Лариса Самочкова
Построение развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС ДОна примере «Центра развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
«Это должны быть, прежде всего, развивающие стандарты, коммуникативные стандарты, помогающие ребенку сложиться как личности, а не просто стандарт того, какие знания ребенок должен получить в возрасте от 3 до 6-7 лет».
Дмитрий Медведев.
Публикация «Построение развивающей предметно — пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС до на примере „Центра развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Новый документ (Приказ Министерства образования и науки РФ 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранения самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника.
Безусловно, игровая деятельность малышей является ведущей в дошкольном возрасте. В игровой деятельности происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально-личностное развитие и совершается естественное вызревание таких перспективных новообразований, как произвольность поведения, способность к самоконтролю, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения в школе. Доказано, что обучение малышей наиболее успешно осуществляется в игре, поэтому игра является основной формой и содержанием непосредственной образовательной деятельности.
Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.
Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития» (С. Л. Новоселова).
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать :
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия;
учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей детей.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Образовательная деятельность ДОУ строится в рамках 5 образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие
Познавательное развитие
Речевое развитие
Художественно – эстетическое развитие
Физическое развитие
Одной из самых важных областей, я считаю – «Познавательное развитие», которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; развитие воображения и творческой активности; формирование представлений о себе, объектах окружающего мира о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материалов и т. д., о малой родине и Отечестве и т. д. (дидактические игры, обучающие и др.).
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний. Занятия с дидактическими играми формируют познавательную активность детей.
На каждом возрастном этапе меняются интеллектуальные задачи, стоящие перед ребёнком и соответственно им подбираются и игрушки, необходимые для решения этих задач. Развивающие игры дают детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе. Дети узнают о правилах, соблюдении очереди, честности, испытывают чувство победы и поражения. Настольные игры дают дошкольникам возможность узнать цвет, слова признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику. и даже учат предвидеть будущее. Они тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют.
В своей группе я обратила внимание, что настольные дидактические игры часто остаются без внимания детей, они редко берут их с полки и играют.
На сегодняшний день отечественная и зарубежная педагогика располагает игровыми развивающими технологиями, которые апробированы и дают хорошие результаты в дошкольном образовании. Они могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также самостоятельной деятельности. Остановимся на некоторых из них:
Игровая технология интеллектуально творческого развития В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» – это модель развивающего обучения детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
Развивающие игры В. Воскобовича выполняют роль дидактического материала и соответственно вписываются в любую форму планирования (образовательная деятельность, совместная деятельность взрослого и ребенка, самостоятельная деятельность) :
широкий возрастной диапазон (от 3-х до 7 лет и старше);
многофункциональность ( решается большое количество образовательных задач: незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание память, воображение);
игры дают возможность проявлять творчество и детям, и взрослым;
игра стимулирует проявление творческих способностей ребенка.
Неоценима роль логических игр, задач, проблемных игровых ситуаций в развитии и воспитании ребенка, Они не только развивают смекалку и находчивость, но и имеют воспитательно-этическое значение: не в назидательной форме подсказывают правильное поведение в проблемной ситуации.
Игровой методический комплекс «Логические блоки Дьенеша». Игры способствуют ускорению процесса развития у детей дошкольного возраста логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.
Развивающие игры Никитина Б. П. способствуют интеллектуально-творческому развитию ребенка («Уникуб», «Сложи квадрат» и т. д.).
Дидактический многофункциональный материал «Цветные счетные палочки Кюизенера», используется в целях образования во многих странах мира. Издательством ООО «Корвет» Россия, Санкт-Петербург выпущены игры с цветными счетными палочками: «Кростики», «Разноцветные палочки», «На золотом крыльце», «Страна умных игр». Данный дидактический материал помогает развить у детей представление о числе, учит их измерению с помощью мерки, развивает комбинаторные способности.
Все имеющиеся в группе материалы находятся в распоряжении детей. Любой ребёнок может самостоятельно решить, какие материалы, когда и как ему использовать. Он сам подбирает себе материалы и использует их так, как необходимо для реализации им собственных идей и планов.
Самостоятельное использование детьми игр и материалов определяет и соответствующую меру ответственности за их использование и хранение: дети учатся быть хозяевами собственных материалов и оборудования; убирать на место и бережно к ним относиться.
Пространственно-предметная среда управляема как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого.
Таким образом, ФГОС в дошкольном образовании направлено на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях, реализации права ребенка на доступное, качественное образование. Умело созданная предметно-развивающая среда, способствует воспитанию у детей самостоятельности.
Подводя итоги творческой работы, хочется еще раз подчеркнуть, что необходимо использовать сложившийся за многие годы опыт работы по оснащению предметно-развивающей среды в дошкольных учреждениях. Грамотное оснащение различных зон и центров деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, двигательной) способствует интеллектуальному творчеству, физическому, психическому развитию детей дошкольного возраста.
Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста