Лучший педагог года

Повышение мотивации ребенка к логопедическим занятиям в домашней обстановке

Татьяна Борисова
Повышение мотивации ребенка к логопедическим занятиям в домашней обстановке

Ни для кого не секрет, что успешность логопедических занятий зависит не только от того, как часто и на каком уровне происходят занятия с логопедом. Не менее важным в развитии правильной речи ребенка является участие родителей в коррекционном процессе. Для многих родителей основной трудностью в организации домашних логопедических занятий выступает нежелание ребенка заниматься. Как повысить мотивацию ребенка к логопедическим занятиям?

Публикация «Повышение мотивации ребенка к логопедическим занятиям в домашней обстановке» размещена в разделах

Наверняка многие смогут представить ситуацию, когда ребенок с усердием выводит на листке бумаги кружочки и палочки, а потом с гордостью показывает взрослым, ожидая законного одобрения. Однако зачастую, вместо того чтобы похвалить малыша, взрослые наоборот указывают ему на все присутствующие в работе недочеты. Конечно, в этом случае можно понять и родителей, ведь, возможно, они опасаются разбаловать ребенка лишней похвалой и развивать в нем способность к самокритике.

Вместе с тем стоит задуматься, возникнет ли у малыша желание в следующий раз выполнить задание с таким же увлечением и старанием? Скорее всего, нет, ведь ребенок уже сделал для себя простой вывод: не нужно хотеть сделать свою работу как можно лучше – достаточно всего лишь стараться не допускать в ней грубых ошибок, что, конечно, серьезно снижает познавательный интерес.

Этот вид мотивации ребенка называется «мотивация избегания неудач». И в целом, в структуре мотивации она играет не последнюю роль – умеренное старание и прилежание ценятся во многих сферах деятельности достаточно высоко, но только, к сожалению, такой вид мотивации совсем не способствует развитию инициативности и креативности.

В общей структуре мотивации также выделяют мотивацию достижения успехов. В этом случае ребенок будет стремиться выполнить задание как можно лучше по собственному желанию.

Как же сделать так, чтобы еще с младшего дошкольного возраста у ребенка присутствовала мотивация достижения успехов? Неужели нужно постоянно только хвалить его? Конечно, нет. Критика всегда должна присутствовать в воспитании и обучении. Другой вопрос — в каком виде эта критика будет представлена ребенку.

Для этого надо вспомнить, что в структуре мотивации психологи еще выделяют так называемую внутреннюю и внешнюю ее формы:

Внутренняя мотивация подталкивает человека как будто изнутри на выполнение тех или иных действий. Именно об этой мотивации существуют поговорки «охота пуще неволи», «горы готов свернуть» и т. д. Появляется она тогда, когда человек настолько увлечен каким-то делом, что и в самом деле иногда забывает обо всем, выполняя работу.

Внешняя мотивация во многих случаях играет серьезную роль в жизни взрослого человека. Это мотивы : заработать денег, чтобы купить новое платье или новенький автомобиль, поступить в престижный университет, чтобы получить желаемую должность. В жизни ребенка такими мотивами могут быть : получать высокую оценку, чтобы купили роликовые коньки или что-то еще не менее значимое для него.

Конечно, сразу надо сказать, что все эти виды мотивации у детей трудно и даже почти невозможно противопоставлять друг другу в чистом виде. Ведь интерес ребенка к занятиям или может быть искренним и непосредственным, но в то же время ему будет приятно, когда он слышит похвалу или получает какое-то другое поощрение за выполненную работу.

При этом все-таки обязательно нужно помнить, что в случае с детьми дошкольного и возраста определяющую роль выполняет именно внутренняя мотивация в силу того, что у них еще слабо сформировано абстрактно-логическое мышление, и им трудно предугадывать последствия своих поступков, представлять и планировать свою будущую жизнь. Но с другой стороны, их можно серьезно и надолго заинтересовать каким-то делом, которое им понравится.

Используем похвалу

Как бы ни твердили средства массовой информации о том, что современные дети развиваются гораздо быстрее и активнее, тем не менее, для детей 6-8 лет авторитет взрослого человека, его оценки и суждения все еще имеют очень и очень большое значение. Безусловно, не стоит говорить ребенку неправду и хвалить его, если он и в самом деле выполнил задание плохо. Но и в этом случае постарайтесь указать ему на ошибки в мягкой форме, подсказывая ему нужное направление для их исправления.

В то же время, если ребенку действительно удалось самостоятельно выполнить задание, правильно произнести звук или верно ответить на вопрос, не стесняйтесь похвалить его. При этом стоит не просто сказать «Ты молодец! Все отлично!», но постараться упомянуть конкретные достижения ребенка.

Например, похвала может прозвучать следующим образом: «Теперь ты умеешь правильно говорить звук Р и можешь произносить с ним слова и предложения. У тебя очень красивая и понятная речь». При этом будет формироваться не только мотивация достижения успехов в учебе, но и адекватная самооценка ребенка.

Даем задания в интересной форме

Все задания, которые предлагаются ребенку, должны быть доступными, понятными и интересными. Кроме этого, логопедическое занятие можно разнообразить такими способами:

Использовать животных, героев любимых мультфильмов или сказок для того, чтобы дети «помогли» им выполнить то или иное задание. Можно «отправиться в путешествие» в сказочное королевство или в гости к Незнайке. Плюшевая кукла тоже может побеседовать с малышом или послушать, как ребенок произносит слова с отрабатываемым звуком.

Для того чтобы хорошо закрепить в речи поставленный звук, необходимо предложить ребенку сыграть в одну из игр с карточками, на которых изображены нужные слова.

Множество детских песенок и коротких стишков помогут малышу легче и быстрее ввести в речь отрабатываемый звук.

Таким образом, учитывая потребности и внутренние мотивы крохи, мы будем повышать его мотивацию к учебе в целом.

Совмещаем разные виды деятельности

В реальной жизни все виды деятельности так или иначе взаимосвязаны между собой, так почему бы не использовать такой же интегрированный подход на логопедических занятиях :

например, ребенку нравится рисовать, делать аппликации и различные поделки — отлично! — пусть малыш нарисует радугу на своем рисунке, и это будет прекрасным поводом вспомнить звук [Р];

если ребенку нравится петь – он может исполнить любимую песенку, акцентируя свое внимание на определенном звуке и произнося его правильно;

детский организм испытывает невероятную потребность в двигательной активности – и для этого можно использовать подвижные игры, благодаря которым можно также повторить большое количество нужного лексического материала.

Вообще, метод интеграции различных видов деятельности и стремление развивать интерес ребенка к занятиям, собственно, и составляют суть различных прогрессивных методик современности. Поэтому главным правилом остается – проявлять терпение, стараясь при этом развивать внутреннюю мотивацию ребенка и его интерес к занятиям.

Публикации по теме:

Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы»Приобщение к занятиям физической культурой «Мы здоровы и сильны — ГТО сдаём ведь мы» Сдаём мы нормы ГТО. В целях повышения эффективности использования возможности физической культуры и спорта в укреплении здоровья и воспитания.

«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы«Вести из домашней лаборатории» опыты, эксперименты, исследования по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Люди, научившиеся наблюдениям и опыту, приобретают способность самим ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на.

Стихи в дополнение к занятиям МАТЕМАТИКА Раз, два, три, четыре, пять. Могу дальше продолжать. Математика-подружка Мне расскажет все, что нужно! Как сравнить, отнять,.

Рецепт домашней выпечки с пошаговым фото к Рождественскому столу. Ванильные ватрушки с творогомРецепт домашней выпечки с пошаговым фото к Рождественскому столу. Ванильные ватрушки с творогом Уже через несколько часов весь православный народ будет отмечать Рождество Христово. Заканчивается Рождественский пост,который длился.

Художественное слово к занятиям по рисованиюХудожественное слово к занятиям по рисованию Стихотворения к занятиям по нетрадиционному рисованию. Осень Раз, два, три, четыре, пять, Мы волшебники опять. Лист бумаги в руки взяли,.

Консультация для родителей и педагогов «Противопоказания к занятиям физическими упражнениями»Консультация для родителей и педагогов «Противопоказания к занятиям физическими упражнениями» Консультация для родителей и педагогов. ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ. Если ваш ребёнок плохо себя чувствует, необходимо.

Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации»Консультация для родителей «Зачем учиться? Секреты мотивации» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Поздравляю всех с началом нового учебного года и представляю Вашему вниманию.

Мое знакомство с домашней Масленицей. Мастер-классМое знакомство с домашней Масленицей. Мастер-класс Продолжая знакомство с видами славянских народных кукол, узнала для себя новое: у большой ростовой соломенной куклы Масленицы существует.

Повышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастаПовышение мотивации к обучению на логопедических занятиях у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста Положительная мотивация — залог успеха любого начинания. В логопедической работе с детьми с речевыми нарушениями эта проблема стоит особенно.

Стихи к музыкальным занятиям, развлечениям «Ах! Лето!» «Мы растем и крепнем летом, Любим мы его за это!», - На лужайке у реки Прожужжали мне жуки. А мы в шапки нарядимся, И в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение мотивации ребенка к логопедическим занятиям в домашней обстановке
Опубликовано: 25 января 2021 в 14:06
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД