона, краски, кисти, разные виды клея, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, трафареты, восковые мелки, пластилин и др.) все эти материалы мы периодически обновляем. Так же у нас имеется шкаф с закрытыми полками, где помещено большинство из перечисленных материалов, и если ребенок пожелал ими воспользоваться, то он свободно может достать их самостоятельно. Для развития творчества детей в самостоятельной работе мы подбираем различные картинки, рисунки схем с изображением поделок и последовательностью изготовления работ, игрушек, вариантов оформления изделий. Это дает детям возможность почерпнуть новые идеи для своей творческой изобразительной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу.
В центр художественно-эстетического развития так же входит музыкально-театральный уголок, который у нас представлен широким ассортиментом видов театра (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Различные маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей. На полке размещены детские музыкальные инструменты (гусли, погремушки, бубны, дудки, губная гармошка, барабан). Также в данном уголке размещен аудиомагнитофон с коллекцией детских сказок и подборкой детских песен.
В нравственно-патриотический центр у нас помещена государственная символика России (герб, флаг) герб родного города, карта России и Томска. Пособия, различная художественная литература по краеведению, конспекты занятий по нравственно-патриотическому воспитанию.
Физкультурно-оздоровительный центр содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное, изготовленное руками педагогов. Данное оборудование направлено на развитие ловкости, меткости, глазомера, силовых качеств. В центре так же размещены игры и пособия по приобщению дошкольников к навыкам здорового образа жизни (типа «Полезные и вредные продукты», «Организм человека», «Режим дня», «Полезные привычки» и т. д.) Имеются рукавички для проведения закаливающих процедур после сна.
Центр Игры. Содержит материалы и оборудования для организации сюжетно- ролевых игр, игровой уголок. Игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, поэтому весь игровой материал у нас размещен таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их "под свои замыслы» Игры представлены в мобильных коробках, которые легко перемещаются с места на место. Игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. Дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства.
Центр Безопасности. Включает в себя картотеки сюжетно-ролевых и дидактических игр по ПДД, ОБЖ, универсальные переносные игровые макеты (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте) а так же различное оборудование для игр и учебный наглядный материал.
Центр Социально-личностного развития включает в себя уголок настроения, уголок релаксации, мирилки (2 типа, баночки – кричалки, а так же в зоне спального уголка мы разместили Ангелов сна (как поощрение детям, которые не нарушают порядок в спальне и засыпают во время)
Информационный центр для родителей Традиционно включает в себя папки-передвижки, различные консультации для родителей, стэнд «Наши Славные Дела», выставку детских работ.
Таким образом, мы считаем, что предметно - развивающая среда в нашей группе, создает условия для взаимодействия, сотрудничества, а так же обеспечивает максимально комфортное состояние ребенка и его развитие.