Татьяна Деткина
Поведенческая терапия детей
▼ Скачать + Заказать документы
Поведенческая терапия имеет дело с детьми и подростками широкого возрастного диапазона. Выделяют 4 возрастные группы, в которых наблюдаются свои возрастные типы нарушений.
Грудные дети и ранний возраст (от 0 до 3 лет). В этой группе преобладают характерные нарушения и расстройства, которые до сих пор почти не привлекали к себе внимание специалистов по поведенческой терапии. Современная терапия касается в основном проведения педиатрических, физиотерапевтических, лечебно-педагогических и социально-педагогических мероприятий.
Публикация «Поведенческая терапия детей» размещена в разделах
Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет). Здесь преобладают нарушения развития (речевые, двигательные нарушения, но появляются и нарушения поведения (в частности, агрессивность, тревожность). Эта группа пользуется большим вниманием специалистов в области поведенческой терапии, но соответствующие интервенции проводятся не в рамках парадигмы поведенческой терапии, а в контексте лечебно-педагогических, семейно-терапевтических или эрготерапевтических и педиатрических мероприятий.
Школьный возраст (от 6 до 14 лет). У детей этого возраста можно найти любые нарушения. Но они концентрируются в области релевантных для школы форм поведения. Эта возрастная категория в большинстве случаев пользуется пристальным вниманием поведенческих терапевтов.
Подростки (от 14 до 18 лет).Преобладают проблемы адаптации и самооценки. Эту группу можно рассматривать как более обеспеченную с точки зрения поведенческой терапии, так как лечение подростков во многом организовано аналогично лечению взрослых.
Поведенческая терапия с самого начала рассматривала болезненное поведение как одну из множества других форм поведения, подчиняющуюся тем же самым законам, что и поведение здоровое. Поскольку изначально предполагалось, что поведение является результатом научения, то возникло предположение о возможности терапевтического обучения, основывающегося на достижениях психологии.
Терапии детей и подростков предшествует полноценная диагностика. Это важно, так как в большинстве случаев дети и подростки не проходили предварительного обследования. Поэтому диагностика должна обеспечить широкую основу для ориентации терапевта, установив тяжесть нарушения, а также по возможности причины его возникновения. Сюда относится прежде всего подробный анамнез развития ребенка, его предыдущих нарушений, включая широкое обследование актуальных жалоб на имеющиеся трудности и проблемы в поведении. В процессе постановки диагноза вырабатываются гипотезы о возможных причинах нарушения (в частности, органических повреждениях, искажающих поведение, воспитательных воздействиях со стороны родителей, нарушениях развития и частичных задержках в работоспособности). Эти гипотезы целенаправленно верифицируются в процессе диагностирования.
Существует большая группа различных методов психокоррекции, которые объединяет общая идея использования в целях терапии достижений экспериментальной психологии поведения.
При определенной степени выраженности поведенческих нарушений страдания могут приобретать хронический, затяжной характер и потребовать специально организованных терапевтических действий.
Множество новых исследований подтверждают высокую эффективность методов поведенческой терапии детей и подростков; это относится как к контингентному менеджменту, так и к когнитивно-бихевиоральным техникам (например, самопредписаниям или когнитивной модификации поведения).