Папки-передвижки

Повышение качества образования в ДОО через внедрение бережливых технологий

Наталья Кабанова
Повышение качества образования в ДОО через внедрение бережливых технологий
▼ Скачать + Заказать документы

Современная действительность требует постоянных изменений, усовершенствований в образовательной системе. Данная тенденция характерна не только для средних и высших, но и дошкольных образовательных учреждений. В рамках воспитания и обучения детей в ДОУ необходимы особые образовательные условия и новые подходы.

В нынешних условиях широкое распространение получила концепция бережливого производства, которая включает в себя множество инструментов, использование которых приводит к повышению производительности труда, за счет сокращения времени необходимого для получения результата.

Публикация «Повышение качества образования в ДОО через внедрение бережливых технологий» размещена в разделах

Основателем бережливого производства считается Тайити Оно, начавший работу в Toyota Motor Corporation в 1943 году, интегрируя лучший мировой опыт. В середине 1950-х годов он внедрил систему (Toyota Production System, TPS, которая в западной интерпретации стала известна как Lean production или Lean.

Концепция бережливого производства родилась на европейском континенте и представляла собой синтез и обобщение ряда передовых управленческих практик различных стран. В Европе акцент в реструктуризации во многом делался (и делается) на мотивацию персонала, в том числе на его участие в создании оптимальных форм труда. ъ

В русской версии термин Lean перевели как «бережливое производство», «стройное производство» или просто «Лин». Сначала Лин на Западе и в Японии применяли в отраслях с дискретным производством, прежде всего в автомобилестроении. Затем концепция была адаптирована к условиям непрерывного производства, а потом в торговле, сфере услуг, коммунальном хозяйстве, здравоохранении, вооруженных силах и государственном секторе.

В России термин «бережливое производство» появилось в 2003 году с изданием одноименной книги Джима Вумека «Lean технологии» или «Бережливое мышление».

Бережливое производство – это ФИЛОСОФИЯ, которая основана на уважении к сотрудникам и постоянном совершенствовании процессов; это действенная СИСТЕМА ПРОСТЫХ РЕШЕНИЙ, которая включает методы, подходы и эффективные инструменты, направленные на устранение потерь и оптимизацию процессов.

Бережливое производство предполагает вовлечение в процесс оптимизации каждого сотрудника и максимальную ориентацию на потребителя.

На сегодняшний день во все сферы деятельности внедряется подход «бережливое производство», не исключением стали детские сады и школы. Поскольку детский сад является образовательным учреждением, то здесь более приемлемо внедрение бережливых технологий.

Под бережливыми технологиями понимают технологии, которые приводят к получению максимальной ценности продукции (услуги) с минимальными ресурсными, финансовыми и временными затратами.

Суть бережливых технологий в том, что в учреждении сокращаются так называемые «издержки» - то есть лишние действия сотрудников, непрофильная для них работа, и в результате ПОВЫШАЕТСЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА.

Принципы бережливых технологий в образовании :

1. Стратегическая направленность. Применение инструментов бережливого управления должно быть направлено на достижение стратегической цели развития управленческой системы.

2. Ориентация на создание ценности для пользователя. Основным требованием к организации деятельности образовательной организации является восприятие ценности с точки зрения потребителя образовательных услуг.

3. Организация потока создания ценности для потребителя образовательных услуг. Повышение эффективности деятельности образовательной организации достигается за счет выстраивания всех процессов и операций в виде непрерывного потока создания ценности.

4. Непрерывное совершенствование. Непрерывное совершенствование деятельности образовательной организации заключается в снижении потерь в потоке создания ценности.

5. Вытягивание. Выстраивание процесса осуществляется посредством вытягивания, при котором требования пользователя выполняются своевременно и в надлежащем объеме.

6. Встроенное качество. Встроенное качество обеспечивается на всех этапах планирования и реализации процессов в деятельности образовательной организации за счет поиска и устранения потенциальных причин несоответствий.

7. Принятие решений, основанных на фактах. Выявление проблем и принятие решений по их устранению осуществляется непосредственно на фактическом месте их возникновения.

8. Соблюдение стандартов. Строгое соблюдение положений стандартов, регламентов, инструкций и других обязательных документов является необходимым условием функционирования и непрерывного усовершенствования процессов образовательной организации.

Использование бережливых технологий в ДОУ способствует :

- Эффективной реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

- Улучшению образовательного процесса, оптимизации работы

- Повышению качества образования

- Обеспечению стандартизации и визуализации воспитательно-образовательного процесса

- Сокращению временных и финансовых потерь

- Повышению трудоспособности сотрудников и сохранению человеческих ресурсов

- Развитию образовательной организации.

В системе дошкольного образования выделяется 7 видов потерь бережливого производства :

1. Излишние запасы: устаревшие базы данных и информация, избыточные архивы, незавершенные дела.

2. Дефекты: ошибки и пропуски в данных, непонятные требования, инструкции

3. Перепроизводство: лишняя переписка, выполнение работы, не создающей ценности, подготовка ненужных отчетов и копий документов

4. Излишняя сложность процессов, лишние шаги процессов: нечеткие должностные инструкции, дублирование выполняемых функций

5. Ожидание (потеря времени) : длительные сроки согласования и принятия решений, ожидание в очередях, ожидание информации и другие административные барьеры

6. Лишнее передвижение: нерациональная планировка рабочей зоны

7. Лишнее перемещение: излишний документооборот, архивирование документов; неэффективность внутренних систем коммуникации (накопление непрочитанных сообщений и т. п.).

Ликвидировать эти потери в деятельности образовательной организации можно, используя методы и инструменты бережливого производства.

Рассмотрим наиболее распространенные в дошкольных образовательных организациях инструменты бережливого производства такие как:

стандартизация: Стандартизированная работа направлена на сохранение улучшений и накопленного опыта педагогов. Формами использования данного инструмента являются алгоритмы, инструкции, блок-схемы, которые позволяют экономить время на подготовке и проведении определенных мероприятий, которые можно подвести к стандарту (подготовка и проведение педагогических советов, мастер-классов, конференций, семинаров-практикумов).

- картирование: Картирование потока переводит данные о нем в визуальный формат, что позволяет проводить легкую коммуникацию между всеми участниками процесса улучшений, независимо от их специализации и профессии. Поскольку разные процессы могут иметь различные наборы характеристик и, соответственно, различные проекты улучшений - наборы целей, применяются различные типы карт. Чаще используются карты Блок-схемы и др.

организация рабочего пространства (5S) : Система 5S служит для организации и рационализации рабочего места или пространства, суть которой заключается в сортировке, соблюдении порядка, содержании в чистоте, стандартизации и совершенствовании установленных правил, процедур и технологических операций. Данный инструмент позволяет организовать рабочее пространство таким образом, чтобы сделать его рациональным.

визуализация: Визуализация – это метод размещения методических материалов и других ресурсов так, чтобы с одного взгляда определить состояние процесса и своевременно предупредить о возникновении изменений. К визуальным инструментам, которые мы сможем применить в процессе взаимодействия, относятся: цветовая маркировка методических материалов, стенды, графические инструкции. Подобные инструменты помогут устранить такую потерю, как длительный поиск документации и информации.

- кайдзен: Кайдзен – непрерывное совершенствование. Данный инструмент позволяет вовлекать в процесс взаимодействия весь педагогический коллектив ДОУ. Формой использование данного инструмента является создание электронного пространства: создание электронной методической базы, взаимодействие с педагогами через WhatsApp, работа с таблицей достижений (Замена посещений открытых занятий на просмотр видеозанятий, опросы онлайн, дистанционное взаимодействие на платформе Zoom.

канбан (доска задач) : Это инструмент, отражающий общий объем работы и степень исполнения задач. Он служит для повышения прозрачности протекания процессов и равномерного распределения нагрузки между участниками. Доска задач позволяет вести работу сразу по нескольким направлениям, оперативно отражать возникающие изменения в планировании задач.

Работа по внедрению бережливых технологий в ДОУ строится из нескольких этапов:

1. Приказом руководителя создается рабочая группа по внедрению методов и инструментов бережливого производства в практику деятельности, определяются ее полномочия и цели работы.

2. Рабочая группа определяет процессы, которые нуждаются в улучшении, выявляет основные проблемы, отобрав процессы, которые будут оптимизированы.

3. Составляется план-график мероприятий по внедрению бережливых технологий в ДОУ на учебный год, где указываются оптимизационные проекты (не менее 2-х в год).

4. Для каждого реализуемого проекта создается проектная группа, в состав которой входят те сотрудники, которые являются участниками проекта и хорошо знают его особенности.

Наименование проекта, состав проектной группы, сроки реализации проекта закрепляются приказом руководителя ДОУ.

Если в состав проектной группы вошли сотрудники, которые не проходили курсы повышения квалификации по использованию бережливых технологий, их необходимо обучить, провести консультации, семинары.

5. В ходе реализации каждого проекта проектная группа оценивает текущее состояние процесса, составляет карту целевого состояния процесса, разрабатывает план мероприятий по достижению целевых показателей проекта. Проходит совещание по защите подходов внедрения улучшений.

6. После реализации плана мероприятий, внедрения улучшений проводится завершающее совещание и закрытие проекта. По каждому завершенному проекту составляется информационная справка о реализованном проекте. Наглядно увидеть результаты улучшений помогают фотографии состояния процесса «До» и «После».

Применению инструментов бережливого производства должны предшествовать обучающие мероприятия, а также мероприятия по повышению мотивации сотрудников организации с целью максимально комфортного включения в трудовую деятельность в новых условиях.

Для организации процесса внедрения бережливых технологий в образовательную и управленческую деятельность ДОУ необходимо рассмотреть предварительный образ «бережливой организации», ее стратегические цели, предложить варианты совместного развития образовательной деятельности и интеграции бережливых технологий в образовательную среду.

Любые «бережливые» изменения – это прежде всего ресурс развития. Эффективные инструменты бережливого производства совместно с мощным интеллектуальным потенциалом сотрудников образовательной организации позволят использовать этот ресурс эффективнее, выходить на качественно новые рубежи и достигать поставленных целей.

Таким образом, использование инноваций в детском саду предполагает введение в образовательный процесс обновлённых, улучшенных методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств, направленных на достижение позитивного результата и повышения качества образования.

Публикации по теме:

Анализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образованияАнализ организации взаимодействия с семьями воспитанников как условие повышения качества дошкольного образования МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 12 «АЛЕНУШКА» ПОСЕЛКА ПСЕБАЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МОСТОВСКИЙ РАЙОНМесто.

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть вторая) Применение ИКТ на занятиях усиливает : - положительную мотивацию обучения; - активизирует познавательную деятельность обучающихся. А также.

Сохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологийСохранение и укрепление здоровья через использование здоровьесберегающих и коррекционных технологий На сегодняшний день в соответствии с ФГОС направление «Физическое развитие», включающее образовательные области «Здоровье», «Физическая.

Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования.Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.

Формирование семейных ценностей через организацию дополнительного образованияФормирование семейных ценностей через организацию дополнительного образования "Семья- это среда,где человек должен учиться творить добро". В. А. Сухомлинский. Современная жизнь характеризуется быстрыми и глубокими изменениями.

Игровое пособие «Библиотека бережливых игр»Игровое пособие «Библиотека бережливых игр» Игровое пособие «Библиотека бережливых игр». Домарева Елена Николаевна, воспитатель, Вышегородцева Ольга Соломоновна, Воспитатель, Салькова.

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использования ИКТ (окончание) 1 часть 2 часть Конструирование мультимедийной презентации. У педагога, только приступающего к использованию презентаций на занятии или.

Обеспечение качественного образования за счёт внедрения элементов новых технологий, использование ИКТ (часть первая) Древняя мудрость гласит:"Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, и это станет моим навсегда".

Оценка качества образовательных программ дошкольного образования (Всоко до) Оценка качества образовательных программ дошкольного образования1. Наличие документов, регламентирующих реализацию образовательных программы.

Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017–2018 учебный год группы детей среднего возраста Справка по результатам мониторинга качества образования за 2017 -2018 учебный год группы детей среднего возрастаВоспитательно-образовательный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение качества образования в ДОО через внедрение бережливых технологий
Опубликовано: 20 февраля 2023 в 09:37
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Повышение качества образования в ДОО через внедрение бережливых технологий» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Кабанова (УИ 454871) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД