Получи документы

Повышение психолого-педагогической культуры родителей по воспитанию здорового ребенка

Ирина Кобозева
Повышение психолого-педагогической культуры родителей по воспитанию здорового ребенка

«От жизнерадостности, бодрости

детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

В. А. Сухомлинский

Детский сад и семья — это две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство детского сада и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям. Когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания здорового образа жизни.

Публикация «Повышение психолого-педагогической культуры родителей по воспитанию здорового ребенка» размещена в разделах

В государственных документах отмечается необходимость вовлечения родителей в образовательный процесс и повышение их компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

В последнее время наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. растет заболеваемость. Социально-экономические преобразования повлекли за собой изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентаций и не могли не отразиться на воспитании детей в семье.

Доказано, что состояние здоровья родителей - один из ведущих факторов, оказывающих непосредственное воздействие на здоровье ребенка. Это воздействие не только чисто биологическое (наследственное, но и проявляется опосредованно через систему условий, характеризующих образ жизни матери и отца, их установку на здоровье, степень медицинской активности.

Сегодня закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» определяет, что «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка».

Ученые среди причин, негативно влияющих на состояние здоровья населения, отмечают снижение общественного уровня культуры, в том числе санитарно – гигиенической, что способствует распространению вредных привычек и нездорового образа жизни.

Сегодня современным родителям очень часто не хватает воспитательных, умений и навыков, специальных знаний в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей.

Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности ДОУ. Введение федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством. Интеграция родителей непосредственно в процесс реализации основной образовательной программы образовательного учреждения является, на мой взгляд, самой большой проблемой. Вовлечение родителей в жизнедеятельность образовательного учреждения остается весьма трудной задачей. Ведь только активная позиция членов семьи, их сотрудничество с дошкольным учреждением позволяют добиться желаемых результатов.

И здесь необходим профессионализм педагога и доверие к нему родителей – это основа в создании сотрудничества ДОУ и семьи в условиях реализации стандартов нового поколения.

Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

Взаимодействие с семьей следует рассматривать, прежде всего, как диалог двух партнеров в совместном деле воспитания и развития ребенка.

Для успешной реализации Программы дошкольная организация должна обеспечивать психолого-педагогические условия, одним из которых является поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Целью повышения компетенции родителей является не просто передача им научных психолого-педагогических знаний, а установление доверительно – деловых контактов между педагогом и родителем, формирование у них «педагогической компетенции» и «педагогической рефлексии» или, говоря проще, коррекция их педагогической позиции, позволяющей понимать своего ребенка, строить правильно общение и совместную деятельность.

Рассматривая педагогическую компетентность родителей в вопросах укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста необходимо остановиться на следующем компоненте: ценностно - мотивационный – заключается в осознании необходимости охраны и укрепления здоровья ребенка как своей обязанности, создании условий, которые способствуют вхождению ребенка в мир здоровьесберегающих ценностей; ценностное отношение к собственному здоровью и установка на здоровый образ жизни.

Отношение родителей к своему здоровью, грамотность в этом отношении играет немаловажную роль в формировании его компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья собственного ребенка. Достичь положительной мотивации на здоровье ориентированное поведение и здоровый образ жизни можно лишь с помощью улучшения качества жизни и систематической образовательной и просветительской работы, повышая тем самым в глазах человека ценность собственного здоровья.

Важно помнить, что родителям необходима не только теоретическая информация, но, что главное, практические навыки.

Практика показывает, что одним из главных путей активизации взаимодействия дошкольного учреждения и семьи является использование активных форм и средств работы с родителями по охране и укреплению здоровья, формированию здорового образа жизни детей.

Традиционные формы работы, в которых главное место отводится докладам, прямой передаче знаний, утрачивают значение из-за низкой эффективности и недостаточности обратной связи. Все шире используется непосредственное вовлечение родителей в активную познавательную деятельность с применением приемов и методов, получившим обобщенное название «активные методы обучения» (обучение в деятельности Л. С. Выготский). Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, на самостоятельном овладении обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности и создают условия для формирования и закрепления полученных знаний, умений и навыков.

Наиболее эффективными являются активные формы работы, активирующие личный опыт родителей и профессиональный опыт педагогов, и требующие выражения человеком отношения и формулировки собственной позиции по здоровье сбережению :

Досуговые формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми. Использование досуговых форм способствует тому, что благодаря установлению позитивной эмоциональной атмосферы, эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми родители становятся более открытыми для общения, в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию (открытые просмотры детской деятельности, семейные праздники и развлечения, выставки, творческие конкурсы, совместные проекты).

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как собрания, групповые консультации и др. Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы рассматриваются нами как нетрадиционные (родительские собрания, консультирование, беседы, дискуссии, семинары – практикумы, круглые столы, совместное создание развивающей среды, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультаций в нетрадиционной форме, устные педагогические журналы, игры с педагогическим содержанием, педагогическая библиотека для родителей).

Таким образом, в центре работы по воспитанию здорового ребенка должен находиться не только детский сад, но и семья, так как именно эти две социальные структуры в основном и определяют уровень здоровья ребенка.

Публикации по теме:

Анкета для выявления уровня педагогической культуры родителей Уважаемые родители, ответьте пожалуйста на вопросы анкеты. касающиеся воспитания вашего ребенка. Из предложенных ответов выберите подходящий.

Консультация для молодых специалистов «Повышение педагогической компетентности» Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Представляю Вашему вниманию консультацию, ориентированную на молодых специалистов. Среди необходимых.

Консультация для родителей «Мир культуры ребенка»Консультация для родителей «Мир культуры ребенка» Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствует развитию образного мышления,.

Образец психолого-педагогической характеристики ребенка дошкольного возраста Психолого - педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста обучающегося ГБДОУ детский сад № Фамилия, имя ребенка Возраст ребенка.

Памятка для родителей по воспитанию культуры поведения у дошкольников “Там, где нет мудрости родительского воспитания – любовь матери и отца к детям уродует их”. В. А. Сухомлинский. Дорогие родители!Именно от.

Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьников Повышение интереса к урокам физической культуры у младших школьниковВ общей системе всестороннего развития человека физическое воспитание.

Презентация «Повышение педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с ОВЗ» Содержание выступления будет интересно педагогам дошкольных образовательных учреждений компенсирующего и комбинированного видов по обмену.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детейСоздание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Создание условий для психолого-педагогической поддержки позитивной социализации детей Отечественный и мировой опыт показал, что воспитательная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Повышение психолого-педагогической культуры родителей по воспитанию здорового ребенка
Опубликовано: 21 октября 2022 в 21:30
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД