Папки-передвижки

Повышение психологической компетентности воспитателей по вопросам воспитания и развития ребёнка с ОВЗ

Наталья Смирнова
Повышение психологической компетентности воспитателей по вопросам воспитания и развития ребёнка с ОВЗ

Семинар-практикум по теме:

«Повышение психологической компетентности воспитателей по вопросам воспитания и развития ребёнка с ОВЗ»

Подготовила педагог-психолог МАДОУ "ЦРР "Умка" :

Смирнова Наталья Ивановна

г. Новый Уренгой

2019

Публикация «Повышение психологической компетентности воспитателей по вопросам воспитания и развития ребёнка с ОВЗ» размещена в разделах

Цель: поделиться опытом повышения у воспитателей психологической компетентности в вопросах воспитания и развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья, снятие психологических барьеров.

Задачи:

- уточнение понятие психологической компетентности воспитателя;

- Раскрытие некоторых методов и приёмов работы педагога-психолога с педагогами по эмоциональному принятию ребёнка с ОВЗ;

- Раскрытие методов и приёмов по включению особенного ребёнка в детский коллектив.

Мир особого ребенка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка — допускает лишь своих.

Мир особого ребенка интересен и пуглив.

Мир особого ребенка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребенка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребенка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребенка — допускает лишь своих!

1. Теоретическая часть

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию. В связи с этим воспитатель должен знать психологические теории развития детей, в том числе и детей с ОВЗ, основы специальной педагогики и психологии, основы общей педагогики, основы возрастной и педагогической психологии, методики и технологии обучения и воспитания детей, в том числе и детей с ОВЗ, нормативно-правовые документы, регулирующие инклюзивную практику. (Педагогам демонстрируется презентация, где представлена основная нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность педагога в условиях образовательной организации.)

Конституция РФ;

Декларация прав ребенка ООН;

Конвенция ООН о правах ребенка;

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (доп. 01.09.2016);

Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» (с изм. И доп.);

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) (пункты 1.5,1.6; 2.11.1);

Одна из задач ФГОС дошкольного образования заключается в обеспечении психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей (ФГОС ДО. П. 1.6).

ПРОФСТАНДАРТ ПЕДАГОГА: Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (от «18» октября 2013 г. № 544н) : педагог, учитель, воспитатель.

Профстандарт педагога предполагает включение в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Попытаемся разобраться, что же это за категория детского населения. Определение "дети с ОВЗ" подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для детей с ОВЗ специальных условий для обучения и воспитания.

Для сопровождения «особенного ребёнка» должны быть созданы оптимальные психолого-педагогические условия и не единовременная помощь, а долговременная поддержка всех специалистов. Специфика сопровождения детей с ОВЗ такова, что каждый специалист выполняет определённые задачи в области своей деятельности. Воспитатель в такой ситуации для обеспечения социализации и успешного развития ребёнка с ОВЗ должен выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами.

Прежде всего необходимо понять, из каких, составляющих складывается компетенция педагога, позволяющая работать с детьми с ОВЗ. Педагогическую компетентность к работе можно определить через два основных показателя: профессиональную и психологическую.

Профессиональная компетентность включает в себя :

• информационную готовность;

• владение педагогическими технологиями;

• знание основ психологии и коррекционной педагоги;

• готовность педагогов использовать вариативные формы и методы работы;

• знание индивидуальных особенностей детей с различными нарушениями развития;

• готовность к повышению профессиональных знаний и умений.

Психологическая компетентность – это, прежде всего:

• эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии;

• включение детей с различными типами нарушений в деятельность и взаимодействие;

• удовлетворенность собственной педагогической деятельностью.

Более подробно остановимся на психологической составляющей компетентности педагога. В своей в работе, к сожалению, приходится сталкиваться с проблемой неготовности педагогов принятия ребёнка с ОВЗ, зачастую происходит эмоциональное выгорание и потеря мотивации, потому что не всегда сразу виден результат работы. В такой ситуации центральной задачей по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагогов, специалистов, родителей эмоционального принятия и педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения, воспитать сверстников толерантному и уважительному отношению к детям с ОВЗ. Мы всегда должны понимать, что дети с ограниченными возможностями - это просто дети, которым нужна забота, понимание. Существуют различные методы и приё мы работы с педагогами:

• Семинар-практикум;

• Арт-терапия;

• Тренинг;

• Практические занятия;

• Обучающие приёмы, способы, психотехники;

• Рекомендации, консультации.

Предлагаю на практике применить одно из таких упражнений.

Упражнение «Котенок».

Участники встают в круг. Ведущий просит передать по кругу газету. Потом предлагает представить, что на этой газете уснул маленький котенок, и теперь газету нужно передавать друг другу очень бережно, чтобы не разбудить и не испугать его.

В конце упражнения ведущий говорит, что точно такое же бережное отношение важно сохранять для общения с особыми детьми.

Упражнение «Портрет ребенка с ОВЗ»

Цель: Понимание особенностей ребенка с ОВЗ и способы работы с ним.

Участникам предлагается объединиться в группы. Каждая группа получает лист с таблицей, в которой указаны те особенности нарушения ребенка, которые чаще всего встречаются в ДОУ.

1 группа

Вид нарушения: нарушение интеллекта

Характерные особенности детей с данным видом нарушений

Какие проблемы могут возникнуть у педагога в процессе обучения таких детей? Что педагог может предпринять сам, по решению этих проблем? К кому и за какой помощью педагог может обратиться?

1. Дети с нарушением интеллекта часто поступают в ДОУ с несформированными навыками самообслуживания.

2. Внимание характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и легкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объемом.

3. Значительно нарушено мышление, особенно обобщение. Нарушение способности обобщения усугубляется неполноценностью других мыслительных процессов - анализа, синтеза, абстрагирования, сравнения.

4. Недостаточно критично относятся к результатам своего труда, часто не замечают очевидных ошибок. При выполнении заданий воспитанники часто затрудняются переключиться с одного действия на другое.

5. Эмоции детей недостаточно дифференцированны: переживания примитивны, полюсны. Эмоции часто неадекватны, непропорциональны воздействиям окружающего мира. Свои эмоциональные проявления воспитанники не контролируют. Нарушены волевые процессы, мотивация.

2 группа

Вид нарушения: нарушение опорно-двигательного аппарата

Характерные особенности детей с данным видом нарушений

Какие проблемы могут возникнуть у педагога в процессе обучения таких детей? Что педагог может предпринять сам, по решению этих проблем? К кому и за какой помощью педагог может обратиться?

1. У большинства детей с ДЦП отмечается повышенная психическая истощаемость и утомляемость, пониженная работоспособность. Они быстро становятся вялыми или раздражительными и плаксивыми, с трудом сосредоточиваются на задании. При неудачах быстро теряют к нему интерес, отказываются от его выполнения.

2. Нарушается формирование избирательности, устойчивости, концентрации, переключения, распределения внимания.

механическое запоминание порядка следования явлений и их названий.

3. Расстройства эмоционально-волевой сферы могут проявляться в виде: эмоциональной возбудимости, двигательной расторможенности, раздражительности, капризности, плаксивости, реакции протеста.

4. Координация движений нарушена, моторная неловкость, малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

5. Проявление психического инфантилизма возможны следующие особенности: ребёнок старается делать только то, что ему приносит удовольствие; проявляет повышенную эгоцентричность; неспособен соотносить собственные желания с интересами близких.

Задание для групп: в таблице проблемы, которые могут возникнуть у педагога при работе с детьми данной категории, что вы можете предпринять самостоятельно для решения этих затруднений и к кому и за какой помощью вы может обратиться. Время для работы 10 минут. По истечению отведенного времени команды презентуют ответы на поставленные им вопросы.

В группах нашего детского сада воспитываются дети с различными нарушениями. Для здоровых детей присутствие в группе «особых» воспитанников дает возможность обрести опыт толерантности, внимательного отношения и заботы к другим людям. В своей работе прежде всего педагогу необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка с ОВЗ. А для успешной социализации и развития стоит опираться на сильные стороны ребёнка. Педагог, в работе по включению детей с ОВЗ в образовательную деятельность группы, может применять следующие методы и приемы:

- применение игровых ситуаций;

- метод стимулирования общения и взаимодействия с другими детьми - помощь других детей ребенку с ОВЗ в различных сферах деятельности, в игре;

- пальчиковые игры, физминутки, методы релаксации и массажа - т. е. методы расслабления;

- игры на развитие познавательной деятельности (сначала ребенок с ОВЗ может подавать другим детям карточки, предметы, а затем и сам включаться в деятельность);

- речевые интонационные приемы: выделение речью важной информации;

-использование зрительного, картинного материала для смены вида деятельности;

- использование сигнальных карточек при выполнении заданий с каким-то определенным символом (например, идем в туалет – картинка с туалетом);

- прием «рука в руке»;

- прием привлечения других детей.

Рано или поздно перед каждым педагогом встают вопросы :

Как дети в группе общаются с особыми детьми?

Что можно сделать для создания и поддержания в группе здоровой атмосферы, в которой каждому ребенку было бы комфортно?

Как отвечать на «неудобные» вопросы детей : (почему он не такой)

Большинство родителей еще ни разу не говорили с детьми об особенностях развития, и поэтому к встрече с таким ребенком дети бывают не готовы. У них возникает много вопросов : «Почему он такой? Это у него навсегда? А я заражусь?» Взрослые оказываются застигнутыми врасплох и не знают, что ответить… Но дети не различают диагнозы, им нужно общее объяснение, донесенное простым и понятным языком.

Показ мультфильма «Про Диму».

Обсуждение.

1. Какие эмоции у вас вызвал просмотр мультфильма?

2. Какие открытия вы для себя сделали?

3. Применяете ли в работе подобные походы? Какие?

4. Как еще можно разъяснять детям о особенностях поведения детей с ОВЗ?

Я считаю, что несмотря на все условия и трудности, самое главное – это желание помочь ребёнку и его родителям, сделать пребывание особенного ребёнка в дошкольном учреждении интересным и полезным для него.

Рефлексия «Солнышко»

Уважаемые коллеги, давайте каждый из нас на лучиках для солнышка напишет своё психологическое качество, помогающее в работе с детьми с ОВЗ. Таким образом мы увидим какой у нас мощный потенциал для выбранной нами профессии.

Публикации по теме:

Мастер-класс как средство развития профессиональной компетентности педагогов и педагогической компетентности родителей Сегодня, как показала практика, современные педагоги стремятся к повышению своих профессиональных компетенций. Работая с современными детьми,.

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах подготовки детей к школе Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качеств образования по подготовке детей.

Деловая игра для воспитателей по экологии «Повышение экологической компетентности педагогов» Деловая игра для воспитателей. "Повышение экологической компетентности педагогов" Цель: закрепление знаний педагогов по теме экологического.

Консультация «Повышение компетентности родителей в области музыкального развития детей с помощью совместной деятельности» Тема: «Повышение педагогической компетентности родителей в области музыкального развития детей через вовлечение их в совместную деятельность».

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития Источник успеха человека в жизни, это его здоровье, а здоровье начинается с детства. Здоровье ребёнка, самое ценное, что есть у его родителей.

Повышение профессиональной компетентности, как один из аспектов аттестации педагогов Лялина Людмила Алексеевна, г. Москва – ГБОУ Школа №904 ЮАО, старший воспитатель, руководитель учебного корпуса №7»Созвездие» «Методическое.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Презентация «Повышение компетентности родителей с помощью социально-коммуникативных технологий» Уважаемые коллеги хочу представить вашему вниманию консультацию на тему: «Повышение компетентности родителей с помощью социально-коммуникативных.

Работа психологической службы с воспитанниками с ОВЗ и их родителями по коррекции развития "Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своимличностным особенностям".

Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей Разработка программы занятий по повышению психологической компетентности воспитателей. В связи с изменениями в системе российского образования,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение психологической компетентности воспитателей по вопросам воспитания и развития ребёнка с ОВЗ
Опубликовано: 10 марта 2019 в 15:34
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.

12 мая. День экологического образования. Передвижка «Экологическое воспитание...

Ежегодно 12 мая в России отмечается День экологических знаний. Этот праздник призван популяризировать экологические знания во всех науках и повлиять на формирование у населения экологической...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД